logo search
Курс лекций по ИППУ Бочков А

Историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта)

Историческая школа права имеет свое начало в Германии конца ХVIII века, а в ХIХ веке оказывает существенное влияние на развитие политико-правовой мысли в Европе.

Суть этого направления заключается в том, что в основу изучения права ставится исторический аспект.

Густав Гуго (1764 – 1844 гг.) – основоположник исторической школы права. В книге «Учебник естественного права, или Философия положительного права» Гуго оспаривает основные положения теории естественного права. Концепцию общественного договора он отвергает по ряду оснований:

  1. таких договоров никогда не было, так как все государства и учреждения возникали и изменялись другими путями;

  2. общественный договор практически невозможен, так как миллионы незнакомых людей не могут вступить в соглашение и договориться;

  3. никакая власть не будет прочной, если обязанность повиновения вытекает из общественного договора.

Видный юрист утверждает, что право – это историческое явление. Своим происхождением оно не обязано волеизъявлению законодателя. Оно, как и язык, не устанавливается договором, не вводиться по чьему-либо указанию, не дается от бога, а возникает и развивается постепенно и незаметно, в силу стихийного образования соответствующих норм общения, добровольно принимаемых людьми.

Эволюция права совершается произвольно, сама собой, приноравливаясь к потребностям времени, поэтому людям лучше всего не вмешиваться в этот процесс, а держаться проверенных временем порядков и обычаев. Право – это, прежде всего, правовые обычаи (исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Право возникает из потребности решения споров. Это решение предоставлено властью. Признак права – принуждение, но право – не только установление государства. В статье «Являются ли законы единственными источниками юридических истин», Гуго сравнивает право с языком и нравами. Право развивается как правила игры (шахматы, бильярд, карты), где на практике часто встречаются ситуации, не предусмотренные поначалу установленными правилами. В процессе игры получаются общие правила. Их авторы – все и никто. Обычаи имеют преимущество перед законом, так как общеизвестны и привычны.

Фридрих Карл Савиньи (1779 – 1861 гг.) – виднейший представитель исторической школы.

Он, как и Гуго, считал становление права в государстве, возникновение и функционирование юридических норм и институтов исторически определенным, объективным процессом. Вместе с движением «национального духа» стихийно эволюционирует и право. Он сравнивал динамику права с развитием организма из зародыша. Изначально право, как зерно, покоилось в почве народного духа, постепенно и плавно раскрываясь. На первом этапе своего развития оно выступает в форме обычаев, на втором этапе на основе обычаев создаются правовые нормы, регулирующие общественные отношения. Законы, искусственно создаваемые людьми, бессильны бороться со злом. В лучшем случае они способны помочь упорядочению обычного права, которое формируется естественно – историческим путем под влиянием происходящих в народном духе необъяснимых мутаций. Право не создается законодателем, оно не зависит от случая или произвола. Право складывается исторически, как язык народа, его нравы и политическое устройство. Оно живет в общем сознании народа не в форме отвлеченных понятий, а живого восприятия юридических институтов. Вначале право существовало в общем сознании как «природное право», обособившись оно становится особой наукой в руках юристов. Научная обработка права юристами – необходимая предпосылка законодательной деятельности.

Георг Фридрих Пухта (1798 – 1846 гг.) – один из представителей исторической школы. Он убежден, что бесцельно искусственно конструировать ту или иную правовую систему. Созданная отдельно от самой истории, не наполненная народным духом, она не может привиться в обществе.

Праву свойственна органичность, которая выражается в том, что стадии и ритмы развития права совпадают с ходом эволюции народной жизни. Все представители исторической школы права отвергают теорию договорного происхождения государства, не воспринимают идею разделения властей, не признают право народа на вооруженное восстание против тирана, отрицали другие передовые идеи того времени. Они переоценивали роль правовых обычаев, которые в конце XVIII - начале XIX веков уже не справлялись с полноценным упорядочением развивающихся общественных отношений.

Гуго, Савиньи, Пухта впервые обратили внимание на необходимость учета культурно-исторических и национальных особенностей в правотворческом процессе.