2) Работа со стихотворением и. Токмаковой «в чудной стране».
В чужой стране,
В чудной стране,
Где не бывать
Тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В чужой стране,
В чудной стране…
Ты почему не веришь мне?
?- Что означают слова язычок, глазок, горлышко, ножка, употребленные в этом
стихотворении?
- Какие еще значения имеют эти слова?
- Как называются слова, которые имеют одно лексическое значение? А если
имеют несколько лексических значений?
3. Найдите многозначные слова в данных текстах.
За столом сказала мать:
- Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
- А болтать ногами можно?
(Г. Бойко)
2) Вот шофер какой чудак:
Он поесть не мог никак.
Потому что спозаранку
Он крутил – вертел баранку.
А зачем крутил – вертел? –
Лучше взял бы да и съел!...
(А. Шибаев)
3) Со столба кричит он: «Есть!
Вспыхнул свет в окошке!»
А на столб ему залезть
Помогли две кошки.
(Е. Руженцев)
Обратимся к пословице, которую мы записали в начале занятия. Найдите в ней многозначное слово. Назовите его лексические значения. Слово «язык» мы употребляем в значениях: 1) орган в ротовой полости человека и животных, способствующий пережевыванию пищи, орган вкуса (Язык не лопатка: знает, что сладко); 2) этот же орган человека, при помощи которого он передает свои мысли, изъясняется (Языку соли не давай); 3) средство общения (Говорить на разных языках; найти общий язык); 4) разновидность речи, обладающая теми или иными характерными признаками (Газетный язык; суконный язык); 5) пленный, от которого можно получить ценные сведения (Разведчики привели языка); 6) металлический стержень в колоколе, который, ударяясь о стенку, производит звон (Без языка и колокол нем).
В многозначных словах одно значение выступает как основное, а другое (или другие) как вторичное. Так, значение слова язык, указанное первым, является основным, а остальные – вторичными, производными.
Чем объяснить многозначность слова? Почему многие слова в нашем языке имеют несколько значений? Объясняется это тем, что слова живут, изменяются их значения, появляются новые оттенки значений в зависимости от возникающей у людей потребности. Гораздо удобнее, проще не придумывать новое слово для какой – то ситуации, а использовать уже имеющееся в языке слово, но с иным значением. Например, слово лист обозначало только соответствующую часть растения. Потом этим словом стали обозначать и другие предметы, имеющие какое – либо сходство с листом растения: лист стекла, лист бумаги, а наряду с лавровым, смородиновым, капустным стали использовать другие значения: похвальный, печатный. Глагол ошеломить первоначально означал – нанести в бою удар по шлему (по шелому). Теперь мы говорим: «Эта новость ошеломила нас» (т.е. удивила или озадачила). Так происходит расширение значения слова.
Перенос названия осуществляется на основе сходства разных признаков и свойств. Явления действительности могут быть сходными по форме: колокольчик (звонок) – колокольчик (цветок); яблочко(маленькое) – яблочко (мишень); по цвету: золотая (цепь) – золотая (осень); по характеру движений: барабанит (барабанщик) – барабанит (дождь по крыше). Перенос возникает при сходстве и расположении частей: нос (человека) – нос (парохода), хвост (птицы) – хвост (самолета); при сходстве внутренних свойств: морж (северное морское животное, не боящееся холода) – морж (человек, купающийся зимой, закаленный), крепкая(веревка) – крепкая (дружба). К переносу может привести и сходство выполняемых действий: фартук (у человека) – фартук (у машины), дворник (человек) – дворник (приспособление для очистки ветрового стекла у автомобиля). Перенос возможен и по отношению части к целому: машина (любая: паровая, швейная, стиральная) – машина (автомобиль).
Запомните: многозначные слова имеют два или более лексических значений.
Многозначность слов свидетельствует о богатстве, яркости и выразительности русской лексики.
Ученые – языковеды установили, что больше всего в русском языке многозначных глаголов, затем идут прилагательные, на третьем месте – существительные. Наибольшее число лексических значений у многозначного слова – 15, хотя у глагола «идти» 30 лексических значений. Вот некоторые из них:
1. двигаться, перемещаться: поезд идет на восток;
2. направляться, отправляться: идти гулять, идти на работу;
3. вступать, поступать куда – либо;
4. следовать, двигаться, развиваться в каком – то направлении: наука идет вперед;
5. распространяться, выделяться, течь: идут сутки, идет дым, идут слезы, от печки идет пар;
6. простираться, пролегать: идут рядами горы;
7. лить падать: идет снег, идет дождь.
