§ 2. Сословно-представительная монархия
Общественный строй. В XIII-XIV вв. существенным образом изменился экономический облик Франции. Рост городов и товар- ного производства создали благоприятные условия для формиро- вания общенационального рынка и преодоления феодальной раз- дробленности.
Развитие товарно-денежных отношений вызвало перестройку традиционного феодального хозяйства и форм эксплуатации кре- стьян. Нуждаясь в деньгах, феодалы постепенно переводили своих крестьян с натуральных повинностей на денежные. Утверждение денежной ренты привело к изменению правового положения французского крестьянства. К XIV в. основная масса сельского населения превратилась в лично свободных крестьян - цензитари- ев, обязанных платить сеньору ежегодную денежную ренту (ценз). Новый вид феодального держания земли - цензива- к XIV в. стал основной формой крестьянского землевладения.
XIV в. принес значительные изменения и в систему вассалите- та. Нарушая старые нормы вассального права, король приближал к себе мелкое и среднее дворянство, заключая денежные контрак- ты и используя его на государственной и военной службе.
В XIV-XV вв. завершается внутренняя консолидация сослов- ного строя. В соответствии с официальными представлениями французское общество состояло из трех основных сословий - ду- ховенства, дворянства и третьего сословия.
Первым сословием считалось духовенство. Объединение ду- ховенства в единое сословие стало результатом победы королев- ской власти в XIV в. в борьбе с папством. Французское духовен- ство стало рассматриваться как составная часть нации, которая также как и другие была обязана жить по законам королевства. С установлением единого правового статуса духовенства оформи- лись и его сословные привилегии; право на получение десятины, освобождение от всех государственных повинностей, налоговый и судебный иммунитет.
135
Вторым сословием являлось дворянство, объединявшее всех светских феодалов государства. В отличие от первого оно пред- ставляло собой замкнутое, наследственное сословие. Первона- чально доступ в него был открыт для верхушки разбогатевших горожан, покупавших земли у разорившихся дворян. В последст- вии родовое дворянство, стремившееся к сословной чистоте, до7 билось того, что покупка поместий перестала предоставлять дво- рянское звание. Важнейшими привилегиями дворянства являлись: исключительное право собственности на землю, налоговый им- мунитет, особые судебные привилегии. Внутренне сословие дво- рян по-прежнему было далеко не однородным.
Самым пестрым п© социальному составу являлось третье со- словие. Реально оно объединяло в себе все трудовое население и нарождающуюся буржуазию. В него входили горожане без разли- чия их социального положения, а также крестьяне - цензитарии. Третье сословие не имело никаких привилегий и являлось единст- венным податным сословием в стране. Все бремя государственных налогов лежало именно на нем.
Государственный строй. Социально-экономические процессы, происходившие во Франции в XIV в., обусловили и изменения в государстве. Сеньориальную монархию сменила новая форма феодального государства - сословно-представительная монархия. Она возникла на том этапе государственного развития, когда ин- тересы формирующейся нации требовали усиления центральной государственной власти, преодоления феодальной раздробленно- сти и объединения государства. Главную роль в объединительном процессе играла королевская власть, которая при осуществлении своей политики, сталкиваясь с мощной оппозицией феодальной олигархии, вынуждена была опираться на поддержку сословий.
В рассматриваемый период власть короля приобретает новое правовое содержание. Королевский трон передавался по наслед- ству по мужской линии (от отца к сыну) в возрасте и состоянии духа, соответствующем короне, т. е. достигнувшему 14 лет и не безумному. К XVI в. добавилось еще требование принадлежности к католическому вероисповеданию. Из старшего сеньора король постепенно превращался в главу государства. Отношения с коро- левской властью теперь строились не на системе вассалитета, а на безусловном подчинении - подданстве. Французские легисты пы- тались обосновать новый статус короля и ими была выдвинута формула: «король является императором в своем королевстве, по- этому должен обладать неограниченными правами и быть незави- симым в своих действиях».
Полномочия и прерогативы королевской власти значительно расширились. Важнейшим среди них стало право на законотвор- чество. Французский король имел право издавать ордонансы 136
(законы) и приказы в их исполнение. Важнейшими королевскими прерогативами стали определение сословного статуса подданных (жалование дворянства, узаконивание внебрачных детей, предос- тавление статуса горожанина) и введение новых налогов. В XV в. сбор тальи и чеканка монеты отдельными феодалами были за- прещены. Значительно расширилась и судебная власть короля. Согласно акту Карла V (1372 г.) королю принадлежало право на- казания за незаконное ношение оружия, за фальшивомонетниче- ство, за нарушение королевских ордонансов. В сфере исполни- тельной власти король имел право назначать на все важные должности в государственном аппарате, контролировать их дея- тельность и отстранять от должности.
