logo
otvety_na_gosy_pedagogika

«Разбор слова по составу и словообразовательный разбор»

учителя русского языка и литературы Плетневой Н.С. 

Предварительная подготовка к уроку

Ученикам предлагается повторить темы «Словообразование» и «Состав слова», а также выполнить ряд упражнений, рассчитанных на отработку перечисленных тем.

Цели:

  1. повторить темы «Состав слова» и «Словообразование»;

  2. воспитывать у учеников интерес к процессу словообразования, воспитать умение грамотно и логично составлять новые слова и применять их в устной и письменной речи;

  3. развивать практические навыки словообразовательного анализа состава слова; научить практически использовать полученные в результате анализа знания.

Оборудование: учебник, выполненные на листе ватмана схемы словообразовательного разбора и разбору по составу слова, карточки с баллами – несколько штук от 1 до 5 баллов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Работа над новым материалом.

Данный урок предполагается провести в виде соревнования: ученики, правильно отвечая на вопросы и выполняя задания, зарабатывают карточки с баллами – на каждой карточке от1 до 5 баллов, в зависимости от сложности от сложности вопроса и полноты ответа. В конце урока подводится подсчет карточек и поощрение – например, три ученика, набравшие наибольшее количество баллов, получают зачет «автоматом», остальные, в зависимости от полученных на уроке баллов, некоторые «поблажки» на зачете либо другое поощрение.

Учитель: На прошлых уроках мы изучили, а затем повторили темы «Состав слова» и «Словообразование». Данные темы относятся к более крупной части системы наук о языке – словообразованию. Как и другие части языкознания – морфология, орфография, лексика, - словообразование также имеет ряд типов разборов слова. В частности, это разбор слова по составу и словообразовательный разбор. Обратимся к таблице и повторим этапы того и другого анализа.

 

План разбора слова по составу:

1

Окончание

Для определения окончания необходимо изменить слово и выделить изменяющуюся часть

2

Основа

Основа слова определяется с помощью отсечения окончания. Часть слова без окончания и является основой

3

Корень

Корень выделяется с помощью подбора однокоренных слов и является их общей частью

4

Суффикс

Суффикс выделяется путем подбора различных однокоренных слов, а также слов с аналогичными частями

5

Приставка

Приставка определяется по схеме аналогичной определению суффикса

 

План словообразовательного разбора:

Процесс

Примеры

1

Дать толкование лексического значения анализируемого слова

Писатель – человек занятый написанием чего-либо

2

Сравнить состав анализируемого слова с однокоренными; выявить ту часть ( или части) слова, с помощью которой оно образовалось

Писатель – писать;-тель

3

Определить, от чего образовано слово

Писатель – от основы писа- слова писать

4

С помощью чего образовано и способ образования

 

 

Учитель: Разберем по составу слово «улетают» и произведем его полный орфографический разбор.

Учитель записывает на доске, по ходу проговаривая написанное, ученики записывают в тетрадь.

  1. Состав слова.

  1. Окончание. Улетают – улетает, улетаешь. Окончание – -ют.

  2. Основа. Основа слова – улета- .

  3. Корень. Улетают – перелет, прилетать, летать. Корень – -лет-.

  4. Суффикс. Суффикс слова – -а-.

  5. Приставка. Улетает – прилет, летать. Приставка – у-.

 

  1. Словообразовательный анализ.

  1. Улетать – летя, направляться куда-нибудь.

  2. Улетать – улет, полет, прилетать, лететь, летать.

  3. Образовано с помощью приставки у- от основы слова «летать».

  4. Способ образования – приставочный.

 

Упражнение 1

Ученики по очереди заполняют таблицу. Слова для разбора диктует преподаватель. Правильный ответ – 3 балла.

Разбор слова по составу

Словообразовательный анализ слова

 

 

Слова для разборасверхсекретный, внештатный, раскрасавиц, завхоз, спецкор, пароходный, подгруппа, санчасть, предгрозовой, сбербанк, паровоз, нефтеналивной, неурожай, наушник.

 

Упражнение 2

Ученики по очереди выполняют упражнение на доске, учитель диктует слова для разбора. Правильный ответ – 2 балла.

Составьте словообразовательную цепочку по образцу: Красноватенький – красноватый – красный.

Доледниковый, долголетие, прескучный, пересоленный, сверхготовность, ненаучный, раскрасавец, бесчеловечный.

(Ледник, долгий, скучный, соль, готовность, наука, красавец, человек...)

Упражнение 3

Выполняется аналогично второму упражнению. Правильный ответ – 3 балла.

Восстановите слова, которые в словообразовательном ряду находились между исходным и полученным словом по образцу: Лесочек – лес; лесочек – лесок – лес.

Болезненность – боль, приукрасить – красить, разговорчивость – говор, сверхзащитный – защита.

(Болезнь, украсить, разговор, защитный.)

Упражнение 4

Выполняется всеми учениками в тетради. Каждый по очереди комментирует выполнение упражнения. Правильный ответ – 1 балл.

