logo search
Курс лекций по ИППУ Бочков А

Антифеодальных революций

План

  1. Теория естественного права Гуго Гроция.

  2. Развитие теории естественного права Барухом Спинозой.

  3. Основные направления политической и правовой доктрин Английской буржуазной революции.

  4. Политико-правовые учения Т. Гоббса и Дж. Локка.

С XVII в. в Западной Европе начинается революционное низвержение феодализма. Первыми буржуазными революциями были Нидерландская (1566 – 1609 гг.) и Английская (1642 – 1649 гг.). Идеологическим знамением их был протестантизм. На основе кальвинизма сформировался новый тип личности – носитель новой, протестантской этики, предписывающий личный аскетизм, трудолюбивую и деловую честность. Концептуальным выражением революций был рационализм и его теория естественного права и общественного договора. Горожане, буржуазия, крестьянство стремились освободиться от гнета католической церкви и дворянско-монархических государств. Теории носили ярко выраженный антифеодальный, буржуазный характер. Теория естественного права – это классическое воплощение нового мировоззрения. Её идейные истоки в трудах мыслителей эпохи Возрождения. Она основана на признании всех людей равными от природы и наделенными от природы естественными страстями, стремлениями, разумом. Законы природы определяют предписание естественного права, которому должно соответствовать позитивное (волеустановленное) право.

Первым крупным теоретиком естественного права был нидерландский ученый Гуго Гроций (1583 – 1645 гг.). Нидерланды (по имени наиболее провинции - Голландия) в XVII в. представляли собой наиболее развитую страну того времени, которая освободилась от гнета испанского короля и феодалов и добилась независимости и создания республики. Гуго Гроций – выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей раннебуржуазного учения о государстве и праве, рационалистической доктрины естественного и международного права нового времени. Обладал уникальными способностями, в 15 лет закончил Лейденский университет и получил степень доктора права, стал жертвой борьбы политических партий, был приговорен к пожизненному заключению, но бежал во Францию, где написал знаменитую книгу «О праве войны и мира. Три книги», затем поселился в Швеции. Его книга была внесена в список «еретических изданий» и запрещена до 1900 года. Написал более 90 работ по юридическим, историческим и философским наукам. Погиб при кораблекрушении. Предмет юриспруденции – вопросы права и справедливости, поэтому вопросы войны и мира – проблема юриспруденции, а не политической науки. Исходный пункт учения Гроция – природа человека, социальные качества людей. Все люди равны от природы, от рождения, т.е. изначально, и наделены естественными страстями, разумом, стремлениями, правами.

Законы природы определяют естественное право и ему должно соответствовать позитивное, волеустановленное право. Естественное право – это предписания здравого разума. В зависимости от того, признается соответствующим, либо противоречащим разумной природе человека то или иное действие, оно считается либо морально позорным, либо морально необходимым. Поэтому естественное право – это критерий, основание для различения должного (дозволенного) и недолжного (недозволенного). Естественное право, согласно Гроцию, это и есть право в «собственном смысле слова», и «оно состоит в том, чтобы предоставлять другим то, что им уже принадлежит, и выполнять возложенные на нас по отношению к ним обязанности». Источником этого права (т.е. естественного) является вовсе не чья-либо выгода, интерес или воля, а разумная природа человека как социального существа. В разумной природе человека – разумная социальная общественность, способность к знанию и деятельности, согласно общим правилам. Такое соблюдение общих правил общежития и есть источник естественного права. Оно включает в себя: воздержание от чужого имущества, возвращения полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания.