Стремление королевской власти к централизации вызывало сильную оппозицию со стороны феодальной олигархии, не же- лавшей уступать свои позиции, а также со стороны римско- католической церкви, стремившейся к мировому господству. Противостояние короля Филиппа IV с римским папой Бонифаци- ем VIII породило возникновение во Франции органа сословно представительства - Генеральных штатов. При решении вопроса о конфликте папства и французской короны, не желавшей терпеть поборы со стороны папы и его вмешательство в светские дела, первые Генеральные штаты, созванные в 1302 г., поддержали ко- роля.
Генеральные штаты состояли из трех палат, заседавших от- дельно и имевших (каждая) один совокупный голос. Первая пала- та - палата духовенства — состояла из прелатов католической церкви, лично приглашаемых королем, и избранных от духовен- ства представителей (по одному от капитулов и аббатств). Во вто- рой палате заседали депутаты от дворян. Первоначально в ее со- став входили крупные светские феодалы, приглашаемые королем. Позднее, помимо знати, получавшей индивидуальные приглаше- ния, во вторую палату стали избирать депутатов от всех осталь- ных дворян. В палате третьего сословия заседали выборные пред- ставители от городов.
В городах, подчиненных королю, представителей часто на- значали королевские чиновники. Hq, чаще депутатов выбирали либо на городских советах, либо всем населением города. Депута- ты, избранные в Генеральные штаты, наделялись императивным мандатом. Их позиция по обсуждаемым вопросам была связана с инструкцией избирателей. Вернувшись с обсуждения, депутат должен был отчитаться перед своими избирателями. Крестьянство представлено не было. Их представителями считались сеньоры.
Периодичность созыва Генеральных штатов определялась королем. Его прерогативой было право созыва, назначение места и сроков собрания. Обычно Генеральные штаты созывались в
137
случаях, когда королевская власть нуждалась в деньгах, и их ос- новной функцией было решение вопроса о субсидиях.
Значение Генеральных штатов возрастало в критические мо- менты истории страны. Таким периодом в истории Франции была Столетняя война с Англией (1337-1453 гг.). В условиях военных поражений, пленения французского короля Иоанна II англичана- ми в стране развернулось широкое движение за реформы. Ини- циатива и программа преобразований принадлежала представи- телям сословий, действовавших через Генеральные штаты. Вос- пользовавшись ослаблением королевской власти, Генеральные штаты потребовали расширения своих прав и заставили дофина Карла (будущего Карла V) издать конституционно-правовой до- кумент, получивший название - Великого мартовского ордонанса 1357г. Согласно ордонансу полномочия Генеральных штатов бы- ли значительно расширены. Они получили право собираться три раза в год без инициативы со стороны короля для «устройства хорошего управления государством», собирать и распоряжаться денежными субсидиями, контролировать деятельность королев- ской администрации. Однако ордонанс не был реализован. После подавления в 1358 г. Парижского восстания и Жакерии королев- ская власть отказалась от положений ордонанса. А новый король Карл V (1364-1380 гг.) вместо созыва Генеральных штатов стал прибегать к собранию нотаблей - знати, приглашаемой лично по собственному выбору короля. В 1439 г. Генеральные штаты вы- нуждены были согласиться на установление постоянного ежегод- ного налога (тальи) и тем самым упрочили позиции короля. По- сле окончания Столетней войны Генеральные штаты созывались крайне редко.
Возникновение сословно-представительной монархии не по- влекло за собой существенной реорганизации центрального аппа- рата государственного управления. Многие должности периода сеньориальной монархии утратили свое значение, превратившись в придворные титулы, а их место заняли новые. Из прежних должностей сохранила свою роль только должность канцлера. Ему по-прежнему подчинялась вся королевская канцелярия. Он являлся главой королевской юстиции. Для управления финансами были созданы должности государственных казначеев w генералов финансов (для экстренных сборов). Возросшая и расширившаяся деятельность королевской администрации породила должности мелких администраторов (клерков, секретарей, нотариусов), на- значаемых из незнатных дворян.
Важное место в системе управления занял Малый королев- ский совет. В 1314 г. феодальная знать добилась права представи- тельства в нем, и Малый королевский совет стал называться Большим советом. В его состав наряду с королевскими админист- 138
раторами и легистами вошли 24 представителя высшей духовной и светской знати. Совет собирался один раз в месяц, но его пол- номочия были исключительно совещательными. По мере укреп- ления королевской власти значение Большого совета падало, а при дворе оформился Тайный совет, куда приглашались лица но выбору короля.
