2. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
Назовите и охарактеризуйте основные способы словообразования в русском языке в синхронном и диахронном аспектах, сопоставьте их со способами словообразования в школьной программе.
Словообразование (дериватология) — раздел языкознания, изучающий словообразовательные отношения в языке.
Одним из важнейших вопросов словообразовательного анализа является вопрос о способах словообразования производных слов. При изучении современного русского языка необходимо строго различать способы словообразования с диахронической и синхронной точек зрения. Понятие «способ словообразования» в синхронном и в диахроническом словообразовании имеет разное содержание. В диахроническом словообразовании это понятие служит для ответа на вопрос, с помощью какого средства (или каких средств) образовано производное слово; в синхронном словообразовании оно используется для ответа на вопрос, с помощью какого средства (или каких средств) выражается деривационное (словообразовательное) значение производного слова. Под способом диахронического словообразования понимается способ изменения структуры существующего в языке слова или словосочетания, в результате которого возникает (образуется) новая лексическая единица. Под способом синхронного словообразования понимается известное свойство синхронически производного слова, отражающее наше представление о способе его словообразования как историческом процессе. В отличие от способов диахронического словообразования, которые отражают реальные исторические процессы формирования новых слов на базе существующих лексических единиц, способы синхронного словообразования отражают известные особенности структуры синхронически производных слов, которая определяется взаимоотношением этих слов с другими словами языка на данном этапе его развития. В новейшей лингвистической литературе под способом синхронного словообразования понимается «единица словообразовательной системы, определяемая основным словообразовательным средством (средствами), свойственным ряду словообразовательных типов, в отвлечении от конкретных материальных воплощений этого средства (средств) в разных типах» [Лопатин В.В.], «более крупная, чем словообразовательный тип, единица классификации, объединяющая ряд типов, характеризующихся одним и тем же видом форманта (префикс, суффикс, постфикс и т. п.)» [АГ – 70]. Обычно называют четыре способа словообразования и определяют их следующим образом: лексико-семантический — образование нового слова в результате изменения значения уже существующего слова; ср., напр. кулак и кулак (богатый крестьянин); лексико-синтаксический — создание нового слова из слоносочетания и результате объединения двух или более слои, например сумасшедший (из с ума сшедший); морфолого-синтаксический — возникновение нового слова в результате перехода слова или отдельной словоформы в другую часть речи, например:батюшки! — междометие (из формы множественного числа существительного), благодаря — предлог (из формы деепричастия глагола благодарить); морфологический — образование производного слова в результате присоединения словообразовательных (деривационных) аффиксов к производящей основе, например: барабан — барабан-щик, конфета — конфет-ный, ехать — при-ехатъ. В школьной программе самым плодотворным средством обогащения словаря является образование слов на базе имеющихся в языке слов и морфем.
Первый закон словообразования: слова образуются на основе семантической выводимости. Второй закон словообразования: слова образуются от производящих (мотивирующих) слов или их основ. Третий закон словообразования: слова образуются с помощью одного суффикса или одного префикса (при соответствующих способах словообразования: суффиксальном или префиксальном).
Выполните словообразовательный анализ слов отчаяние, нимало, лукавство, существование, добродушный. Произведите морфемный анализ слова отрезал.
Словообразовательный анализ:
отчаяние
1.Начальная форма – отчаяние. 2. Основа слова – отчаян-. Основа производная (чаяние).
3. от – приставка, ча – корень, -яни- словообразовательный суффикс, е – окончание
4. суффиксальный способ
Нимало
1. начальная форма – нимало
2. основа слова- нимало-, основа непроизводная (состоит из одного корня).
Лукавство
1. начальная форма – лукавство
2. основа слова –лукав-, производная (лукавый).
3. –ств- словообразовательный суффикс 4. Суффиксальный способ.
Существование
1. начальная форма – существование
2. основа слова –существован-, производная (существо).
3. –ова-, -н- словообразовательный суффикс 4. Суффиксальный способ.
Добродушный
1. Начальная форма – добродушный 2. Основа слова – добр-,-душн-. Основы производные (добро, душа). 3. –о- соединительная гласная 5. -н- – словообразовательный суффикс. 6. Суффиксальный способ.