8. происходить, совершаться: идут экзамены.
Чтение рассказа Б. Рябинина «Острые вещи».
- Гриша, не бери нож. Обрежешься!
- Гриша, не бери вилку. Уколешься.
- Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая…
Когда сели обедать, мама налила сыну супу, положила котлету.
- Я горчицы хочу, - сказал Гриша.
- Нельзя тебе горчицы, она острая, - сказала мама.
Засмеялся Гриша.
- Эх ты! Разве горчица – острая? Она – горькая. Я еще вчера лизал.
?-Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, ли Гриша, который сказал, что она
горькая?
- Какой из данных предметов можно назвать острым: сабля, соус, ножницы,
лампа, перец?
- В каких случаях слово острый можно заменить словом горький?
Игра «Кто о чем подумал?»
Ведущий называет слово, а игроки записывают словосочетание, из которого бы ясно следовало значение предложенного слова. Например, ведущий произнес слово корень, один учащийся может написать корень растения, другой – корень слова. Затем ответы зачитываются, и ведущий в виде шутки объявляет, кто из играющих станет в будущем агрономом, языковедом, врачом.
Слова для игры: поле, крыло, гнездо, прием, ядро, фигура, земля, полотно, команда, линия, связь, узел.
Работа со стихотворением.
- I. Повторение изученного в 5–8 классах.
- II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».
- III. Итог урока.
- II. Развивающие:
- III. Воспитательные:
- Ход урока.
- «Черты сентиментализма в повести н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
- Ход урока
- 3)Образ Лизы.
- 4) Образ Эраста.
- 5) Взаимоотношения героев.
- Знаете ли вы?
- Кому посвящено стихотворение?
- Кто из героев романа “Евгений Онегин” подходит под следующее описание:
- Энциклопедия русской жизни.
- Что? Где? Когда?
- II. Развивающие:
- III. Воспитательные:
- Тема: «Материальный и духовный прогресс общества и его влияние на жизнь людей». Диспут по теме: «Иметь или быть?» (по книге е. Замятина «Мы») (11 класс, 2 урока)
- Ход урока:
- 1.Организационный момент.
- 2.Вступительное слово учителя.
- 3.Аналитическая беседа.
- 4.Наблюдения над текстом, над языковыми средствами.
- 5.Анализ легенд.
- 6.Сопоставление трёх легенд.
- 7.Аналитическая итоговая беседа.
- 4. Художественное решение а.И. Солженицыным
- Краткая аннотация проекта
- Вопросы, направляющие проект Основополагающий вопрос
- Проблемные вопросы
- Учебные вопросы
- План проведения проекта Подготовительный этап. Планирование проекта
- Основной этап.
- Оценивание работы участников
- Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности
- Вопросы по русскому языку, методикам обучения, педагогике, психологии
- Три аспекта фонетических исследований
- I. Сообщение темы, цели урока.
- II. Актуализация знаний по теме урока. Беседа по плану:
- III. Тренировочные упражнения. Задания выполняются в группах.
- V. Тренировочные упражнения:
- VI. Слово учителя.
- Система согласных фонем
- Урок - фонетический разбор слова
- Тема: Лексика. Устаревшие слова. Неологизмы.
- Технологическая карта проекта
- Ход урока.
- Занятие .
- 2) Работа со стихотворением и. Токмаковой «в чудной стране».
- Стихи о голове.
- «Разбор слова по составу и словообразовательный разбор»
- 1.Организационный этап
- 2. Беседа
- III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
- IV. Работа над темой урока 1. Лекция учителя
- 2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока
- V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
- 1. Практическая работа с языковым материалом (рм один на парту)
- 2. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
- Ход урока
- Род имен существительных
- Формообразование имён существительных
- Особенности употребления имён числительных
- План разбора глагола
- Образцы разбора глаголов
- Кататься
- 2. Словарная работа.
- 1. Утро солнечно и радостно.
- 2. Глаза светились радостно.
- 3. На душе у ребят было радостно.
- Ход урока
- 1. Орг. Момент.
- 2. Стадия вызова.
- 3. Стадия осмысления.
- 4. Рефлексия.
- Подлежащее
- Сказуемое
- Ход урока
- 1. Орг. Момент.
- Ход урока
- 1. Орг. Момент.
- Ход урока
- Основные функции знаков препинания