Система местного управления в период сословно-представи- тельной монархии также не претерпела существенных изменений. Франция не имела четкого административно-территориального деления. Унифицированной была лишь структура королевского домена, состоявшего из приблизительно равных административ- ных единиц - бальяжей. В системе управления провинциями должности прево и бальи постепенно утрачивают ряд своих пол- номочий.
Важные преобразования коснулись французской армии. В ре- зультате реформ Карла VII (1439-1445 гг.) была создана регуляр- ная королевская армия. Феодалам запрещалось иметь собствен- ные военные отряды. Получив возможность взимать постоянный налог, королевской власти удалось создать регулярную армию с централизованной системой управления и четкой структурой. Было создано 15 рот солдат, комплектуемых из дворян, во главе с капитанами, дававшими клятвы верности самому королю. Набор в армию был вольным, а финансировалась она из государствен- ной казны.
Развитие судебной системы Франции шло по пути возраста- ния роли королевской юстиции, которая значительно потеснила сеньориальную и церковную. Главной особенностью судебной системы Франции по-прежнему являлась ее запутанность. Суд ос- тавался неотделим от администрации.
Высший суд королевства - парламент - в рассматриваемый период разделился на несколько палат; большую (судебную), не- сколько следственных и несколько палат прошений. Наряду с чисто судебной деятельностью парламент приобрел право регист- рации королевских ордонансов. С 1350 г. она стала обязательной. При этом, если парламент находил в ордонансе неточности или противоречия с действующими законами, то он мог заявить ре- монстрацию- отказ в регистрации. Низшие суды при вынесении своих решений могли пользоваться только зарегистрированными королевскими актами.
Суд на местах от имени короля вершили прево и бальи. Все эти должностные лица назначались и увольнялись королем. В свя- зи с этим их судебная деятельность находилась под контролем ко- ролевской власти.
Церковный суд постепенно трансформировался в специаль- ный суд по делам особой предметной подсудности (ересь, колдов-
139
ство, сожительство и др.), образовав целостную инстанционную систему: суд официалов (низшая инстанция), суд архиепископа, суд кардинала, суд римской курии (высшая инстанция, рассмат- ривавшая преимущественно дела канонического характера).
В XIV в. был создан специальный орган уголовного преследо- вания - прокуратура. Члены прокуратуры - прокураторы - вы- ступали обвинителями по делам, затрагивавшим интересы коро- ны.
Во второй половине XV в. территориальное объединение Франции было в целом завешено. Решительные действия в поли- тическом объединении страны были предприняты в правление Людовика XI (1461-1483,, гг.). Короне удалось одержать победу над союзом территориальных магнатов - Лигой общественного блага - и присоединить Прованс с крупными средиземноморски- ми портами и Бретань. К началу XVI в. Франция, ставшая самым большим европейским государством, вступила в период заверше- ния государственной и административной централизации, при- ведший к оформлению новой формы феодального государства - абсолютной монархии.
- Авторский коллектив
- Оглавление
- Раздел 1
- Глава 1 Древний Египет
- § 1. Образование древнеегипетского государства
- § 2. Общественный строй
- § 3. Государственный строй
- § 4. Основные черты права Древнего Египта
- Глава 2 Древний Вавил он
- § 1. Возникновение государства
- § 3. Государственный строй
- § 4. Кодекс Хаммурапи
- Глава 3 Древняя индия
- § 1. Возникновение древнеиндийского государства
- § 2. Общественный строй
- § 3. Государственный строй
- § 4. Законы Ману
- Глава 4 Древний Китай
- § 1. Государство Шан-Инь
- § 2. Государство Чжоу (1122-221 гг. До н.Э.)
- § 3. Государство Цинь
- § 4. Право Древнего Китая
- Раздел 2
- Глава 5 Древняя Греция
- § 1. Гомеровская Греция
- § 2. Образование Афинского государства
- § 3. Общественный и государственный строй.
- § 4. Основные черты афинского права
- § 5. Государство Спарта
- Глава 6 Древний Рим
- § 1. Образование Римской республики
- § 2. Общественный и государственный строй Рима
- § 3. Законы XII таблиц
- § 4. Крушение Римской республики и переход к монархии
- § 5. Римская империя
- 1226-1270 F Реформы Людовика IX Святого
- 1263—1265 F Гражданская война. Созыв первого парламента 1279 ф Статут «о мёртвой руке»
- Глава 7
- § 1. Особенности возникновения государства
- § 2. Монархия Меровингов
- § 3. Монархия Каролингов
- § 4. Основные черты права франков
- Глава 8
- § 1. Общественный и государственный строй Франции в период сеньориальной монархии
- § 2. Сословно-представительная монархия
- § 3. Абсолютная монархия во Франции
- § 4. Основные черты права
- Глава 9 германия
- § 1. Становление и развитие раннефеодального государства X-XII вв.