Морфемный анализ:
Отрезал
1. глагол
2. основа формы – отрезал
3. -рез- корень (резать, режет, отрезок)
4. от- приставка, -ал- суффикс
Разработайте фрагмент повторительно-обобщающего урока по теме «Морфологический разбор знаменательных частей речи» в школе на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися. Дайте определение понятию «функционально-семантическая категория». Охарактеризуйте классифицирующие и словоизменительные категории современного русского языка. Произведите морфологический анализ выделенных слов.
Работа над темой урока . лекция учителя:
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ и знаменательные слова. Части речи со своей семасиологической стороны, т.-е. со стороны их значения, разделяются на знаменательные и служебные. Знаменательные слова отличаются своей конкретностью, и потому звуковая форма их может при произвольном внимании вызывать живое представление того предмета, знаком которого она служит. Служебные части речи это те, в которых значение слов лишено этой способности вызова представлений. Знаменательные слова отличаются узостью значения, а служебные — широтою. Наибольшей знаменательностью, а стало быть и узостью значения отличаются те, которые являются знаками представлений, отличающихся богатством признаков. На первом месте нужно, значит, поставить конкретные имена существительные: волк, камень, водяной; на втором — абстрактные существительные, производные от глаголов и прилагательных (ширина, чтение), имена прилагательные и глаголы, и на третьем, наконец, наречия. Эта классификация частей по убыли в них знаменательности объясняется тем, что знаменательность прилагательного и глагола выражается при сочетании с существительным (глубокая осень, серебристый ландыш, река ревет), а наречия — с тем же существительным через посредство глагола или прилагательного (Братья в ту пору домой возвращалися толпой — Пшк., златокудрая Эос, бледно-розовый закат солнца). Знаменательные слова 2-й и 3-й степеней в поэтической речи придают представлению особую яркость, когда они употреблены в качестве тропов. Служебные слова отличаются от знаменательных тем, что шире объем их сочетания с другими словами. Местоимение, напр., — он — приложимо ко всем существительным, числительное к счету всех предметов, а какое-либо прилагательное — широкий или золотой — употребленное в прямом значении, только к определенному кругу. Затем служебные части речи не могут употребляться в качестве тропов. Служебные части речи по убывающей в них знаменательности можно классифицировать так: 1) местоимение, 2) числительное, 3) предлог и 4) союз.
Дайте определение понятию «функционально-семантическая категория». Охарактеризуйте классифицирующие и словоизменительные категории современного русского языка. Произведите морфологический анализ выделенных слов.
Функционально-семантическая категория - термин функциональной грамматики; базирующаяся на определенной семантической категории группировка средств различных уровнейязыка, а также комбинированных языковых средств, взаимодействующих на основе общности их семантических функций. Данная единица обладает как планом выражения, так ипланом содержания, то есть является двусторонним единством; имеет полевую структуру (имеет центр и периферию). Ядро функционально-семантического поля составляют единицы морфологического и синтаксического уровня. Словообразовательные и лексические средства составляют периферию поля. Примером функционально-семантического поля может служить поле компаративности. Данное поле группируется вокруг семантической категории сравнения. Ядро поля составляют морфологическая категория степеней сравнения прилагательных и наречий (умнее, самый умный) и синтаксические сравнительные конструкции (Он умён как Эйнштейн). На периферии поля находятся лексические средства (похож, подобен, сходство, аналог) и словообразовательные (человекоподобный, звероватый, голубоватый).
В зависимости от того, являются ли компоненты грамматической категории одним словом или представляют разные лексемы, различают словоизменительные и классифицирующие (лексикограмматические) категории. Классифицирующие категории объединяют разные слова, имеющие одинаковое грамматическое значение. Так, словоизменительными являются категории рода, числа и падежа у прилагательных, категория падежа у существительных, категория лица, наклонения, времени у глагола и др. К классифицирующим принято относить категорию рода у существительных, вид в глаголе. Некоторые категории оказываются смешанного типа, частично словоизменительными, частично лексико-грамматическими (классифицирующими). Такова, например, категория числа у существительных.
Разработайте фрагмент урока по теме «Части речи» на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся. Дайте характеристику знаменательных частей речи, соотнесите с классификацией древнерусского языка. Определите принадлежность подчеркнутых слов к определенной части речи. Произведите морфологический анализ слова добровольных.
