logo
otvety_na_gosy_pedagogika

Ход урока

I. ОРГМОМЕНТ.

Презентация.

II. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПОСТАНОВКОЙ ПРОБЛЕМЫ. (Слайд № 2)

"Скажи, пожалуйста, ты ученица?" - ласково поинтересовался Давыдов. "Да", - тихо ответила девочка. "Где тут живёт ваш заведующий?" - спросил Давыдов. "Его нет дома, они с женой за речкой", - сказала девочка.

(Все предложения на слайде.)

- В чём заключается особенность записанных предложений?

- Что сопутствует прямой речи в данных предложениях?

- Объясните все известные вам знаки препинания.

- Обратите внимание на выделение запятыми слова "пожалуйста", запомните.

- Как можно охарактеризовать человека, который в своей речи употребляет таки слова, как "пожалуйста", "спасибо", "до свидания", "будьте добры", "извините" и так далее?

1. А: "П". 2. "П?" - а. 3. "П", - а. 4. "П!" - а. 5. "П, - а. - П". (Схемы на слайде.)

- Выберите и запишите в тетрадь для каждого предложения соответствующую схему.

(Проверка-сравнение записанных схем проводиться с помощью записи на слайде.)

- Какие схемы вы не использовали для своей записи? Расскажите о знаках препинания в них?

СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Чужая речь может передаваться разными способами, с одним из них вы познакомились на предыдущих уроках. Это предложения с прямой речью.

- Посмотрите на этот же текст, но записанный в другой форме. ( Работа с записью на слайде.)

- Выразительно прочитайте его.

- Сколько человек участвует в разговоре? Как вы это узнали?

- При каждой ли прямой речи стоят слова автора?

- Смысл разговора мы понимаем благодаря чему?

- Прочитайте и сравните тексты. Какой текст лучше использовать в устной речи? Почему?

СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Второй текст передаёт чужую речь в форме ДИАЛОГА.

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА. (Слайд 3)

IV. РАБОТА ПО ТЕМЕ.

1. СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ и ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Выразительное чтение в учебнике (стр.103) определение диалога.

- Чтобы больше узнать значений слова "диалог", нам необходимо обратиться к словарям.

Представление словарей:

Групповая и индивидуальная работа учащихся.

Класс делится на 3 группы:

После знакомства со словарными статьями из разных источников учитель делает вывод по всем значениям слова "диалог", используя слайд № 4.

Работа по подбору однокоренных слов (слайд № 5).

Групповая и индивидуальная работа учащихся.

Класс делится на 3 группы:

После знакомства со словарными статьями из разных источников учитель делает вывод по всем значениям слов, используя слайд № 6.

Запись лексических значений в словарик.

Домашнее задание:подготовиться к написанию словарного диктанта по лексическому значению слов.

- Часто в речи хорошо воспитанного человека встречаются "волшебные слова". Назовите их.

- Попробуем объяснить написание слов "пожалуйста" и "до свидания" (работа со слайдом № 7). Запись слов в словарик.

Домашнее задание: продолжите список "волшебных слов" (кто больше?).

НАБЛЮДЕНИЕ, АНАЛИЗ ПУНКТУАЦИОННЫХ ЗНАКОВ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ И ДИАЛОГЕ.

Работа со слайдом № 8.

- Запишите предложение с прямой речью, расставьте знаки препинания и составьте схему ( проверка на слайде).

- Запишите диалог и познакомьтесь с правильным оформлением схем.

- Есть ли разница в пунктуационном оформлении этих предложений? Найдите различия.

Вывод по пунктуационному оформлению в диалоге (слайд № 9).

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

Работа с учебником. Упражнение № 247:

а) расположение предложений так, чтобы получился текст (коллективная работа);

б) запись текста в виде диалога;

в) составление схем;

г) взаимопроверка работ с опорой на слайд № 10;

д) выставление оценок учащимися.

Дифференцированная работа.

Результаты сообщаются учителю.

Раскройте понятия «пунктуация» и «центральная и периферическая системы пунктуации». Назовите основные принципы русской пунктуации, знаки препинания и их основные функции. Объясните расстановку знаков препинания в первых четырёх абзацах приведённого текста.

Пунктуа́ция (ср.-век. лат. punctuatio — от лат. punctum — точка) — система знаков препинания в письменности какого-либо языка, а также правила их постановки в письменной речи.

Пунктуация делает наглядным синтаксический и интонационный строй речи, выделяя отдельные предложения и члены предложений, что облегчает устное воспроизведение написанного.

