logo search
Чибиряев ИГиПЗС

§ 4. Основные черты права франков

Источники права. Источниками права франков являлись пра- вовые обычаи, королевские акты, иммунитетные грамоты и фор- мулы.

Правовые обычаи- самые ранние источники права. В конце Vb. франки приступили к записи правовых обычаев и составле- нию сборников правовых обычаев, так называемых «варварских правд». К последним можно отнести Салическую правду (конец V - начало VI в.), Рипуарскую правду (VI в.), Вестготскую правду (VI-VII вв.), Саксонскую правду (конец VIII - начало IX в.) и не- которые другие.

Эдикты, декреты, предписания, капитулярии (королевские акты) дополняли правовые обычаи и играли немаловажную роль в регулировании общественных отношений у франков, особенно в периоды укрепления королевской власти.

Иммунитетные грамоты, которые король выдавал своим вас- салам, предоставляли последним ряд полномочий на подкон- трольной им территории.

Формулы представляли собой образцы документов, которые хранились в канцеляриях светских и духовных учреждений и слу- жили своеобразным эталоном для совершения различного рода сделок: купли-продажи, займа и др.

Среди письменных источников наибольший интерес для ис- следования представляет Салическая правда, поскольку она рас- крывала особенности общественного и государственного строя, переходного от родовой общины к государству.

Салическая правда. Первоначальный текст Салической прав- ды, становление которой происходило в период царствованию

124

Хлодвпга, до нас не дошел. Наиболее древние рукописи относятся к временам Пипина Короткого и Карла Великого. Салическая правда выполняла роль судебника, то есть служила источником, которым руководствовались должностные лица государства, в частности судьи, при отправлении правосудия. Она представляла собой бессистемную запись разрозненных правовых обычаев, от- ражавших пережитки родового строя, такие как изгнание из об- щины за совершение преступления и др.

Для норм правового памятника характерны формализм и ка- зуистичность. Формализм прослеживается в установлении стро- гого порядка юридических действий, связанных с символикой, ритуалами. Нарушение этих действий, несоблюдение установлен- ных нормами права ритуалов вело к ничтожности (недействительности) того или иного действия. Так, закон требо- вал в одном случае произнести строго определенные слова, в дру- гом сломать ветки «мерой в локоть». Казуистичность норм уго- ловного права, зафиксированных Салической правдой, не вызы- вает сомнения, ибо в них речь шла не об общих понятиях, а о кон- кретных казусах (случаях).

Хотя Салическая правда включает нормы всех правовых ин- ститутов, для нее характерна неполнота, фрагментарность. Вместе с тем Салическая правда отражает значимую роль, которую игра- ли в обществе религиозные установления, соседствующие с пра- вовыми нормами (применение в судопроизводстве клятв, ордалий для снятия обвинения с человека), показывает процесс разложе- ния родовых отношений, что связано с имущественным расслое- нием общества, дает представление об общественном строе фран- ков начала VI в.

Имущественные отношения. Нормы Салической правды за- крепляли два вида собственности на землю: общинную (коллективную) и общесемейную. В коллективной собственности общины находились пастбищные земли и земли, занятые лесными угодьями, в общесемейной - приусадебные участки и пахотные земли. О существовании у франков общинной собственности сви- детельствует титул «О переселенцах». Пришелец мог оставаться в деревне лишь с согласия всех до единого жителей села. Исполне- ние решения общинного суда о выселении чужака производил граф. Однако если новоприбывший успевал прожить без протеста членов общины один год и один день, он приобретал право на поселение по давности. О существовании семейной собственности свидетельствует строгая ответственность виновных за поджог или разрушение изгороди земельного участка, выделенного семье. Зе- мельный участок не подлежал купле-продаже. Закон допускал лишь его наследование детьми по мужской линии. В конце VI в. стало возможным передавать землю другим родственникам, в том

125

числе дочерям и сестрам умершего. Это было закреплено в эдикте короля Хильперика. В начале VII в. франки уже, без сомнения, получили право распоряжения как приусадебной, так и пахотной землей.

Движимая собственность находилась в личной собственно- сти. Она свободно отчуждалась и передавалась по наследству.

Обязательственные отношения. Институт договорного права находился в зачаточном состоянии ввиду неразвитости товарно- денежных отношений. Судебник не содержал общих условий дей- ствительности договоров, а закреплял лишь необходимость дос- тижения соглашения между сторонами при заключении отдель- ных видов договоров. При неисполнении договора наступала имущественная ответственность должника. Если должник отказы- вался вернуть долг (возвратить вещь), суд обязывал его не только исполнить договор, но и уплатить штраф. Закон предусматривал также личную ответственность должника в виде долгового рабст- ва.

Судебник закреплял такие виды договоров, как купля- продажа, заем, ссуда, мена и дарение. Заключение договора, как правило, происходило публично.

Салическая правда содержит нормы, касающиеся возникно- вения обязательств вследствие причинения вреда в результате со- вершения преступления.

Наследование. У франков существовало два вида наследова- ния: по закону и по завещанию.

Земельная собственность при наследовании по закону пере- ходила вначале лицам мужского пола. В VI в. закон допускал к наследованию дочерей при отсутствии сыновей, за их отсутствием наследниками становились отец, мать, брат, сестра и другие род- ственники с отцовской стороны.