Тема: "Части речи". Цели: вспомнить признаки, на основе которых слова объединяются в части речи; формировать умение распознавать части речи. Формировать и развивать навыки самостоятельной работы. Оборудование: толковые словари, справочники для начальной школы. Ход урока. Оргмомент: Мы сегодня отправляемся в длительное путешествие. Куда? Узнаем позже, но, чтобы успеть пройти сегодняшний отрезок пути, нужно четко выполнять все указания проводника (меня), быть внимательными и собранными. 1. Словарная работа, а) Диктант, подготовленный кем-то из детей, б)Взаимопроверка. (Слова пишите в столбик, определите части речи, образуйте однокоренное прилагательное или глагол и т.д.) 2. Подготовка к восприятию нового. Карточка №1. Прочитайте - По дороге тройка бежит. - По снегам снежные метели. Снегири снеговикам песни. - Поёт, аукает, мохнатый баюкает. Уч-ль: Всё ли понятно в этих предложениях? Чего не хватает? Попробуйте подобрать недостающие слова. (Распространите предложения) Уч-ль: А у автора такие слова: По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит. А.Пушкин. Проплясали по снегам снежные метели. Снегири снеговикам песни просвистели. (Погореловский С.) Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает. (С. Есенин) Уч-ль: Запишите третье предложение, обозначьте сущ., прил., глаг. (Открываются названия частей речи). См.Таблицу. Уч-ль: Кто догадался, куда мы сегодня отправились? Да, мы сегодня вновь отправляемся в долгое путешествие по городам и улицам страны РЕЧИ. Какая наука занимается изучением частей речи? (Морфология). ЧАСТИ РЕЧИ. Имя существит. Имя прилагат. Глагол (кто? что?) (какой? какая? какое?) (что делает? и т.д.) Название предм. Признак предмета. Действие предмета. Одуш., неодуш. Связь с сушествит. Неопред, форма. Нариц., собствен. Род. Время. Род. Число. Число. Число. Род (для глаг. прош. вр.) Уч-ль: А как вы определяли части речи в предложении? (По вопросам) Каким? Что обозначают сущ., прил., глагол? (Открыть значения частей речи}. Почему у существительных два вопроса? (Одушевл. и неодушевл.) Открыть вопросы и одушевл.-неодушевл. Карточка №2. Определите, какой частью речи являются данные слова. Мороженое, дежурный, часовой, столовая, военный, больной. (Парами, используя словари.) Уч-ль: Всегда ли, прочитав только одно слово можно определить часть речи? (Нужен контекст или словосочетание). Составить предложения по парам с этими словами, чтобы они были сущ. или прил. (С опорой на те сочетания, которые даны в словаре.) - Давайте теперь попробуем определить часть речи в загадках из карточки №2. Карточка №3. Прочитайте. Найдите прилагательные. Чем они отличаются ? - Красн_ девица сидит в темнице, а коса на улице. - Красн_ кот дерево грызет, дерево грызёт - весело живёт. А воды попьёт -зашипит, умрёт. - Красн_ коромысло над рекой повисло. - Красн_ макушки, на них белые веснушки. Уч-ль: Почему прочитали с таким окончанием? (девица женского рода и т.д.) Значит существит. имеют род? А раз существительное имеет род, а прилагательное связано с сущ. значит и оно изменяется по родам (числам).. Какой вывод можно сделать о признаках существит. и прилаг? (Имеют род, число, связь прилаг. с существит.) 3. Физминутка Я - прыгаю. Дети говорят: "Ел. Евг. Прыгает." Дети - прыгают. Дети говорят: " Мы прыгаем." Я : "В чем разница между глаголами?" (Число) 4. Обобщение. Уч-ль: Итак, каждое слово в речи выполняет какую-то работу: обозначает названия предметов, их признаки, их действия. Если слово знакомо, мы легко понимаем, что оно обозначает. А если слово совсем незнакомое ? Прочитайте фразу на карточке №4. Карточка №4. Глокая куздра штеко бодланула бокра и кудлачит бокрёнка. Уч-ль: Все ли слова знакомы? Можно ли определить, что они обозначают? Что помогло понять? Назовите глаголы. Какие признаки отличают глаголы в этом предложении? (Время.) Уч-ль: Определить главные члены в предложении. 5. Итог. Какие части речи мы вспомнили? Вопросы? Что обозначают?
Дайте характеристику знаменательных частей речи, соотнесите с классификацией древнерусского языка. Определите принадлежность подчеркнутых слов к определенной части речи. Произведите морфологический анализ слова добровольных.
