Методология истории политических и правовых учений
Если предмет отвечает на вопрос – что изучается, то метод – как изучается.
Метод – это совокупность приемов освоения действительности.
Методология – это обусловленное философское мировоззрение; совокупность определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования политико-правовых явлений. Методология включает в себя принципы: всесторонность, историчность, комплексность, многопартийность, плюрализм, практика как цель и критерий познания истинности.
Логические приемы: анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотеза и др.
Метод исследования:
философско-мировоззренческий (диалективно-материалистический, идеалистический, диалектический, метафизический);
общий (сравнения, абстрагирования, функциональный, системный, структурный, от абстрактного к конкретному и т.д.);
специальные методы (статистический, математический, кибернетический, психологический, конкретно-социологический (наблюдение, опрос, анкетирование, анализ доказательств и др.)
специальный юридический, метод выработки правовых решений, толкование норм права, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.)
Начиная с нового времени (т.е. с XVIII в. – периода научной революции в естествоведении, становления капитализма и начала буржуазной революции) проблема методологии становится одной из основных в науке. До этого не проводилось различия между наукой и научным методом. Родоначальником английского материализма и эмпиризма Ф.Бэкон (1561 – 1626) сравнивал метод в познании со светильником, освещающим дорогу в потемках, с путеводной нитью в руках исследователя. Но сами методы не составляют методологию. Ею они становятся тогда, когда объединены единой системой.
Т.к. история политических и правовых учений наряду с другими юридическими дисциплинами относится к числу гуманитарных наук, поэтому она использует богатый арсенал философских и специально-научных методов, и прежде всего методы формально-логические, диалектические, системные, сравнительно-исторического анализа. Метод не самоцель, а путь познания, способ, прием исследования. Каждая предшествующая теория выступает в качестве метода для последующих теорий, продолжающих и развивающих ее (например, пифагорейцы, платоники, перипатетики, томизм, кантианство, гегельянство и т.д.).
Для истории политических и правовых учений выделяют следующие функции метода:
метод как способ построения определенной политико-правовой теории (принципы, внутренняя логика, структура данной системы);
метод как способ интерпретации, оценки предшествующих политико-правовых учений;
метод как форма и способ выражения соотношения между данной политико-правовой теории и освещаемой действительностью (соотношение материального и духовного в политико-правовой позиции, теории и практики и т.д.).
Один из ведущих методов – метод историзма, т.е. как возникло, какие этапы прошло, в какое время, Эпоху. Исторический подход позволяет выявить в учениях как исторически проходящее, так и пребывающее, остающееся в истории. Так конкретная историческая реальность Платона, Аристотеля, римских юристов отошла в прошлое (от общности жен у Аристотеля, отсутствие частной собственности у Платона). Но некоторые их положения об общем благе, идеальном государстве, справедливости, роли законов стали необходимым звеном в исторической цепи развивающегося политико-правового знания и является составным моментом современных теоретических воззрений и построений. Так же как политико-правовые учения связаны с практикой не непосредственно, а опосредованно сложной картиной реальных исторических событий, так и момент их преемственности опосредован всей совокупностью теоретических знаний, приобретенных и сформулированных в истории политической и правовой мысли.
Конкретно-исторический аспект политико-правового содержания учения показывает, какие именно исторические определения и конкретные взгляды на общество, государство, право, политику обоснованы в данном учении, как они соотносятся с требованиями определенных социальных групп, слоев, классов, какие интересы и тенденции развития они выражали, какую позицию занимал автор учения в контексте своей эпохи.
Теоретический аспект отражает философские, общеметодологические, познавательные, мировоззренческие моменты учения. Он показывает как и каким образом обосновывались конкретные политико-правовые взгляды, в какие теоретические концепции они оформлялись, какие исходные принципы, мысли положены в их основу. Конкретно-исторические аспекты взаимосвязаны, но это не исключает их относительную самостоятельность, благодаря чему теоретические идеи, формулы, построения могут опережать, либо отставать от исторической обстановки (идеи социал-утопистов, либо современные консервативные, анархистские идеи).
Политическая и правовая мысль аккумулирует и вечные проблемы, которые по-разному освещаются разными мыслителями (справедливость, равенство, право и свобода, право и закон, личность и общество, мораль и политика и т.д.).