Пунктуация изучает знаки препинания, интонационные паузы и принципы их постановки в устной и письменной речи.  Слово пунктуация - от латинского слова пункция (укол) . Пункт - точка. В древности греки использовали для письма палочку - стилос. В местах остановок они делали после слова укол, то есть ставили точку. Когда-то слово пунктуация означало букваль¬но «постановка точек или учение о точках» . Теперь же этим словом мы называем всю систему знаков препинания в целом.

Пунктуацией называется собрание правил постановки знаков препинания, а также сама система знаков препинания, употребляемых в письменной речи. Основное назначение пунктуации - указывать на смысловое членение речи. Так, постановка точки указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего. Вместе с тем знаки препинания служат для выявления различных смысловых оттенков, присущих отдельным частям письменного текста. Например, постановка вопросительного знака в конце предложения указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания. Выбор знака между частями бессоюзного сложного предложения, обусловленный тем или иным пониманием взаимоотношения этих частей, в свою очередь служит средством выявления смысловых отношений между ними. Ср. постановку запятой, тире и двоеточия в одном и том же тексте: Всадник крикнул, лошадь понеслась (последовательность двух действий); Всадник крикнул - лошадь понеслась (в первой части указывается причина, во второй - следствие; или же отмечается быстрая смена одного явления другим); Всадник крикнул: лошадь понеслась (выявляются причинно-следственные отношения с указанием причины во второй части). Постановка или отсутствие запятой между двумя определениями, предшествующими определяемому слову, связаны с пониманием этих определений как однородных или неоднородных, например: Особенно выразительны были ее большие, черные глаза. - Особенно выразительны были ее большие черные глаза. Ср. также постановку или отсутствие запятой при определениях, предшествующих определяемому существительному, в зависимости от наличия или отсутствия дополнительных обстоятельственных оттенков значения, с чем связано обособление или необособление этих определений, например: Усталые до последней степени, экскурсанты не могли продолжать свой путь. - Усталые до последней степени экскурсанты не могли продолжать свой путь. Таким образом, в ряде случаев знаки препинания являются основным или единственным средством выявления смысловых отношений в письменном тексте, которые не могут быть выражены при помощи грамматических и лексических средств. Ср.: Профессор сейчас может быть у себя в кабинете. - Профессор сейчас, может быть, у себя в кабинете (синтаксическая роль выделенных слов выявляется только средствами пунктуации). Образуя вместе с буквами общую графическую систему языка, знаки препинания выполняют в ней особые функции. Пунктуация в русском языке строится в значительной степени на синтаксической основе. Однако это не означает, что пунктуация отражает синтаксическую структуру предложения, подчиняется ей: последняя в свою очередь обусловлена смыслом высказывания, поэтому исходным моментом для строения предложения и для выбора знаков препинания является смысловая сторона речи. Ср. случаи постановки знака препинания, не связанные с синтаксическими правилами, например, постановку так называемого интонационного тире: 1) Ходить долго - не мог; 2) Ходить - долго не мог. Приведенный пример показывает, что пунктуация связана с интонацией. Однако и в этом случае нет прямой зависимости первой от второй: обе служат средствами выражения смысла речи, причем интонация выполняет эту функцию в устной речи, а пунктуация - в речи письменной. Довольно часты случаи несовпадения пунктуации и интонации (ритмомелодики). Например: 1) Величайший русский поэт Пушкин был основоположником современного русского литературного языка (пауза после слова Пушкин между составом подлежащего и составом сказуемого не обозначается на письме никаким знаком); 2) Он быстро вошел в комнату и, увидя нас, внезапно остановился (после союза и пауза отсутствует, но по существующим синтаксическим правилам ставим здесь запятую). Не следует также забывать, что интонация является одним из средств выражения синтаксических отношений, поэтому характер связи между пунктуацией и интонацией вытекает из общих отношений пунктуации и синтаксического строя речи, о которых говорилось выше. Русская пунктуационная система обладает большой гибкостью: наряду с обязательными правилами она содержит указания, не имеющие строго нормативного характера и допускающие пунктуационные варианты, необходимые для выражения смысловых оттенков и стилистических особенностей письменного текста. Ср. пунктуационные варианты, связанные с обособлением или необособлением оборотов со словами кроме, вместо, помимо, вследствие, ввиду, благодаря и др. Следует отметить также "многозначность" большинства пунктуационных знаков (ср. многообразие употребления запятой, тире, двоеточия и других знаков). Даже такие знаки, как вопросительный и восклицательный. употребляются не только в конце предложения для указания на его законченность и вопросительный или восклицательный характер, но и в середине предложения (правда, очень редко) после каждого однородного члена, если нужно показать расчлененность вопроса или эмоциональную прерывистость речи, например: Кто же вас гонит: судьбы ли решение? зависть ли тайная? злоба ль открытая? (Л.); Все отвергал: законы! совесть! веру! (Гр.).