Салическая правда закрепила наследование по завещанию в виде так называемой аффатомии (дарения). Она заключалась в том, что наследодатель передавал принадлежащее ему имущество доверенному лицу (посреднику) и обязывал его не позднее чем через год передать имущество наследнику (наследникам). Проце- дура аффатомии осуществлялась публично в народном собрании с соблюдением формальностей и особой процедуры.

Брачно-семейное право. Нормы брачно-семейного права, от- раженные в Салической правде, раскрывали вопросы, связанные с заключением и расторжением брака, а также с отношениями в се- мье.

Формой заключения брака была покупка женихом невесты. Этому предшествовало согласие родителей жениха и невесты. По- хищение невесты наказывалось штрафом. Запрещались браки ме-

126

жду родственниками и браки свободных и рабов. Брак раба и свободного влек для последнего потерю свободы.

Мужчина в семье занимал главенствующее место. Муж осу- ществлял опеку над женой и детьми: мальчиками - до 12-летнего возраста, девочками - до вступления в брак. После смерти мужа вдова попадала под опеку совершеннолетних сыновей или других наследников умершего. Хотя жена обладала собственным имуще- ством (приданым), распоряжаться им без разрешения мужа она не могла.

Расторжение брака первоначально допускалось лишь по ини- циативе мужа. Муж мог развестись только в случае измены жены или совершения ею некоторых преступлений. Жена, оставившая мужа, подлежала смертной казни. В VIII в. Карл Великий устано- вил нерасторжимость брака.

Уголовное право. Этот правовой институт был не развит, но- сил отпечатки родового строя. Об этом свидетельствуют казуи- стичный характер правовых норм, высокие суммы штрафов, за- крепление объективного вменения (ответственность без вины), сохранение остатков кровной мести. Так, судебник предоставлял потерпевшему возможность расправиться с виновным, если по- следний был застигнут на месте преступления.

Кроме этого, Салическая правда закрепляет сложившееся общественное неравенство и при определении санкций за престу- пление исходит из классового положения потерпевшего, а иногда и из классового положения преступника.

Франки понимали под преступлением причинение вреда лич- ности и имуществу и нарушение королевского «мира». Все описы- ваемые в Салической правде преступления можно объединить в пять групп: 1) нарушение предписаний короля; 2) преступления против личности (убийство, телесные повреждения и др.); 3) преступления против собственности (кража, поломка чужой изгороди и др.); 4) преступления против нравственности (насилие над свободной девушкой); 5) преступления против правосудия (лжесвидетельство, неявка в суд).

В нормах Салической правды содержатся положения, касаю- щиеся отягчающих обстоятельств, таких как соучастие, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления. Есть понятие под- стрекательства к краже и убийству.

Под наказанием у франков понималось возмещение вреда по- терпевшему или членам его рода и уплата штрафа королю за на- рушение королевского «мира». Взамен кровной мести Салическая правда начинает предусматривать уплату штрафа. За убийство накладывался штраф в пользу родственников убитого, так назы- ваемый вергельд (цена человека). Размер вергельда определялся социальным положением убитого. К свободным и рабам приме-

127

нялись различные наказания. Свободные присуждались к уплате штрафа и изгнанию из общины (объявление вне закона). При со- вершении имущественных преступлений с виновного, кроме того, взыскивались убытки, а при причинении вреда здоровью - сред- ства на лечение потерпевшего. При изгнании из общины у винов- ного, как правило, конфисковывалось имущество. Рабы подвер- гались смертной казни, членовредительным и телесным наказани- ям.

Судебный процесс по Салической правде носил обвинитель- ный характер. Доказательствами факта совершения преступления являлись задержание виновного на месте преступления, призна- ние самого обвиняемого, свидетельские показания.

Для снятия с лица обвинения использовались такие доказа- тельства, как соприсяжничество, клятвы, ордалии, судебные по- единки. При соприсяжничестве несколько лиц (как правило, 12 родственников, знакомых обвиняемого) могли подтвердить его хорошую репутацию и тем самым удостоверить, что он не мог со- вершить преступление. Ордалии («божий суд») применялись у франков чаще всего в виде испытания «котелком», то есть с по- мощью кипящей воды. От ордалий можно было откупиться, упла- тив штраф в пользу потерпевшего и казны. Судебные поединки проходили в присутствии судей. Феодалы бились верхом и в пол- ном вооружении, простые люди в качестве оружия использовали палки. Тот, кто победил в поединке, считался выигравшим дело. К рабам для признания ими своей вины применялись пытки.

Судебное разбирательство проходило следующим образом. В судебном заседании потерпевший предъявлял обвинение винов- ной стороне. Обвиняемый либо признавал предъявленное ему об- винение, либо отвергал его. В случае признания виновным своей вины суд выносил решение по существу. В противном случае су- дья приступал к исследованию доказательств.

Если суд признавал вину обвиняемого, последний должен был выполнить решение суда. При неисполнении судебного ре- шения потерпевший обращался в суд рахинбургов, который в обеспечение исполнения судебного решения конфисковывал иму- щество виновного в размере долга. Если осужденный был не со- гласен с решением суда рахинбургов, он через 40 дней вызывался в суд сотни. В случае отказа и на сей раз выполнить решение суда, потерпевший вызывал осужденного в суд короля. Отказ явиться в королевский суд или выполнить его решения влек за собой объяв- ление виновного вне закона. В этом случае и виновный, и его имущество становились собственностью потерпевшего.

128