- § 2. Период феодальной раздробленности (XIII-XIX вв.)
- § 3. Абсолютизм в Германии
- § 4. Основные черты права Германии
- Глава 10 англия
- § 1. Общественный и государственный строй англосаксонской раннефеодальной монархии
- § 2. Англия в период централизованной сеньориальной
- § 3. Англия в период сословно-представительной монархии
- § 4. Англия в период абсолютной монархии
- § 5. Право средневековой Англии
- Глава 11 Византия
- § 1. Образование Византийской империи и периодизация ее истории
- § 2. Общественный строй
- § 3. Государственный строй
- § 4. Источники права Византийской империи
- Глава 12
- § 1. Государство Хань (206 г. До н. Э. - 220 г. Н. Э.)
- § 2. Государство различных эпох и династий
- § 3. Право
- Глава 13
- § 1. Возникновение и развитие Арабского Халифата
- § 2. Общественный и государственный строй Халифата
- § 3. Основные черты права Халифата
- Глава 14
- § 1. Английская буржуазная революция и возникновение буржуазного государства в Англии
- § 2. Реставрация Стюартов и образование конституционной
- V монархии.
- § 3. Эволюция английского государственного строя в XVIII веке
- § 4. Эволюция государственного строя Англии в XIX - начале XX века.
- § 5. Право Англии в XVII-XIX вв.
- Глава 15
- § 1. У истоков американской истории
- § 2. Английская колонизация. Война за независимость
- § 3. Декларация независимости и Статьи конфедерации
- § 4. Конституция сша 1787 года
- § 5. «Ветви власти»
- § 6. Гражданская война и Реконструкция Юга
- Глава 16 Франция
- § 1. Великая французская буржуазная революция
- § 2. Правление жирондистов (10 августа 1792 г. - 2 июня 1793 г.)
- § 3. Якобинская диктатура (2 июня 1793 г. - 2 июля 1794 г.)
- § 4. Термидорианская республика (1795-1799 гг.)
- § 5. Консульство и империя
- § 6. Легитимная монархия (1814-1830 гг.)
- § 7. Вторая республика (1848 - 1852 гг.)
- § 8. Вторая империя
- § 9. Первое пролетарское государство - Парижская коммуна
- § 10. Третья республика
- § 11. Развитие правовой системы Франции
- Глава 17 Германия
- § 1. Германия в период с 1800 по 1871 год
- § 2. Объединение Германии. Конституция Германской империи 1871 г.
- § 3. Милитаризация Германии
- § 4. Становление общегерманской правовой системы
- Глава 18 Италия
- § 1. Объединение Италии
- § 2. Конституция 1848 г. И государственно-правовые реформы XIX в.
- Глава 19 Япония
- § 1. Японии на грани веков
- § 2. Реформы 60-80 гг. XIX в. (Реформы Мэйдзи)
- § 3. Конституция 1889 г.
- Глава 20 Китай
- § 1. Колонизация Китая
- § 2. Синьхайская революция и провозглашение республики
- § 3. Право
- Глава 21 Сербия
- Глава 22 Болгария
- 1935 F Реорганизация Бюро расследований Департамента
- 1940 F Введение всеобщей воинской повинности
- Глава 23
- § 1. От «свободного рынка» к государственному регулированию экономикой
- § 2. «Новый курс» Рузвельта
- § 3. Программа создания «великого общества»
- § 4. Изменения в государственном строе сша
- Глава 24
- § 1. Регулирующая роль государства в сфере экономики и социальных отношений
- § 2. Основные изменения в государственном строе
- § 3. Британская колониальная империя. Вестминстерский статут 1931 г.
- Глава 25 Франция
- § 1. Между двумя мировыми войнами
- § 2. Четвертая республика
- § 3. Пятая республика. Конституция 1958 г.
- Глава 26 Германия
- § 1. Веймарская республика
- § 2. Установление фашистской диктатуры в Германии
- § 3. Федеративная Республика Германия
- § 4. Германская Демократическая Республика
- Глава 27
- Глава 28 Япония
- § 1. Между двумя мировыми войнами
- § 2. Конституция 1947 г.
- Глава 29 Китай
- § 1. Демократическое движение и программа государственного переустройства
- § 2. Образование Китайской Народной Республики
- Глава 30
- § 1. Правовые системы в Новое время
- § 2. Основные изменения права в Новейшее время. Изменение в источниках и системе права
- «Словарь гуманитария»
- «Римское частное право»
- «Международное частное право»
- «Постановления, протоколы и иные документы следователя»
- «Русский язык»
- «Философия»
- «Земельное право»
- «Уголовное право рф»
- «Уголовный процесс»
- § 2. Общественный строй