Ход урока
I. ОРГМОМЕНТ.
Презентация.
II. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПОСТАНОВКОЙ ПРОБЛЕМЫ. (Слайд № 2)
"Скажи, пожалуйста, ты ученица?" - ласково поинтересовался Давыдов. "Да", - тихо ответила девочка. "Где тут живёт ваш заведующий?" - спросил Давыдов. "Его нет дома, они с женой за речкой", - сказала девочка.
(Все предложения на слайде.)
- В чём заключается особенность записанных предложений?
- Что сопутствует прямой речи в данных предложениях?
- Объясните все известные вам знаки препинания.
- Обратите внимание на выделение запятыми слова "пожалуйста", запомните.
- Как можно охарактеризовать человека, который в своей речи употребляет таки слова, как "пожалуйста", "спасибо", "до свидания", "будьте добры", "извините" и так далее?
1. А: "П". 2. "П?" - а. 3. "П", - а. 4. "П!" - а. 5. "П, - а. - П". (Схемы на слайде.)
- Выберите и запишите в тетрадь для каждого предложения соответствующую схему.
(Проверка-сравнение записанных схем проводиться с помощью записи на слайде.)
- Какие схемы вы не использовали для своей записи? Расскажите о знаках препинания в них?
СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Чужая речь может передаваться разными способами, с одним из них вы познакомились на предыдущих уроках. Это предложения с прямой речью.
- Посмотрите на этот же текст, но записанный в другой форме. ( Работа с записью на слайде.)
- Выразительно прочитайте его.
- Сколько человек участвует в разговоре? Как вы это узнали?
- При каждой ли прямой речи стоят слова автора?
- Смысл разговора мы понимаем благодаря чему?
- Прочитайте и сравните тексты. Какой текст лучше использовать в устной речи? Почему?
СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Второй текст передаёт чужую речь в форме ДИАЛОГА.
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА. (Слайд 3)
IV. РАБОТА ПО ТЕМЕ.
1. СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ и ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Выразительное чтение в учебнике (стр.103) определение диалога.
- Чтобы больше узнать значений слова "диалог", нам необходимо обратиться к словарям.
Представление словарей:
Словарь русского языка. Ожегов С.И. Москва: Русский язык, 1985.;
Толковый словарь для школьников. Поповцев И.Ю. Москва: ООО "Прод-Терминал", 2009.
http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00023/38400.htm
Групповая и индивидуальная работа учащихся.
Класс делится на 3 группы:
первая - находит толкование слова "диалог" в словаре Ожегова С.И.,
вторая - в словаре Поповцева И.Ю.,
третья - в Интернете * http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00023/38400.htm
После знакомства со словарными статьями из разных источников учитель делает вывод по всем значениям слова "диалог", используя слайд № 4.
Работа по подбору однокоренных слов (слайд № 5).
Групповая и индивидуальная работа учащихся.
Класс делится на 3 группы:
первая - находит толкование слов "пролог" в словаре Ожегова,
вторая - "эпилог" в словаре Поповцева И.Ю.,
третья -"монолог"и "полилог" в Интернете http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00023/38400.htm
После знакомства со словарными статьями из разных источников учитель делает вывод по всем значениям слов, используя слайд № 6.
Запись лексических значений в словарик.
Домашнее задание:подготовиться к написанию словарного диктанта по лексическому значению слов.
- Часто в речи хорошо воспитанного человека встречаются "волшебные слова". Назовите их.
- Попробуем объяснить написание слов "пожалуйста" и "до свидания" (работа со слайдом № 7). Запись слов в словарик.
Домашнее задание: продолжите список "волшебных слов" (кто больше?).
НАБЛЮДЕНИЕ, АНАЛИЗ ПУНКТУАЦИОННЫХ ЗНАКОВ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ И ДИАЛОГЕ.
Работа со слайдом № 8.
- Запишите предложение с прямой речью, расставьте знаки препинания и составьте схему ( проверка на слайде).
- Запишите диалог и познакомьтесь с правильным оформлением схем.
- Есть ли разница в пунктуационном оформлении этих предложений? Найдите различия.
Вывод по пунктуационному оформлению в диалоге (слайд № 9).
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
Работа с учебником. Упражнение № 247:
а) расположение предложений так, чтобы получился текст (коллективная работа);
б) запись текста в виде диалога;
в) составление схем;
г) взаимопроверка работ с опорой на слайд № 10;
д) выставление оценок учащимися.
Дифференцированная работа.