Разберите по составу следующие слова.

Черноглазая, сверхпроводимость, летчик-испытатель, перенапряжение, непререкаемый, поблагодарить, верхолаз, полевод, профком, прикосновение, изложение, растирать, товарищеский.

Упражнение 5

Выполняется всеми учениками в тетради. Каждый по очереди комментирует выполнение упражнения. Правильный ответ – 5 балл.

Заполните таблицу:

Приставочный

 

Суффиксальный

 

Приставочно-суффиксальный

 

Сложение (основ слов или целых слов)

 

Сложение сокращенных слов

 

Переход одной части речи в другую

 

Летчик, парашютистка, электровоз, малодоступный, престранный, преподнсти, раненый, юнкор, ТЮЗ, турпоход, больной, птицефабрика, учительская, МГУ, привстать, сотрудник, кресло-кровать, сбербанк.

(1 – преподнести, привстать; 2 – летчик, парашютистка; 3 – престранный, малодоступный, сотрудник; 4 – электровоз, турпохлд, птицефабрика, кресло-кровать, сбербанк; 5 – юнкор, ТЮЗ, МГУ; 6 – учительская, раненый, больной.)

 

IV. Подведение итогов

Учитель просит учеников ответить на ряд вопросов(правильный ответ – 1 балл):

- Какие пункты включает в себя словообразовательный анализ слова?

- Из каких частей состоит разбор слова по составу?

- Какие типы словообразования вам известны?

Происходит подсчет карточек, поощрение учеников, набравших наибольшее количество баллов.

Охарактеризуйте морфемы современного русского языка по семантике, функциям, месту в структуре слова. Из выделенных предложений выберите слова с формообразующими суффиксами, определите грамматическое значение этих суффиксов. Произведите словообразовательный анализ слов облизывает, пышность, страданиях.

Морфема - это минимальная значимая часть слова, которая не членится на более мелкие единицы того же уровня. Будучи единицей грамматического строя языка, морфема, как правило, обладает грамматической формой и грамматическим значением. Она способна передавать разные типы значений: 1) лексическое (носителем его является корневая морфема, выражающая наиболее семантически насыщенную часть значения слова, поскольку именно корень отсылает к понятию, лежащему в основе лексического значения слова); 2) грамматическое (носителем его являются служебные морфемы, ср., например, флективные морфемы -и, -ите, передающие значение повелительного наклонения); 3) словообразовательное (если слово производное), уточняющее значение корня (оно вносится, как правило, аффиксом). Иногда встречаются нулевые морфемы, т.е. морфемы, материально не выраженные, но обладающие грамматическим, нулевые морфемы также являются показателем грамматического значения (в слове дом, например, это значение мужского рода, единственного числа, именительного падежа). Среди морфем в зависимости от их роли в слове, а также от характера и способа передаваемого ими значения выделяются как противопоставленные друг другу корневые и аффиксальные морфемы. Главной морфемой слова является корень (общая часть родственных слов), соотносящийся с понятием и предопределяющий лексическое значение слова. Аффиксальные морфемы вносят в слово дополнительные значения -грамматические и словообразовательные. Характерной чертой морфем является их повторяемость в структуре разных слов. Это свойство морфемы позволяет выявлять ее значение, поскольку значение морфемы определяется в ряду слов, содержащих данную морфему. В зависимости от фонетических и морфологических условий состав одной и той же морфемы в разных словах и словоформах одного слова может меняться. Это формальное видоизменение морфемы приводит к возникновению морфов. Морф - это одна из формальных разновидностей морфемы, выступающая в разных словах и словоформах. Таким образом, морфы являются конкретными представителями морфемы, которая по отношению к ним является единицей более обобщенной и свободной. К одной морфеме относятся морфы, обладающие тождеством значения, а также частичным формальным тождеством. В зависимости от условий употребления морфов различают алломорфы и варианты. Алломорфы - это тождественные по значению морфы, употребление которых обусловлено их позицией в словоформе. Варианты - это морфы, тождественные не только по значению, но и по позиции, поскольку для них характерна свободная взаимозаменяемость в любых позиционных условиях. Субморф - это часть корня, внешне похожая на аффикс, но не имеющая своего значения и потому не вычленяемая в качестве самостоятельного элемента морфемной структуры слова. Корневые и служебные морфемы (за исключением окончания) входят в основу слова, которая представляет собой часть слова без окончания. Производная основа представляет собой единство, состоящее из отдельных значимых частей слова (корня и аффиксов). Непроизводная основа представляет собой единое целое (корень), которое далее со словообразовательной точки зрения расчленено быть не может. В связи с этим выделяют еще одно свойство основы - ее членимость/ нечленимость: непроизводная основа - это основа, как правило, нечленимая (исключение составляют лишь отдельные слова, членение которых происходит по аналогии, а производная – членимая). Разница между производной и непроизводной основой заключается: 1) в самой структуре основ: непроизводная основа является неделимой на более мелкие части и имеет характер единого по своему строению, далее не членимого целого, а производная основа делится на части, каждая из которых имеет свое значение; 2) в отношениях между ними: производная основа всегда зависит от непроизводной, с которой она соотносится, как только непроизводная основа уходит из языка, производная основа превращается в непроизводную; 3) в выражении ими лексического значения: если значение непроизводной основы заложено в ней самой, то значение производной основы часто складывается из составляющих ее морфем. В зависимости от того, имеет или нет то или иное слово словообразовательную мотивированность (т.е. соотнесенность с производящей основой), все слова в языке делятся на производные и непроизводные. Непроизводное слово - это слово в синхронии ничем не мотивированное, т.е. не имеющее соотношения с производящей основой или словом. Производное слово - это слово, основа которого мотивирована по форме и значению основой другого слова (или других слов), т.е. слово нас как бы «отсылает» к тому слову (или сочетанию слов), от которого оно произошло. Среди производных слов условно можно выделить две большие группы:

  1. слова, значения которых полностью складываются из значений составляющих их частей;

  2. слова, значения которых не являются простой суммой составляющих их частей.

Морфемы, выделяемые в слове, их место, функции, степени воспроизводимости разные. В зависимости от положения морфем в слове, их значения и функции они подразделяются на корневые, формирующие смысловое ядро лексического значения слова, и аффиксальные или служебные. В классификации служебных морфем учитывается не только их местоположение по отношению к корневой морфеме, но и выполняемая ими функция, а также способность сочетаться с другими элементами этого же уровня. Морфема, стоящая перед корнем, называется префиксом или приставкой. Префикс служит для образования новых слов. Морфема, стоящая после корня, называется суффиксом. Суффикс также служит для образования новых слов или новых форм слова Морфема, вставленная в корень, называется инфиксом. Морфема, стоящая между основами сложного слова или между корнем и суффиксом, служащая для соединения их в единое целое, называется интерфиксом. Интерфиксы служат для образования новых слов. Морфема, опоясывающая корень, т.е. состоящая из двух аффиксов, находящихся перед и после корня и несущих единое, нерасчлененное значение, называется конфиксом. Морфема, стоящая в конце слова и служащая для связи слов в словосочетании или предложении, называется окончанием или флексией. Путем присоединения окончаний к основе образуется не новое слово, а новая форма слова. В отличие от всех остальных аффиксов, флексия - это изменяемая часть слова, она меняется в зависимости от сочетаемости слова. Из всех видов служебных морфем наибольшее распространение имеют суффиксы. В зависимости от функциональной нагрузки аффиксальной морфемы, т.е. от функции, которую она выполняет в слове, аффиксы подразделяются на словообразующие и формообразующие. Словообразующие аффиксы служат для образования нового слова. Они присущи слову в целом, во всех его формах и выражают словообразовательное значение. Словообразующими являются префиксы, суффиксы, интерфиксы, постфиксы. Формообразующие аффиксы служат для образования форм слова. Они присущи не всему слову в целом, а лишь отдельным его словоформам и, не меняя лексического значения слова, выражают лишь грамматические значения. Формообразующими являются инфиксы и флексии, однако ими могут быть префиксы, суффиксы и постфиксы. Иногда выделяют также словоформообразующие аффиксы, т.е. аффиксы, которые совмещают в себе функции словообразования и формообразования. По характеру своей воспроизводимости аффиксы делятся на регулярные и нерегулярные. Регулярные аффиксы воспроизводятся постоянно. Их повторяемость является основой для формирования в языке словообразовательной модели. Нерегулярные аффиксы встречаются в единичных образованиях, поэтому их иногда называют унификсами, т.е. уникальными аффиксами. Они не обладают важнейшим свойством регулярных аффиксов - повторяемостью. Их выделение в слове основывается на повторяемости корня. Иногда в процессе развития языка нерегулярные аффиксы переходят в разряд регулярных. По степени участия аффикса в образовании новых слов, т.е. по степени его производительности различают аффиксы продуктивные и непродуктивные. Продуктивные аффиксы широко используются для образования новых слов или новых форм слова. Непродуктивные аффиксы -это аффиксы, которые не участвуют или используются редко в образовании новых слов или форм слова. Продуктивность/непродуктивность аффикса -это динамическая характеристика аффикса, связанная с его словообразовательным потенциалом. На разных этапах развития языка она может меняться.

  1. Разработайте фрагмент урока по теме «Морфемика» в школе на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися. На примере из текста приведите образцы словообразовательного разбора слова в школе. Назовите и охарактеризуйте основные способы словообразования в русском языке в синхронном и диахронном аспектах, сопоставьте их со способами словообразования в школьной программе. Выполните словообразовательный анализ слов отчаяние, нимало, лукавство, существование, добродушный. Произведите морфемный анализ слова отрезал.

Цель: Актуализировать полученные учащимися ранее знания о морфемах русского языка; дать понятие о морфемике как самостоятельном разделе науки о языке; совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

Оборудование: Учебник, учебные тексты, РМ карточки для практической работы.

ХОД УРОКА