Волеустановленное право является правом постольку, поскольку не противоречит разумной человеческой природе и естественному праву. Сама справедливость воспрещений и предписаний божественного права зависит от их соответствия естественному праву. Естественное право столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим Богом. Хотя божественное всемогущество и безмерно, Бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялись четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу обратить в добро. Возражая против представления о том, что справедливость – это лишь польза сильных, что право создается силой, что именно страх побудил людей изобрести право, чтобы избежать насилия, Гроций стремился доказать, что происхождение государства и права (законов) является логически неизбежным следствием естественного права. Государство выводится Гроцием как следствие из начал естественного права. «Государство – есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». Люди объединились в государство добровольно, убедившись в «бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия…». Поэтому государство – это чисто человеческое установление, хотя оно и было потом одобрено Богом как благодетельное для человечества. Гроций сторонник договорной теории происхождения государства. По своему социальному смыслу государство выступает как соглашение большинства против меньшинства, как союз слабых и угнетенных против сильных и могущественных, а не как «заговор богачей против бедных и слабых», как у Т. Мора. Общим носителем верховной власти (т.е. суверенитета) является государством в целом. Рассматривая формы правления, Гроций упоминает царскую (единодержавную) власть, власть знатнейших вельмож, свободную гражданскую общину, демократическую республику и т.д. Отрицая тиранию, Гроций отдавал предпочтение единоличной и аристократической формам правления. Гроций был противником мнения, что верховная власть всюду и без изъятия принадлежит народу, что государей, которые злоупотребляют своей властью, следует низлагать и карать. Он считал, что собственные права и свободы подданных прекращаются с заключением соглашения об учреждении государства и гражданской власти. Праву на сопротивление властям он противопоставляет «закон о непротивлении», отступления от которого допустимы лишь в крайних случаях при условии, что сопротивление насилию не причинит величайшего потрясения государству и не приведет к гибели множества невиновных.

Война по Гроцию не противоречит естественному праву, однако он различал войны справедливые (оборонительные) и несправедливые (захватнические). В конечном счете, он подчеркивал, что все войны ведутся ради мира.

Гроция называют «отцом международного права», т.к. он разработал новую светскую доктрину международного общения. Он отрицал мнение, что в международных отношениях сила решает все. Войны должны вестись только по международному праву как части естественного и части положительного права. От военных действий не должны страдать мирное население, женщины и дети, а с военнопленными следует обращаться человечно.

Теория естественного права и общественного договора становится интернациональной.

Книга Гроция, не смотря на запрещение папы, выдержала 30 изданий.

Дальнейшее развитие, теория естественного права получила в творчестве великого голландского философа и мыслителя Баруха (Бенедикта) Спинозы (1632 – 1677 гг.). Спиноза родился в семье еврейского купца. Голландия была единственной страной , в которой евреи пользовались относительной свободой вероисповедания, и евреи из Португалии, Испании и других стран, в которых царила религиозная нетерпимость, устремлялись в Голландию. Свои политико-правовые взгляды он изложил в «Богословском трактате», «Этике, доказанной геометрическим методом» и «Политическом трактате».

В основе его политико-правового учения лежит идея строгой закономерности, причинной обусловленности всех явлений природы. «Бог и природа есть одно и то же». Т.к. человек – часть природы, то на него распространяется все естественные закономерности и естественное право.

По природе и естественному праву люди – враги, естественное состояние (как по Т. Гоббсу) «война всех против всех», «человек человеку – волк».

Однако высший закон природы состоит в стремлении каждого к самосохранению, а в естественном состоянии самосохранение людей, достижение ими своих желаний не могут быть обеспечены. Выход из тупика естественного состояния и переход посредством общего договора в состояние гражданское диктуется природой. Общество и государство Спинозой не различаются. Ошибка всех прежних учений о политике в том, что они брали людей не такими, какие они есть, а такими, какими они хотели бы их видеть. Следовательно, отсюда идут все утопии, а нужно быть реалистами. Государство и управление необходимы для согласной жизни людей и сдерживания их в определенных границах. Все люди, как варвары, так и цивилизованные повсюду находятся в общении и живут в определенном гражданском состоянии. Отличительный признак гражданского состояния – наличие верховной власти (imperium), совокупное тело которой и есть государство (civitas). При этом под верховной властью, которая выступала как сила, мощь, Спиноза понимает, по существу, суверенитет государства. Только верховная власть решает, что есть добро, а что есть – зло, что справедливо, а что не справедливо. Верховная власть не связывается никаким законом, но все должны ей во всем повиноваться. Спиноза выделяет частное гражданское право, как реализацию гражданином дозволенных верховной властью, части своих естественных прав. Осуществление не дозволенных государством всех остальных естественных прав – есть преступление.

Спиноза определяет пределы мощи государства и права:

Власть государства должна учитывать общественное мнение. Отвергая в принципе право народа на сопротивление властям, Спиноза, однако считает, что при нарушении государственными властями условий договора народ имеет естественное право на восстание.

Спиноза – защитник свободы совести и веротерпимости. Большое внимание он уделяет форме государства. Выделяет три формы: монархию, аристократию, демократию. Симпатии к демократическому государству, которое наиболее естественно и приближается к свободе. Здесь власть и законы не противостоят народу.

Учение Спинозы – первое в идеологии Нового времени теоретическое обоснование демократии.