logo
otvety_na_gosy_pedagogika

1. Орг. Момент.

2. Лекция учителя, запись школьниками лекции:

 Текст как предмет лингвистики — это группа предложений, объединенных в целое одной темой с помощью языковых средств. Текст имеет следующие признаки. 1. Членимость текста. Текст состоит из нескольких предложений. Одно, даже очень распространенное предложение текстом не является. 2. Смысловая цельность текста. Она проявляется, во-первых, в том, что любой текст — это высказывание на определенную тему (она часто бывает названа в заголовке); во-вторых, в том, что, сообщая что-либо о предмете речи, автор реализует свой замысел, передающий его отношение к тому, о чем он сообщает, его оценку изображаемого (основная мысль текста). Помимо этого, текст имеет относительную законченность (автономность), в нем есть начало и конец. 3. Связность текста. Она проявляется в том, что каждое последующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть. То, что повторяется в последующем предложении из предыдущего, получило название «данное», а то, что сообщается дополнительно, — «новое». «Новое» обычно выделяется логическим ударением и стоит в конце предложения. Например: Во дворе выкопали колодец. Возле колодца (данное) поселилась лягушка (новое). Она (данное) целыми днями сидела (новое) в тени колодезного сруба. Роль «данного» заключается в связи предложений между собой. Роль «нового» — в развитии мысли в тексте. Для связи предложений в тексте, «данного» и «нового», используются два способа: цепной и параллельный. При цепной связи «новое» первого предложения становится «данным» во втором, «новое» второго — «данным» в третьем и т. д. Напри- Н Д мер: Где-то за горизонтом шла гроза. Она рассы- н лала в жаркую летнюю ночь решительные раска- д ты. Гром, уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой приветливой крышей и долго бродил по чердаку. (Ю. Куранов) Главное в цепной связи — повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, повтор того или иного члена предложения. При параллельной связи одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми формами (в данном случае глаголы несовершенного вида в прошедшем времени). В тексте могут быть использованы различные средства связи: повторяющиеся слова, местоимения, синонимы, союзы в начале предложения, слова со значением части и целого. Важным средством связи является соотношение видо-временных форм глаголов-сказуемых, а также порядок слов. В художественном, публицистическом, научном и деловом стилях чаще используется повтор слов, что обеспечивает точность речи. Местоимения же широко используются во всех стилях речи. Повтор при параллельной связи обычно придает речи торжественность, приподнятость.

Определите понятия «коммуникативный аспект исследования предложения» и «актуальное членение предложения», охарактеризуйте их.

коммуникативный аспект изучения предложения

Исследование предложения как средства общения (коммуникации). Основное направление – коммуникативный синтаксис, изучающий актуальное членение предложения, при наличии которого выделяются:

1) данное (тема – основа высказывания);

2) новое (рема – предицируемая часть). Актуальное членение предложения обычно накладывается на структурно-семантическое членение, не влияя на его характер, если члены предложения носят морфологизованный характер. Учет коммуникативного задания предложения необходим при синтаксической квалификации неморфологизованных главных членов.

Актуальное членение предложения

        функциональная перспектива предложения, лингвистический термин, означающий членение предложения, исходящее из выражения им конкретного смысла в контексте данной ситуации. При А. ч. п. выделяются то, что считается известным или может быть легко понято (исходная точка, основа, тема), то, что сообщается об исходной точке высказывания (ядро, рема), и элементы перехода, например: «он (тема) оказался (переход) прекрасным учителем (рема)». А. ч. п. противопоставляется формальному членению предложения на грамматические элементы. Если тема предшествует реме, порядок слов в предложении называется объективным, в противном случае — субъективным, например: «отец (тема) идёт (рема)» — если ждут отца; «отец (рема) идёт (тема)» — если услышали шаги. А. ч. п. выражается порядком слов, интонацией и др. средствами.

Определите тему и рему в тексте стихотворения А.Блока «Вхожу я в темные храмы…».

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд. (Я – тема, совершаю бедный обряд – рема)

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад. (я – тема, прекрасной дамы – рема)

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей. (дрожу – тема, от скрипа дверей – рема)

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней. (образ – тема, в лицо мне глядит – рема)

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены! (я – тема, привык к этим ризам – оема)

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны. (Улыбки, сказки и сны – тема, Высоко бегут по карнизам – рема).

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты! (твои черты – тема, Как отрадны - рема).

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая - Ты.(тема – мне, не слышны – рема; тема – я, рема – милая-ты).

  1. Подготовьте фрагмент урока русского языка по теме «Осложнение простого предложения» на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися. Раскройте понятие «простое осложненное предложение», назовите основные виды осложнения предложения. Определите, чем осложнены простые предложения в предложенном фрагменте.

Цели:  1. систематизировать знания о простом осложнённом предложении с обособленными однородными членами, с обособленными определениями, с обособленными обстоятельствами, дополнениями;  2.закреплять умение различать простое и сложное предложение от простого осложнённого предложения; умение находить их в тексте, объяснять постановку знаков препинания, правильно интонировать предложения с обособленными членами предложения и передавать смысловые отношения между частями предложения;  3. закреплять умения правильно расставлять знаки препинания в простых осложнённых предложениях; пользоваться изученными конструкциями в собственной речи, соблюдать литературную норму при построении простого осложнённого предложения.