logo
otvety_na_gosy_pedagogika

I. Повторение изученного в 5–8 классах.

1. Беседа по статье «Древнерусская литература».

1) Когда и как начиналась русская литература? (Возникновение русской литературы относится к концу Х века, когда с принятием на Руси христианства как государственной религии появились церковно-служебные и историко-повествовательные произведения на церковно-славянском языке.)

2) Каковы ее первые произведения? («Повесть временных лет», жития князей Бориса и Глеба, «Слово о законе и благодати», «Хождение» игумена Даниила, «Поучения» Владимира Мономаха и др.)

3) Известны ли имена их авторов? (Летописец Нестор, игумен Киево-Печерского монастыря Феодосий, киевский митрополит Иларион, игумен Даниил, князь Владимир Мономах, монах Кирилл Туровский, путешественник Афанасий Никитин и др.)

2. Викторина «Узнай по отрывку произведение и определи его жанр».

– Какие жанры древнерусской литературы вы помните?

Поучение– это проникновенная беседа о духовных ценностях. (Владимир Мономах.)

Повесть,как правило, повествует о важных исторических событиях. («Повесть о разорении Рязани Батыем».)

Словоявляется образцом торжественного красноречия.

В хождении дается информация о далеких путешествиях.

В житии – описание духовных подвигов и добрых дел святых. (Б. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский», «Сказание о житии Александра Невского».)

– Дайте определение слову «жанр».

(Жанр – исторически формирующийся вид литературных произведений, обладающих особенностями, признаками, закономерностями, отличающими их от других произведений.)

– Может ли житие быть посвящено описанию быта и подвигов разбойников? (Нет, так как это будет противоречить законам жанра.)

Жанром, который помог Руси осмыслить свое предназначение, собственную историю, стала летопись.

Летопись– повествование о событиях исторической важности, расположенных «по летам», то есть в хронологической последовательности.

Вопросы викторины:

1) «И сказал им:

– Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.

Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить ее в колодец. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадку, и поискать меду. Нашли лукошко меду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мед и влить в кадку во второй колодец». («Сказание о белгородском киселе».)

2) «Некий человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые ограбили его, сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел той же дорогой, увидел его и прошел мимо. Также шел помощник священника, подошел, посмотрел и прошел мимо. А потом проезжал этой дорогой самарянин, увидел его и сжалился. Он подошел, перевязал ему раны, возлил масло в вино. И посадил на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем». («Притча о добром самарянине».)

3) «И нашел быка большого и сильного. И велел он разъярить его. Прижгли быка каленым железом и пустили, и побежал бык мимо него, и схватил он быка рукою за бок, и вырвал кожу с мясом, сколько рука захватила. И сказал ему Владимир: «Можешь с ним бороться». («Сказание о Кожемяке».)

4) «А отец приказал слугам: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И заколите откормленного теленка, станем пировать и веселиться. Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». («Притча о блудном сыне».)

5) «Сергий жил во времена татарщины. Лично его она не тронула: укрыли леса Радонежские. Но он к татарщине не пребыл равнодушен. Отшельник, он спокойно, как все делал в жизни, поднял крест свой за Россию и благословил Дмитрия Донского на ту битву, Куликовскую, которая для нас навсегда примет символический, таинственный оттенок.

В поединке Руси с Ханом имя Сергия навсегда связано с делом созидания России». (Жанр жития. Б. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский».)