logo
otvety_na_gosy_pedagogika

2) Работа со стихотворением и. Токмаковой «в чудной стране».

В чужой стране,

В чудной стране,

Где не бывать

Тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В чужой стране,

В чудной стране…

Ты почему не веришь мне?

?- Что означают слова язычок, глазок, горлышко, ножка, употребленные в этом

                    стихотворении?

                  - Какие еще значения имеют эти слова?

                  - Как называются слова, которые имеют одно  лексическое значение? А если

                    имеют несколько    лексических    значений?

            3.  Найдите многозначные слова в данных текстах.

  1. За  столом сказала мать:

- Хватит языком болтать!

А сынишка осторожно:

- А болтать ногами можно?

                                 (Г. Бойко)

                        2)  Вот  шофер какой чудак:

                             Он поесть не мог никак.

                              Потому что спозаранку

                              Он крутил – вертел баранку.

                              А зачем крутил – вертел? –

                              Лучше взял бы да и съел!...

                                                               (А. Шибаев)

                                 

                        3)   Со столба кричит он: «Есть!

                               Вспыхнул свет в окошке!»

                               А на столб ему залезть

                               Помогли две кошки.

                                                            (Е. Руженцев)

                           

Обратимся к пословице, которую  мы записали в начале занятия. Найдите в ней многозначное слово.  Назовите его лексические значения.  Слово «язык»  мы употребляем в значениях: 1)   орган в ротовой полости человека и животных, способствующий пережевыванию пищи, орган вкуса (Язык не лопатка: знает, что сладко);  2) этот же орган человека, при помощи которого он передает свои мысли, изъясняется  (Языку соли не давай);  3) средство общения (Говорить на разных языках; найти общий язык);  4) разновидность речи, обладающая теми или иными характерными признаками  (Газетный язык; суконный язык);  5) пленный, от которого можно получить ценные сведения  (Разведчики привели языка);  6) металлический стержень в колоколе, который, ударяясь о стенку, производит звон  (Без языка и колокол нем).

                В многозначных словах одно значение выступает как основное, а другое (или другие) как вторичное. Так, значение слова язык, указанное первым, является основным, а остальные – вторичными, производными.

                Чем объяснить многозначность слова? Почему многие слова в нашем языке имеют несколько значений? Объясняется это тем, что слова живут, изменяются их значения, появляются новые оттенки значений в зависимости от возникающей у людей потребности. Гораздо удобнее, проще не придумывать новое слово для какой – то ситуации, а использовать уже имеющееся в языке слово, но с иным значением. Например, слово лист обозначало только соответствующую часть растения. Потом этим словом стали обозначать и другие предметы, имеющие какое – либо сходство с листом растения: лист стекла, лист бумаги, а наряду с лавровым, смородиновым, капустным стали использовать другие значения: похвальный, печатный. Глагол ошеломить первоначально означал – нанести в бою удар по шлему (по шелому). Теперь мы говорим: «Эта новость ошеломила нас» (т.е. удивила  или озадачила). Так происходит расширение значения слова.

Перенос названия осуществляется на основе сходства разных признаков и свойств. Явления действительности  могут быть сходными по форме:  колокольчик (звонок) – колокольчик (цветок); яблочко(маленькое) – яблочко (мишень);  по цвету:  золотая (цепь) – золотая (осень);  по характеру движений:  барабанит (барабанщик) – барабанит (дождь по крыше). Перенос возникает при сходстве и расположении частей:  нос (человека) – нос (парохода),  хвост (птицы) – хвост (самолета);  при сходстве внутренних свойств:  морж (северное морское животное, не боящееся холода) – морж (человек, купающийся зимой, закаленный),  крепкая(веревка) – крепкая (дружба). К переносу может привести и сходство выполняемых действий:  фартук (у человека) – фартук (у машины),  дворник  (человек)   – дворник (приспособление для очистки ветрового стекла у автомобиля).  Перенос возможен  и  по отношению части к целому:  машина (любая: паровая, швейная, стиральная) – машина (автомобиль).

   Запомните:  многозначные слова имеют два или более лексических значений.

             Многозначность слов свидетельствует о богатстве, яркости и выразительности русской лексики.

            Ученые – языковеды установили, что  больше всего в русском языке многозначных глаголов, затем идут прилагательные, на третьем месте – существительные. Наибольшее число лексических значений у многозначного слова – 15, хотя у глагола «идти»  30 лексических значений. Вот некоторые из них:

1. двигаться, перемещаться: поезд идет на восток;

2. направляться, отправляться: идти гулять, идти на работу;

3. вступать, поступать куда – либо;

4. следовать, двигаться, развиваться в каком – то направлении: наука идет вперед;

5. распространяться, выделяться, течь: идут сутки, идет дым, идут слезы, от печки идет пар;

6. простираться, пролегать: идут рядами горы;

7. лить падать: идет снег,  идет дождь.

8. происходить, совершаться: идут экзамены.

Чтение рассказа Б. Рябинина «Острые вещи».

- Гриша, не бери нож. Обрежешься!

- Гриша, не бери вилку. Уколешься.

- Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая…

 Когда сели обедать, мама налила сыну супу, положила котлету.

- Я горчицы хочу, - сказал Гриша.

- Нельзя тебе горчицы, она острая, - сказала мама.

Засмеялся Гриша.

- Эх ты! Разве горчица – острая? Она – горькая. Я еще вчера лизал.

?-Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, ли Гриша, который сказал, что она

                    горькая?

                 - Какой из данных предметов можно назвать острым: сабля, соус, ножницы,  

                   лампа, перец?

                  - В каких случаях слово острый можно заменить словом горький?

   Игра «Кто о чем подумал?»

                               Ведущий называет слово, а игроки записывают словосочетание, из которого бы ясно следовало значение предложенного слова. Например, ведущий произнес слово корень, один учащийся может написать корень растения, другой – корень слова. Затем ответы зачитываются, и ведущий в виде шутки объявляет, кто из играющих станет в будущем агрономом, языковедом, врачом.

   Слова для игры: поле, крыло, гнездо, прием, ядро, фигура, земля, полотно, команда, линия, связь, узел.

                         Работа со стихотворением.