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ и знаменательные слова. Части речи со своей семасиологической стороны, т.-е. со стороны их значения, разделяются на знаменательные и служебные. Знаменательные слова отличаются своей конкретностью, и потому звуковая форма их может при произвольном внимании вызывать живое представление того предмета, знаком которого она служит. Служебные части речи это те, в которых значение слов лишено этой способности вызова представлений. Знаменательные слова отличаются узостью значения, а служебные — широтою. Наибольшей знаменательностью, а стало быть и узостью значения отличаются те, которые являются знаками представлений, отличающихся богатством признаков. На первом месте нужно, значит, поставить конкретные имена существительные: волк, камень, водяной; на втором — абстрактные существительные, производные от глаголов и прилагательных (ширина, чтение), имена прилагательные и глаголы, и на третьем, наконец, наречия. Эта классификация частей по убыли в них знаменательности объясняется тем, что знаменательность прилагательного и глагола выражается при сочетании с существительным (глубокая осень, серебристый ландыш, река ревет), а наречия — с тем же существительным через посредство глагола или прилагательного (Братья в ту пору домой возвращалися толпой — Пшк., златокудрая Эос, бледно-розовый закат солнца). Знаменательные слова 2-й и 3-й степеней в поэтической речи придают представлению особую яркость, когда они употреблены в качестве тропов. Служебные слова отличаются от знаменательных тем, что шире объем их сочетания с другими словами. Местоимение, напр., — он — приложимо ко всем существительным, числительное к счету всех предметов, а какое-либо прилагательное — широкий или золотой — употребленное в прямом значении, только к определенному кругу. Затем служебные части речи не могут употребляться в качестве тропов. Служебные части речи по убывающей в них знаменательности можно классифицировать так: 1) местоимение, 2) числительное, 3) предлог и 4) союз.
В древнерусском языке различались знаменательные изменяемые и служебные неизменяемые части речи. В нем четко противопоставлялись имена и глагол. В составе имен выделялись: имя существительное и имя прилагательное, причем именные формы прилагательных в склонении от существительных ничем не отличались, например: добро, зъло; добра, зъла; добру, зълу и т. д. От общеславянской эпохи были унаследованы также местоименные прилагательные, резко обособившиеся от существительных по значению и по форме.
К именам примыкает также древняя категория — местоимение, отличающееся от других имен своей семантикой: оно не называет ни предмет, ни качество, ни количество, а только обобщенно указывает на них. Хотя обозначение чисел в древнерусском языке, безусловно, существовало, но в особую грамматическую категорию эти слова как часть речи еще не оформились. Частично они включались в разряд существительных: пять— девять и др., частично — в разряд прилагательных: одинъ — четыре, пятый, девятый и пр. Однако в исторических грамматиках числительное рассматривается особо. Глагол был представлен спрягаемыми и неспрягаемыми формами, хотя из последних деепричастие развивалось позднее, с XIV в. Спрягаемые формы глагола характеризовались очень развитой категорией времени за счет слабо выступавшей тогда еще в глаголе категории вида. Особое место занимали наречия, представляющие собой застывшие предложные и беспредложные формы имен. Менее развитыми, чем в современном русском языке, были служебные части речи: предлог, союз и частицы. Единичными примерами в письменных памятниках представлены междометия. В заключение необходимо подчеркнуть, что древнерусский язык с его морфологическим строем успешно обслуживал в качестве коммуникативного средства нужды общества и располагал полностью необходимыми ресурсами для передачи содержания произведений различного жанра и стиля.
Произведите морфологический анализ слова добровольных:
Морфологический разбор имени прилагательного включает выделение двух постоянных признаков (разряд по значению, степень сравнения для качественных прилагательных) и трёх непостоянных (род, число, падеж).
I. добровольных – имя прилагательное, так как обозначает признак предмета.
II.Морфологические признаки.
1.Начальная форма - добровольный.
2. Постоянные признаки:
1) качественное;
2)образует формы степеней сравнения; сравнительная степень – добровольнее, более (менее) добровольный; превосходная степень – добровольнейший, самый добровольный, добровольнее всех.
