logo
otvety_na_gosy_pedagogika

2. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)

Назовите и охарактеризуйте основные способы словообразования в русском языке в синхронном и диахронном аспектах, сопоставьте их со способами словообразования в школьной программе.

Словообразование (дериватология) — раздел языкознания, изучающий словообразовательные отношения в языке.

Одним из важнейших вопросов словообразовательного анали­за является вопрос о способах словообразо­вания производных слов. При изучении современного русского языка необходимо строго различать способы словообразования с диахронической и синхронной точек зрения. Понятие «способ словообразования» в синхрон­ном и в диахроническом словообразовании имеет разное содержание. В диахроническом словообразовании это понятие служит для ответа на вопрос, с помощью какого средства (или каких средств) образовано про­изводное слово; в синхронном словообразовании оно используется для ответа на вопрос, с помощью какого средства (или каких средств) выражается де­ривационное (словообразовательное) значение производного слова. Под способом диахронического словообразования понимается способ изменения структуры существующего в языке слова или словосочетания, в результате которого возникает (образуется) новая лексическая единица.  Под способом синхронного сло­вообразования понимается известное свойство синхронически про­изводного слова, отражающее наше представление о способе его словообразования как историческом процессе. В отличие от спосо­бов диахронического словообразования, которые отражают реаль­ные исторические процессы формирования новых слов на базе су­ществующих лексических единиц, способы синхронного слово­образования отражают известные особенности структуры синхронически производных слов, которая определяется взаимоот­ношением этих слов с другими словами языка на данном этапе его развития. В новейшей лингвистической литературе под способом синхро­нного словообразования понимается «единица словообразова­тельной системы, определяемая основным словообразовательным средством (средствами), свойственным ряду словообразовательных типов, в отвлечении от конкретных материальных воплощений это­го средства (средств) в разных типах» [Лопатин В.В.], «более крупная, чем словообразовательный тип, единица классификации, объеди­няющая ряд типов, характеризующихся одним и тем же видом форманта (префикс, суффикс, постфикс и т. п.)» [АГ – 70].  Обычно называют четыре способа словообразо­вания и определяют их следующим образом: лексико-семантический — образование нового слова в результате изменения значения уже существую­щего слова; ср., напр. кулак и кулак (богатый крестьянин); лексико-синтаксический — создание нового слова из слоносочетания и результате объединения двух или более слои, например сумасшедший (из с ума сшед­ший); морфолого-синтаксический — возникновение нового слова в результате перехода слова или отдельной словоформы в другую часть речи, например:батюшки! — междометие (из формы множественного числа существи­тельного), благодаря — предлог (из формы деепричастия глагола благодарить); морфологический — образование производного слова в результате присоединения словообразовательных (деривационных) аффиксов к производящей основе, например: барабан — барабан-щик, конфета — конфет-ный, ехать — при-ехатъ. В школьной программе самым плодотворным средством обогащения словаря является образование слов на базе имеющихся в языке слов и морфем.

Первый закон словообразования: слова образуются на основе семантической выводимости. Второй закон словообразования: слова об­разуются от производящих (мотивирующих) слов или их основ. Третий закон словообразования: слова об­разуются с помощью одного суффикса или одного пре­фикса (при соответствующих способах словообразования: суффиксальном или префиксальном).

Выполните словообразовательный анализ слов отчаяние, нимало, лукавство, существование, добродушный. Произведите морфемный анализ слова отрезал.

Словообразовательный анализ:

отчаяние

1.Начальная форма – отчаяние. 2. Основа слова – отчаян-. Основа производная (чаяние).

3. от – приставка, ча – корень, -яни- словообразовательный суффикс, е – окончание

4. суффиксальный способ

Нимало

1. начальная форма – нимало

2. основа слова- нимало-, основа непроизводная (состоит из одного корня).

Лукавство

1. начальная форма – лукавство

2. основа слова –лукав-, производная (лукавый).

3. –ств- словообразовательный суффикс 4. Суффиксальный способ.

Существование

1. начальная форма – существование

2. основа слова –существован-, производная (существо).

3. –ова-, -н- словообразовательный суффикс 4. Суффиксальный способ.

Добродушный

1. Начальная форма – добродушный 2. Основа слова – добр-,-душн-. Основы производные (добро, душа). 3. –о- соединительная гласная 5. -н- – словообразовательный суффикс. 6. Суффиксальный способ.

Морфемный анализ:

Отрезал

1. глагол

2. основа формы – отрезал

3. -рез- корень (резать, режет, отрезок)

4. от- приставка, -ал- суффикс

  1. Разработайте фрагмент повторительно-обобщающего урока по теме «Морфологический разбор знаменательных частей речи» в школе на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися. Дайте определение понятию «функционально-семантическая категория». Охарактеризуйте классифицирующие и словоизменительные категории современного русского языка. Произведите морфологический анализ выделенных слов.