Весь материал излагается на основе сочетания хронологического и проблемно-категорического способов и приемов изложения.
Хронологический подход идет по персоналиям: Платон, Аристотель, Ф.Аквинский, Кант, Гегель и по школам: брахманизм, буддизм, даосизм, древнекитайские легисты, софисты, историческая школа права, юридический позитивизм и т.д. Это позволяет раскрывать последовательность и специфику формирования политико-правовых учений, их связь с эпохой. Но при этом в учениях раскрываются их теоретические проблемы, концепции, преемственность, новизна, их значимость, вклад, место и роль, связь с историей и т.д. Это позволяет выделить общее и особенное, объективное и субъективное, взаимодействие и взаимовлияние. Большую роль играет историко-сравнительные исследования, они позволяют выявить классификацию и типологию политико-правовых учений, верную оценку их содержания. Только исходя из общей картины можно адекватно оценивать их части.
- Тема 1 Предмет и метод истории политических и правовых учений План:
- Литература:
- Предмет истории политических и правовых учений
- Методология истории политических и правовых учений
- Содержание истории политических и правовых учений
- Периодизация истории политической и правовой мысли
- Тема 2 Политическая и правовая мысль Древнего Востока план
- Древний Китай (II т. До н.Э. – II в. До н.Э.)
- Даосизм
- Тема 3 История политических и правовых учений Древней Греции план
- Политическая и правовая мысль Древней Греции раннего периода
- Развитие древнегреческих учений софистами, Сократом и Демокритом
- Учение Платона о государстве и законах
- Политико-правовые учения Аристотеля
- Политико-правовые учения в период упадка древнегреческой государственности
- Общая характеристика политико-правовые учений Древнего Рима
- Тема 4 Политические и правовые учения христианства План
- Политические и правовые учения первоначального христианства
- Учения Августина Блаженного
- Средневековые ереси
- Политико-правовое учение Фомы Аквинского
- Тема 5 Политическая и правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации
- Учение н. Макиавелли о государстве и политике
- Политико-правовые идеи Реформации
- Политические идеи тираноборцев
- Теория государственного суверенитета. Политическое учение ж. Бодена
- Политико-правовые идеи раннего социализма
- Тема 6 Политическая и правовая мысль Киевской Руси План
- Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси
- Политические идеи в произведении Иллариона «Слово о Законе и Благодати»
- Политические идеи Владимира Мономаха
- Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси
- Тема 7 Политическая и правовая мысль Московского государства
- Формирование политической идеологии Московского государства
- Политические и правовые идеи «нестяжательства»
- Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого
- Политическая идея Ивана IV
- Политические идеи Андрея Курбского
- Политические и правовые идеи и. С. Пересветова
- Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних
- Антифеодальных революций
- Основные направления политической и правовой доктрин Английской буржуазной революции
- Политико-правовые учения т. Гоббса
- Дж. Локк (1632 – 1704 гг.)
- Тема 9 Политические и правовые учения во Франции XVIII в. План
- Основные идеи просвещения. Вольтер
- Учение ш. Монтескье о государстве и праве
- Политическая и правовая доктрина ж. Руссо
- Политико-правовые учения коммунизма в предреволюционной Франции
- Основные направления политико-правовой мысли в период Французской революции
- Гракх Бабеф «Заговор во имя равенства»
- Тема 10
- Правовая теория Чезаре Беккариа
- Тема 11
- Политические идеи и.Т. Посошкова
- Политико-правовые учения м.М. Щербатова и с.Е. Десницкого
- Политико-правовые идеи а.Н. Радищева
- Тема 12 Политико-правовые учения в Германии в к. XVIII – нач. XIX вв. План
- Георг Вильгельм фридрих Гегель
- Историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта)
- Тема 13 Политико-правовая идеология России в первой половине хiх века План
- Политико-правовые идеи м.М.Сперанского и н.М.Карамзина
- Политические и правовые идеи декабристов.
- Славянофилы и Западники.
- Тема 14 Политико-правовые учения в сша в хviii-хiх вв.
- Тема 15 Политико-правовые идеи французских представителей критического утопического социализма.