3.Непостоянные признаки:
множественное число
Подготовьте фрагмент урока русского языка, иллюстрирующий приемы обучения школьников разграничению омонимических частей речи и форм слова, на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися. Перечислите части речи современного русского языка и назовите принципы их классификации, сопоставьте с классификацией частей речи древнерусского языка. Охарактеризуйте модальные слова, междометия и звукоподражательные слова как особые грамматические разряды слов. Определите принадлежность выделенных слов к определённой части речи. Докажите это.
Вид: урок обобщения и систематизации полученных знаний.
Тип: урок-практикум с использованием коммуникативно-деятельностного подхода.
Эпиграф:
Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни. Д.И. Писарев
Цели урока:
Привести в систему знания по морфологическим нормам русского языка (нормы словообразования и словоизменения)
Научить различать функциональные омонимы
Обогатить словарь школьников
Оборудование урока:
Приготовить сообщение на следующие темы:
род несклоняемых имен существительных;
окончания существительных именительного падежа множ. числа и родительного падежа множественного числа;
употребление имен числительных;
употребление форм имен прилагательных, степени сравнения имен прилагательных и наречий:
разграничение функциональных омонимов.
После каждого сообщения – работа с текстом.
Подготовка к уроку:
Учащиеся: Должны классифицировать слова различных частей речи, производить их морфологический разбор, оценивать морфологические нормы с точки зрения нормативности, приготовить сообщения на заданные темы.
Учитель: Приготовить упражнения со словами различных частей речи, которые позволяли бы проверить базовые умения учеников по данной теме.
- I. Повторение изученного в 5–8 классах.
- II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».
- III. Итог урока.
- II. Развивающие:
- III. Воспитательные:
- Ход урока.
- «Черты сентиментализма в повести н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
- Ход урока
- 3)Образ Лизы.
- 4) Образ Эраста.
- 5) Взаимоотношения героев.
- Знаете ли вы?
- Кому посвящено стихотворение?
- Кто из героев романа “Евгений Онегин” подходит под следующее описание:
- Энциклопедия русской жизни.
- Что? Где? Когда?
- II. Развивающие:
- III. Воспитательные:
- Тема: «Материальный и духовный прогресс общества и его влияние на жизнь людей». Диспут по теме: «Иметь или быть?» (по книге е. Замятина «Мы») (11 класс, 2 урока)
- Ход урока:
- 1.Организационный момент.
- 2.Вступительное слово учителя.
- 3.Аналитическая беседа.
- 4.Наблюдения над текстом, над языковыми средствами.
- 5.Анализ легенд.
- 6.Сопоставление трёх легенд.
- 7.Аналитическая итоговая беседа.
- 4. Художественное решение а.И. Солженицыным
- Краткая аннотация проекта
- Вопросы, направляющие проект Основополагающий вопрос
- Проблемные вопросы
- Учебные вопросы
- План проведения проекта Подготовительный этап. Планирование проекта
- Основной этап.
- Оценивание работы участников
- Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности
- Вопросы по русскому языку, методикам обучения, педагогике, психологии
- Три аспекта фонетических исследований
- I. Сообщение темы, цели урока.
- II. Актуализация знаний по теме урока. Беседа по плану:
- III. Тренировочные упражнения. Задания выполняются в группах.
- V. Тренировочные упражнения:
- VI. Слово учителя.
- Система согласных фонем
- Урок - фонетический разбор слова
- Тема: Лексика. Устаревшие слова. Неологизмы.
- Технологическая карта проекта
- Ход урока.
- Занятие .
- 2) Работа со стихотворением и. Токмаковой «в чудной стране».
- Стихи о голове.
- «Разбор слова по составу и словообразовательный разбор»
- 1.Организационный этап
- 2. Беседа
- III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
- IV. Работа над темой урока 1. Лекция учителя
- 2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока
- V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
- 1. Практическая работа с языковым материалом (рм один на парту)
- 2. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
- Ход урока
- Род имен существительных
- Формообразование имён существительных
- Особенности употребления имён числительных
- План разбора глагола
- Образцы разбора глаголов
- Кататься
- 2. Словарная работа.
- 1. Утро солнечно и радостно.
- 2. Глаза светились радостно.
- 3. На душе у ребят было радостно.
- Ход урока
- 1. Орг. Момент.
- 2. Стадия вызова.
- 3. Стадия осмысления.
- 4. Рефлексия.
- Подлежащее
- Сказуемое
- Ход урока
- 1. Орг. Момент.
- Ход урока
- 1. Орг. Момент.
- Ход урока
- Основные функции знаков препинания