Работа над темой урока . лекция учителя:

ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ и знаменательные слова. Части речи со своей семасиологической стороны, т.-е. со стороны их значения, разделяются на знаменательные и служебные. Знаменательные слова отличаются своей конкретностью, и потому звуковая форма их может при произвольном внимании вызывать живое представление того предмета, знаком которого она служит. Служебные части речи это те, в которых значение слов лишено этой способности вызова представлений. Знаменательные слова отличаются узостью значения, а служебные — широтою. Наибольшей знаменательностью, а стало быть и узостью значения отличаются те, которые являются знаками представлений, отличающихся богатством признаков. На первом месте нужно, значит, поставить конкретные имена существительные: волк, камень, водяной; на втором — абстрактные существительные, производные от глаголов и прилагательных (ширина, чтение), имена прилагательные и глаголы, и на третьем, наконец, наречия. Эта классификация частей по убыли в них знаменательности объясняется тем, что знаменательность прилагательного и глагола выражается при сочетании с существительным (глубокая осень, серебристый ландыш, река ревет), а наречия — с тем же существительным через посредство глагола или прилагательного (Братья в ту пору домой возвращалися толпой — Пшк., златокудрая Эос, бледно-розовый закат солнца). Знаменательные слова 2-й и 3-й степеней в поэтической речи придают представлению особую яркость, когда они употреблены в качестве тропов. Служебные слова отличаются от знаменательных тем, что шире объем их сочетания с другими словами. Местоимение, напр., — он — приложимо ко всем существительным, числительное к счету всех предметов, а какое-либо прилагательное — широкий или золотой — употребленное в прямом значении, только к определенному кругу. Затем служебные части речи не могут употребляться в качестве тропов. Служебные части речи по убывающей в них знаменательности можно классифицировать так: 1) местоимение, 2) числительное, 3) предлог и 4) союз.

Дайте определение понятию «функционально-семантическая категория». Охарактеризуйте классифицирующие и словоизменительные категории современного русского языка. Произведите морфологический анализ выделенных слов.

Функционально-семантическая категория - термин функциональной грамматики; базирующаяся на определенной семантической категории группировка средств различных уровнейязыка, а также комбинированных языковых средств, взаимодействующих на основе общности их семантических функций. Данная единица обладает как планом выражения, так ипланом содержания, то есть является двусторонним единством; имеет полевую структуру (имеет центр и периферию). Ядро функционально-семантического поля составляют единицы морфологического и синтаксического уровня. Словообразовательные и лексические средства составляют периферию поля. Примером функционально-семантического поля может служить поле компаративности. Данное поле группируется вокруг семантической категории сравнения. Ядро поля составляют морфологическая категория степеней сравнения прилагательных и наречий (умнее, самый умный) и синтаксические сравнительные конструкции (Он умён как Эйнштейн). На периферии поля находятся лексические средства (похож, подобен, сходство, аналог) и словообразовательные (человекоподобный, звероватый, голубоватый).

В зависимости от того, являются ли компоненты грамматической категории одним словом или представляют разные лексемы, различают словоизменительные и классифицирующие (лексикограмматические) категории. Классифицирующие категории объединяют разные слова, имеющие одинаковое грамматическое значение. Так, словоизменительными являются категории рода, числа и падежа у прилагательных, категория падежа у существительных, категория лица, наклонения, времени у глагола и др. К классифицирующим принято относить категорию рода у существительных, вид в глаголе. Некоторые категории оказываются смешанного типа, частично словоизменительными, частично лексико-грамматическими (классифицирующими). Такова, например, категория числа у существительных.

  1. Разработайте фрагмент урока по теме «Части речи» на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся. Дайте характеристику знаменательных частей речи, соотнесите с классификацией древнерусского языка. Определите принадлежность подчеркнутых слов к определенной части речи. Произведите морфологический анализ слова добровольных.