1 группа учащихся на листочках выполняет упражнение № 246 (сдается и проверяется учителем);
2 группа учащихся работает на компьютерах, выполняя задания из Единых цифровых образовательных ресурсов
Электронное задание № 17 "Знаки препинания при диалоге".
Электронное задание № 18 "Знаки препинания при диалоге".
Электронное задание № 20 "Знаки препинания при диалоге".
Результаты сообщаются учителю.
Раскройте понятия «пунктуация» и «центральная и периферическая системы пунктуации». Назовите основные принципы русской пунктуации, знаки препинания и их основные функции. Объясните расстановку знаков препинания в первых четырёх абзацах приведённого текста.
Пунктуа́ция (ср.-век. лат. punctuatio — от лат. punctum — точка) — система знаков препинания в письменности какого-либо языка, а также правила их постановки в письменной речи.
Пунктуация делает наглядным синтаксический и интонационный строй речи, выделяя отдельные предложения и члены предложений, что облегчает устное воспроизведение написанного.
Пунктуация изучает знаки препинания, интонационные паузы и принципы их постановки в устной и письменной речи. Слово пунктуация - от латинского слова пункция (укол) . Пункт - точка. В древности греки использовали для письма палочку - стилос. В местах остановок они делали после слова укол, то есть ставили точку. Когда-то слово пунктуация означало букваль¬но «постановка точек или учение о точках» . Теперь же этим словом мы называем всю систему знаков препинания в целом.
Пунктуацией называется собрание правил постановки знаков препинания, а также сама система знаков препинания, употребляемых в письменной речи. Основное назначение пунктуации - указывать на смысловое членение речи. Так, постановка точки указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего. Вместе с тем знаки препинания служат для выявления различных смысловых оттенков, присущих отдельным частям письменного текста. Например, постановка вопросительного знака в конце предложения указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания. Выбор знака между частями бессоюзного сложного предложения, обусловленный тем или иным пониманием взаимоотношения этих частей, в свою очередь служит средством выявления смысловых отношений между ними. Ср. постановку запятой, тире и двоеточия в одном и том же тексте: Всадник крикнул, лошадь понеслась (последовательность двух действий); Всадник крикнул - лошадь понеслась (в первой части указывается причина, во второй - следствие; или же отмечается быстрая смена одного явления другим); Всадник крикнул: лошадь понеслась (выявляются причинно-следственные отношения с указанием причины во второй части). Постановка или отсутствие запятой между двумя определениями, предшествующими определяемому слову, связаны с пониманием этих определений как однородных или неоднородных, например: Особенно выразительны были ее большие, черные глаза. - Особенно выразительны были ее большие черные глаза. Ср. также постановку или отсутствие запятой при определениях, предшествующих определяемому существительному, в зависимости от наличия или отсутствия дополнительных обстоятельственных оттенков значения, с чем связано обособление или необособление этих определений, например: Усталые до последней степени, экскурсанты не могли продолжать свой путь. - Усталые до последней степени экскурсанты не могли продолжать свой путь. Таким образом, в ряде случаев знаки препинания являются основным или единственным средством выявления смысловых отношений в письменном тексте, которые не могут быть выражены при помощи грамматических и лексических средств. Ср.: Профессор сейчас может быть у себя в кабинете. - Профессор сейчас, может быть, у себя в кабинете (синтаксическая роль выделенных слов выявляется только средствами пунктуации). Образуя вместе с буквами общую графическую систему языка, знаки препинания выполняют в ней особые функции. Пунктуация в русском языке строится в значительной степени на синтаксической основе. Однако это не означает, что пунктуация отражает синтаксическую структуру предложения, подчиняется ей: последняя в свою очередь обусловлена смыслом высказывания, поэтому исходным моментом для строения предложения и для выбора знаков препинания является смысловая сторона речи. Ср. случаи постановки знака препинания, не связанные с синтаксическими правилами, например, постановку так называемого интонационного тире: 1) Ходить долго - не мог; 2) Ходить - долго не мог. Приведенный пример показывает, что пунктуация связана с интонацией. Однако и в этом случае нет прямой зависимости первой от второй: обе служат средствами выражения смысла речи, причем интонация выполняет эту функцию в устной речи, а пунктуация - в речи письменной. Довольно часты случаи несовпадения пунктуации и интонации (ритмомелодики). Например: 1) Величайший русский поэт Пушкин был основоположником современного русского литературного языка (пауза после слова Пушкин между составом подлежащего и составом сказуемого не обозначается на письме никаким знаком); 2) Он быстро вошел в комнату и, увидя нас, внезапно остановился (после союза и пауза отсутствует, но по существующим синтаксическим правилам ставим здесь запятую). Не следует также забывать, что интонация является одним из средств выражения синтаксических отношений, поэтому характер связи между пунктуацией и интонацией вытекает из общих отношений пунктуации и синтаксического строя речи, о которых говорилось выше. Русская пунктуационная система обладает большой гибкостью: наряду с обязательными правилами она содержит указания, не имеющие строго нормативного характера и допускающие пунктуационные варианты, необходимые для выражения смысловых оттенков и стилистических особенностей письменного текста. Ср. пунктуационные варианты, связанные с обособлением или необособлением оборотов со словами кроме, вместо, помимо, вследствие, ввиду, благодаря и др. Следует отметить также "многозначность" большинства пунктуационных знаков (ср. многообразие употребления запятой, тире, двоеточия и других знаков). Даже такие знаки, как вопросительный и восклицательный. употребляются не только в конце предложения для указания на его законченность и вопросительный или восклицательный характер, но и в середине предложения (правда, очень редко) после каждого однородного члена, если нужно показать расчлененность вопроса или эмоциональную прерывистость речи, например: Кто же вас гонит: судьбы ли решение? зависть ли тайная? злоба ль открытая? (Л.); Все отвергал: законы! совесть! веру! (Гр.).
- I. Повторение изученного в 5–8 классах.
- II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».
- III. Итог урока.
- II. Развивающие:
- III. Воспитательные:
- Ход урока.
- «Черты сентиментализма в повести н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
- Ход урока
- 3)Образ Лизы.
- 4) Образ Эраста.
- 5) Взаимоотношения героев.
- Знаете ли вы?
- Кому посвящено стихотворение?
- Кто из героев романа “Евгений Онегин” подходит под следующее описание:
- Энциклопедия русской жизни.
- Что? Где? Когда?
- II. Развивающие:
- III. Воспитательные:
- Тема: «Материальный и духовный прогресс общества и его влияние на жизнь людей». Диспут по теме: «Иметь или быть?» (по книге е. Замятина «Мы») (11 класс, 2 урока)
- Ход урока:
- 1.Организационный момент.
- 2.Вступительное слово учителя.
- 3.Аналитическая беседа.
- 4.Наблюдения над текстом, над языковыми средствами.
- 5.Анализ легенд.
- 6.Сопоставление трёх легенд.
- 7.Аналитическая итоговая беседа.
- 4. Художественное решение а.И. Солженицыным
- Краткая аннотация проекта
- Вопросы, направляющие проект Основополагающий вопрос
- Проблемные вопросы
- Учебные вопросы
- План проведения проекта Подготовительный этап. Планирование проекта
- Основной этап.
- Оценивание работы участников
- Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности
- Вопросы по русскому языку, методикам обучения, педагогике, психологии
- Три аспекта фонетических исследований
- I. Сообщение темы, цели урока.
- II. Актуализация знаний по теме урока. Беседа по плану:
- III. Тренировочные упражнения. Задания выполняются в группах.
- V. Тренировочные упражнения:
- VI. Слово учителя.
- Система согласных фонем
- Урок - фонетический разбор слова
- Тема: Лексика. Устаревшие слова. Неологизмы.
- Технологическая карта проекта
- Ход урока.
- Занятие .
- 2) Работа со стихотворением и. Токмаковой «в чудной стране».
- Стихи о голове.
- «Разбор слова по составу и словообразовательный разбор»
- 1.Организационный этап
- 2. Беседа
- III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
- IV. Работа над темой урока 1. Лекция учителя
- 2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока
- V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
- 1. Практическая работа с языковым материалом (рм один на парту)
- 2. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
- Ход урока
- Род имен существительных
- Формообразование имён существительных
- Особенности употребления имён числительных
- План разбора глагола
- Образцы разбора глаголов
- Кататься
- 2. Словарная работа.
- 1. Утро солнечно и радостно.
- 2. Глаза светились радостно.
- 3. На душе у ребят было радостно.
- Ход урока
- 1. Орг. Момент.
- 2. Стадия вызова.
- 3. Стадия осмысления.
- 4. Рефлексия.
- Подлежащее
- Сказуемое
- Ход урока
- 1. Орг. Момент.
- Ход урока
- 1. Орг. Момент.
- Ход урока
- Основные функции знаков препинания