logo search
Курс лекций по ИППУ Бочков А

Дж. Локк (1632 – 1704 гг.)

Идеологом социального компромисса в 1688 г. выступал Джон Локк – философ, виднейший теоретик, государственный деятель, непосредственный участник английской революции, заложивший основу современной британской политической системы. Именно Локк сформулировал основополагающие принципы буржуазной государственности, заложил теоретические основы буржуазного либерализма.

Локк решительно выступал против феодальных и теологических теорий власти и права, против теократии и вмешательства государства в дела веры. До появления государства люди пребывали в естественном состоянии «полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью». «Все люди по природе свободные, равные и независимые», каждый обладает естественными правами: право на индивидуальность, на свои действия, на свой труд и его результаты. В естественном состоянии все равны, свободны, имеют собственность, здесь царит мир и доброжелательность. Законы природы предписывают мир и безопасность. Естественное право предполагает, что каждый охраняет свои интересы. Но здесь нет гарантий, отсутствует неотвратимость наказания. Для гарантий естественных прав и законов, люди отказались от самостоятельного их обеспечения и заключили общественный договор. Гарантом стало государство. Договор – это не отказ от власти и передача ее в руки одного лица или группы лиц, а соглашение одного лица с другими об объединении в сообщество с целью мира, безопасности, стабильности. По этому договору граждане не отказываются от своих естественных прав, поэтому соглашение носит ограниченный и строго определенный характер и цель. Как подчеркивал Локк, «государство – любое независимое сообщество». Учреждение государства Локк рассматривает как торжество разума, как процесс исторически закономерный и прогрессивный. Но при локковском договоре, государство не всесильно (как Левиафан), при полном бесправии народа, всех подданных. Государство имеет общий установленный закон, судебные учреждения по разрешению споров и наказания преступников.

Локк отстаивал принцип всеобщего политического и юридического равенства граждан. Личная собственность граждан – это гарант не только свободы и независимости человека, но и организации общества согласно законам природы. Частная собственность – это вечная, обязательная сторона жизни гражданина, общества и государства. Цель объединения людей в государство – сохранение их собственности. Локк рассматривал проблему контроля и ограничения государственной власти, гарантий от нарушений закона и соблюдения режима суверенитета личности. «Власть общества или созданного людьми законодательного органа не может простираться далее, нежели это необходимо для общего блага». В интересах обеспечения основных прав человека, Локк предлагал такие меры регулирования жизни общества, как регламентация сферы деятельности государства, введение принципа согласия граждан как основы деятельности государственных органов, признание права на вооруженное восстание против тирании, утверждение принципа разделения властей и т.д. Так, государство обязано «править согласно установленным законам, провозглашенным народом и известным народу; править с помощью беспристрастных и справедливых судей, в интересах мира, безопасности и общественного блага народа».

Дж. Локк подчеркивал примат представительной, законодательной власти среди других властей. Локк выделяет три вида власти в государстве: законодательную, исполнительную и природную (вопросы войны и мира, межгосударственные коалиции и т.д.). Тирания – это осуществление власти независимо от права: «Где кончается закон, начинается тирания». Абсолютная монархия несовместима с гражданским обществом.

Локк ратовал за режим законности, исполнение законов.

Позиция Локка предвосхищала идею «правового государства» и оказала огромное влияние на мыслителей Французского Просвещения, идеологов французской революции и деятелей американского освободительного движения.