Тема: "Части речи". Цели: вспомнить признаки, на основе которых слова объединяются в части речи; формировать умение распознавать части речи. Формировать и развивать навыки самостоятельной работы. Оборудование: толковые словари, справочники для начальной школы. Ход урока. Оргмомент: Мы сегодня отправляемся в длительное путешествие. Куда? Узнаем позже, но, чтобы успеть пройти сегодняшний отрезок пути, нужно четко выполнять все указания проводника (меня), быть внимательными и собранными. 1. Словарная работа,  а) Диктант, подготовленный кем-то из детей,  б)Взаимопроверка. (Слова пишите в столбик, определите части речи, образуйте однокоренное прилагательное или глагол и т.д.) 2. Подготовка к восприятию нового. Карточка №1. Прочитайте - По дороге тройка бежит. - По снегам снежные метели. Снегири снеговикам песни. - Поёт, аукает, мохнатый баюкает. Уч-ль: Всё ли понятно в этих предложениях? Чего не хватает? Попробуйте подобрать недостающие слова. (Распространите предложения) Уч-ль: А у автора такие слова: По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит. А.Пушкин. Проплясали по снегам снежные метели. Снегири снеговикам песни просвистели. (Погореловский С.) Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает. (С. Есенин) Уч-ль: Запишите третье предложение, обозначьте сущ., прил., глаг. (Открываются названия частей речи). См.Таблицу. Уч-ль: Кто догадался, куда мы сегодня отправились? Да, мы сегодня вновь отправляемся в долгое путешествие по городам и улицам страны РЕЧИ. Какая наука занимается изучением частей речи? (Морфология). ЧАСТИ РЕЧИ. Имя существит. Имя прилагат. Глагол (кто? что?) (какой? какая? какое?) (что делает? и т.д.) Название предм. Признак предмета. Действие предмета. Одуш., неодуш. Связь с сушествит. Неопред, форма. Нариц., собствен. Род. Время. Род. Число. Число. Число. Род (для глаг. прош. вр.) Уч-ль: А как вы определяли части речи в предложении? (По вопросам) Каким? Что обозначают сущ., прил., глагол? (Открыть значения частей речи}. Почему у существительных два вопроса? (Одушевл. и неодушевл.) Открыть вопросы и одушевл.-неодушевл. Карточка №2. Определите, какой частью речи являются данные слова. Мороженое, дежурный, часовой, столовая, военный, больной. (Парами, используя словари.) Уч-ль: Всегда ли, прочитав только одно слово можно определить часть речи? (Нужен контекст или словосочетание). Составить предложения по парам с этими словами, чтобы они были сущ. или прил. (С опорой на те сочетания, которые даны в словаре.) - Давайте теперь попробуем определить часть речи в загадках из карточки №2. Карточка №3. Прочитайте. Найдите прилагательные. Чем они отличаются ? - Красн_ девица сидит в темнице, а коса на улице. - Красн_ кот дерево грызет, дерево грызёт - весело живёт. А воды попьёт -зашипит, умрёт. - Красн_ коромысло над рекой повисло. - Красн_ макушки, на них белые веснушки. Уч-ль: Почему прочитали с таким окончанием? (девица женского рода и т.д.) Значит существит. имеют род? А раз существительное имеет род, а прилагательное связано с сущ. значит и оно изменяется по родам (числам).. Какой вывод можно сделать о признаках существит. и прилаг? (Имеют род, число, связь прилаг. с существит.) 3. Физминутка  Я - прыгаю. Дети говорят: "Ел. Евг. Прыгает." Дети - прыгают. Дети говорят: " Мы прыгаем." Я : "В чем разница между глаголами?" (Число) 4. Обобщение. Уч-ль: Итак, каждое слово в речи выполняет какую-то работу: обозначает названия предметов, их признаки, их действия. Если слово знакомо, мы легко понимаем, что оно обозначает. А если слово совсем незнакомое ? Прочитайте фразу на карточке №4. Карточка №4. Глокая куздра штеко бодланула бокра и кудлачит бокрёнка. Уч-ль: Все ли слова знакомы? Можно ли определить, что они обозначают? Что помогло понять? Назовите глаголы. Какие признаки отличают глаголы в этом предложении? (Время.) Уч-ль: Определить главные члены в предложении. 5. Итог. Какие части речи мы вспомнили? Вопросы? Что обозначают?

Дайте характеристику знаменательных частей речи, соотнесите с классификацией древнерусского языка. Определите принадлежность подчеркнутых слов к определенной части речи. Произведите морфологический анализ слова добровольных.

ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ и знаменательные слова. Части речи со своей семасиологической стороны, т.-е. со стороны их значения, разделяются на знаменательные и служебные. Знаменательные слова отличаются своей конкретностью, и потому звуковая форма их может при произвольном внимании вызывать живое представление того предмета, знаком которого она служит. Служебные части речи это те, в которых значение слов лишено этой способности вызова представлений. Знаменательные слова отличаются узостью значения, а служебные — широтою. Наибольшей знаменательностью, а стало быть и узостью значения отличаются те, которые являются знаками представлений, отличающихся богатством признаков. На первом месте нужно, значит, поставить конкретные имена существительные: волк, камень, водяной; на втором — абстрактные существительные, производные от глаголов и прилагательных (ширина, чтение), имена прилагательные и глаголы, и на третьем, наконец, наречия. Эта классификация частей по убыли в них знаменательности объясняется тем, что знаменательность прилагательного и глагола выражается при сочетании с существительным (глубокая осень, серебристый ландыш, река ревет), а наречия — с тем же существительным через посредство глагола или прилагательного (Братья в ту пору домой возвращалися толпой — Пшк., златокудрая Эос, бледно-розовый закат солнца). Знаменательные слова 2-й и 3-й степеней в поэтической речи придают представлению особую яркость, когда они употреблены в качестве тропов. Служебные слова отличаются от знаменательных тем, что шире объем их сочетания с другими словами. Местоимение, напр., — он — приложимо ко всем существительным, числительное к счету всех предметов, а какое-либо прилагательное — широкий или золотой — употребленное в прямом значении, только к определенному кругу. Затем служебные части речи не могут употребляться в качестве тропов. Служебные части речи по убывающей в них знаменательности можно классифицировать так: 1) местоимение, 2) числительное, 3) предлог и 4) союз.

В древнерусском языке различались знаменательные изменяемые и служебные неизменяемые части речи. В нем четко противопоставлялись имена и глагол. В составе имен выделялись: имя существительное и имя прилагательное, причем именные формы прилагательных в склонении от существительных ничем не отличались, например: добро, зъло; добра, зъла; добру, зълу и т. д. От общеславянской эпохи были унаследованы также местоименные прилагательные, резко обособившиеся от существительных по значению и по форме.

К именам примыкает также древняя категория — местоимение, отличающееся от других имен своей семантикой: оно не называет ни предмет, ни качество, ни количество, а только обобщенно указывает на них. Хотя обозначение чисел в древнерусском языке, безусловно, существовало, но в особую грамматическую категорию эти слова как часть речи еще не оформились. Частично они включались в разряд существительных: пять— девять и др., частично — в разряд прилагательных: одинъ — четыре, пятый, девятый и пр. Однако в исторических грамматиках числительное рассматривается особо. Глагол был представлен спрягаемыми и неспрягаемыми формами, хотя из последних деепричастие развивалось позднее, с XIV в. Спрягаемые формы глагола характеризовались очень развитой категорией времени за счет слабо выступавшей тогда еще в глаголе категории вида. Особое место занимали наречия, представляющие собой застывшие предложные и беспредложные формы имен. Менее развитыми, чем в современном русском языке, были служебные части речи: предлог, союз и частицы. Единичными примерами в письменных памятниках представлены междометия. В заключение необходимо подчеркнуть, что древнерусский язык с его морфологическим строем успешно обслуживал в качестве коммуникативного средства нужды общества и располагал полностью необходимыми ресурсами для передачи содержания произведений различного жанра и стиля.

Произведите морфологический анализ слова добровольных:

Морфологический разбор имени прилагательного включает выделение двух постоянных признаков (разряд по зна­чению, степень сравнения для качественных прилагатель­ных) и трёх непостоянных (род, число, падеж).

I. добровольных – имя прилагательное, так как обозначает признак предмета.

II.Морфологические признаки.

1.Начальная форма - добровольный.

2. Постоянные признаки:

1) качественное;

2)образует формы степеней сравнения; сравнительная степень – добровольнее, более (менее) добровольный; превосходная степень – добровольнейший, самый добровольный, добровольнее всех.

3.Непостоянные признаки:

множественное число

  1. Подготовьте фрагмент урока русского языка, иллюстрирующий приемы обучения школьников разграничению омонимических частей речи и форм слова, на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися. Перечислите части речи современного русского языка и назовите принципы их классификации, сопоставьте с классификацией частей речи древнерусского языка. Охарактеризуйте модальные слова, междометия и звукоподражательные слова как особые грамматические разряды слов. Определите принадлежность выделенных слов к определённой части речи. Докажите это.

Вид: урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Тип: урок-практикум с использованием коммуникативно-деятельностного подхода.

Эпиграф:

Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни. Д.И. Писарев

Цели урока:

Оборудование урока:

  1. Приготовить сообщение на следующие темы:

  • После каждого сообщения – работа с текстом.

    Подготовка к уроку:

    Учащиеся: Должны классифицировать слова различных частей речи, производить их морфологический разбор, оценивать морфологические нормы с точки зрения нормативности, приготовить сообщения на заданные темы.

    Учитель: Приготовить упражнения со словами различных частей речи, которые позволяли бы проверить базовые умения учеников по данной теме.