Тема 15 Политико-правовые идеи французских представителей критического утопического социализма.
Бурное развитие капитализма, экономические кризисы, бедственное положение Франции в I половине ХIХ века способствовали возникновению социалистических учений. Ф. Энгельс в работе «Развитие социализма от утопии к науке» называет основателями социализма Сен-Симона, Фурье и Роберта Оуэна. Общими для всех была резкая критика капитализма, частной собственности и стремление к обоснованию идеалов общественного строя, основанного на общем труде и справедливом распределении. Социалистические и коммунистические теории в начале получили распространение в Англии и Франции, затем и всей Европе. Они были многочисленны, разнообразны по жанру: романы, статьи, трактаты и т.д. Своими проектами авторы пытались облагодетельствовать все общество в целом. Для их воззрений характерно слабое внимание к вопросам государства и права, отрицание всякого серьезного политического действия, особенно революционной борьбы. Тем не менее их взгляды оказали заметное влияние на последующее развитие политико-правовой теории и практики. Они считали, что справедливое общество можно построить без социальных потрясений, путем просвещения и преобразований.
Анри де Сен-Симон (1760 – 1825 гг.) – французский социалист- утопист в своих воззрениях на государство и право исходил из своей концепции исторического прогресса как прямой восходящей линии. Он считал, что общество развивается по восходящей линии к своему «Золотому веку». Движущими силами исторического развития он считал прогресс научного знания, морали и религии. Выделены три стадии развития общества:
теологическая (период античности и феодализма);
метафизическая (период буржуазного миропорядка);
позитивная (период счастья и благоденствия).
На первой стадии господство принадлежало священникам и феодалам, на второй – юристам и метафизикам, на третьей должно перейти к ученым и промышленникам. Здесь управление государством, экономикой передается высокоталантливым лицам из числа «индустриалов». При этом сохраняется существующая система государственно-правовых форм. Остается институт монарха, но вся полнота власти концентрируется в парламенте – Совете промышленников. Сен-Симон предлагал провести постепенные реформы: устранить наследственную знать, выкупить землю у владельцев, которые не занимаются сельским хозяйством, облегчить положение крестьян. Народу незачем вмешиваться в дело реорганизации общества. Сен-Симон не посягал на устои частной собственности, превосходство индустриализма над буржуазным обществом он видел в том, что новая система превратит страну в единую, централизованно-управляемую промышленную ассоциацию, которая будет жить по разумно составленному плану комбинированной производственной кооперации.
Шарль Фурье (1772 – 1837 гг.) считал политику и политическую деятельность бесполезным занятием, не придавая существенного значения государству. Ни народный суверенитет, ни всеобщее избирательное право, ни республиканские учреждения не изменят жалкого положения народа. Оно круто изменится, если основу общества составляет ассоциации (фаланги) – производственно-потребительские товарищества. Личная свобода каждого – первая заповедь существования фаланги. Она не допускает никакого принудительного устава. Общеобязательные нормы принимаются совместно и соблюдаются сознательно и добровольно. Фурье полагал, что организация фаланг позволит через шесть лет перейти к социализму. При этом для перехода к коммунизму Европе и Северной Америке потребуется пять лет, Африке и Азии – десять. В идеальном обществе не будет ни государства, ни права. Выступал за слияние всех общин и коммун во всеобщий союз человеческого рода, всех народов – в один народ, разобщенных государств – в единую всемирную республику.
Роберт Оуэн (1771 – 1858 гг.) – инженер, предприниматель, филантроп, человек «который сделал себя сам». Текстильная фабрика, которой он управлял в Шотландии, процветала, «ибо умеренное расписание, хорошая оплата, здоровые условия работы и отдыха, порядок в школе, яслях дали свой результат, и рабочие трудились с энтузиазмом». Он верил в возможность переделать людей средствами воспитания и улучшения условий жизни. Оуэн полагал, что с помощью законов государство может провести реформы в пользу трудящегося населения. Но провести эти законы через парламент ему не удалось. Основной источник всех социальный зол и бедствий – частная собственность. Выступал за коллективный труд, общественную собственность и равенство прав и обязанностей всех членов.
Все социалисты и коммунисты критикуя капитализм рассчитывали на промышленный переворот, который создаст новое общество и подготовит условия перехода к строю коммун (ассоциаций). Они понимали экономические основы деления общества и эксплуатации пролетариата буржуазией. Некоторые призывали обращаться с пропагандой коммунизма только к рабочему классу.
- Тема 1 Предмет и метод истории политических и правовых учений План:
- Литература:
- Предмет истории политических и правовых учений
- Методология истории политических и правовых учений
- Содержание истории политических и правовых учений
- Периодизация истории политической и правовой мысли
- Тема 2 Политическая и правовая мысль Древнего Востока план
- Древний Китай (II т. До н.Э. – II в. До н.Э.)
- Даосизм
- Тема 3 История политических и правовых учений Древней Греции план
- Политическая и правовая мысль Древней Греции раннего периода
- Развитие древнегреческих учений софистами, Сократом и Демокритом
- Учение Платона о государстве и законах
- Политико-правовые учения Аристотеля
- Политико-правовые учения в период упадка древнегреческой государственности
- Общая характеристика политико-правовые учений Древнего Рима
- Тема 4 Политические и правовые учения христианства План
- Политические и правовые учения первоначального христианства
- Учения Августина Блаженного
- Средневековые ереси
- Политико-правовое учение Фомы Аквинского
- Тема 5 Политическая и правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации
- Учение н. Макиавелли о государстве и политике
- Политико-правовые идеи Реформации
- Политические идеи тираноборцев
- Теория государственного суверенитета. Политическое учение ж. Бодена
- Политико-правовые идеи раннего социализма
- Тема 6 Политическая и правовая мысль Киевской Руси План
- Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси
- Политические идеи в произведении Иллариона «Слово о Законе и Благодати»
- Политические идеи Владимира Мономаха
- Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси
- Тема 7 Политическая и правовая мысль Московского государства
- Формирование политической идеологии Московского государства
- Политические и правовые идеи «нестяжательства»
- Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого
- Политическая идея Ивана IV
- Политические идеи Андрея Курбского
- Политические и правовые идеи и. С. Пересветова
- Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних
- Антифеодальных революций
- Основные направления политической и правовой доктрин Английской буржуазной революции
- Политико-правовые учения т. Гоббса
- Дж. Локк (1632 – 1704 гг.)
- Тема 9 Политические и правовые учения во Франции XVIII в. План
- Основные идеи просвещения. Вольтер
- Учение ш. Монтескье о государстве и праве
- Политическая и правовая доктрина ж. Руссо
- Политико-правовые учения коммунизма в предреволюционной Франции
- Основные направления политико-правовой мысли в период Французской революции
- Гракх Бабеф «Заговор во имя равенства»
- Тема 10
- Правовая теория Чезаре Беккариа
- Тема 11
- Политические идеи и.Т. Посошкова
- Политико-правовые учения м.М. Щербатова и с.Е. Десницкого
- Политико-правовые идеи а.Н. Радищева
- Тема 12 Политико-правовые учения в Германии в к. XVIII – нач. XIX вв. План
- Георг Вильгельм фридрих Гегель
- Историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта)
- Тема 13 Политико-правовая идеология России в первой половине хiх века План
- Политико-правовые идеи м.М.Сперанского и н.М.Карамзина
- Политические и правовые идеи декабристов.
- Славянофилы и Западники.
- Тема 14 Политико-правовые учения в сша в хviii-хiх вв.
- Тема 15 Политико-правовые идеи французских представителей критического утопического социализма.