logo
otvety_na_gosy_pedagogika

2. Словарная работа.

Космос

- Подберите синоним к слову космос? (вселенная) Вселенная

Космонавт-«специалист (человек), совершающий полёт в космическом пространстве».

Скафандр-«герметический костюм, обеспечивающий жизнедеятельность человека во время пребывания под водой, в космосе».

- Назовите однокоренные слова. Подчеркните их

- Объясните лексическое значение слов: космонавт, космодром, скафандр.

4. Что такое глагол?

5. Определите вид и переходность глаголов в словосочетаниях.

6. Работа с текстом (№1). (Текст на интерактивной доске и на партах у учащихся)

- Прочитайте текст.

12 апреля 1961 года Советский Союз вывел на орбиту Земли космический корабль – спутник с человеком на борту. Пилотом космического корабля являлся гражданин СССР лётчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.

После полёта в своём первом интервью Юрий Гагарин сказал: «… я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, храните и приумножайте эту красоту, а не разрушайте её».

Знал бы Гагарин, как его полёт повлияет на развитие космоса!

7. Определите тему текста. (Полёт Юрия Гагарина в космос)

- Определите основную мысль текста. (  Первый человек в космосе – наш соотечественник)

- найти части речи. Свободно переходящие в другие.

Лекция учителя, запись школьниками лекции:

В процессе развития языка слова из одной лексико-грамматической категории могут переходить в другую.

Если слово, принадлежащее к определенной части речи, утрачивает (или изменяет) свое основное лексическое значение и морфологические признаки, присущие данному ряду слов, оно приобретает черты другой части речи, и в соответствии с этим меняются его синтаксические функции. Ср.: Рабочий квартал по утрам был очень оживленным. - Рабочий занял место у станка, где в зависимости от принадлежности к разным частям речи изменяется и роль слова в предложении. В первом предложении слово рабочий обозначает признак предмета и является прилагательным, выступая в роли определения. Во втором предложении это же слово получило самостоятельное значение предметности, т.е. перешло в категорию существительных, при нем возможно определение (старый рабочий, кадровый рабочий, подсобный рабочий и т.д.), оно употреблено в функции подлежащего.

Переход одной части речи в другие происходит в языке постоянно, поэтому распределение слов по разным частям речи не является неизменным. Однако не все части речи могут одинаково свободно переходить в другие. Например, имена прилагательные часто переходят в имена существительные, причастия - в прилагательные (изысканные кушания, блестящая победа). Существительные могут приобретать значение местоимений: Вскоре начались регулярные занятия.Дело [т.е. этобыло в сентябре. Нередко существительные участвуют в образовании предлогов, союзов, частиц, например: в течение года, в целяхулучшения; в то время как, с тех пор как; шутка ли; то ли дело и др. Наречия могут переходить в разряд предлогов, например: около, вокруг; деепричастия - в наречия и в предлоги, например: молча, сидя, стоя; благодаря, несмотря на и т.д.

Охарактеризуйте явление переходности в системе частей речи как способ пополнения лексико-грамматических разрядов слов.

Переходность   в   системе   частей   речи   и   явление   синкретизма

Словарный состав русского языка постоянно изменяется, пополняется новыми словами. Одним из способов пополнения  частей   речи   и  образования новых классов слов является процесс перехода (или трансформации) слов из одной  части   речи  в другую. Под трансформацией[5] понимается сложный процесс изменений признаков слова, который приводит к перемещению слова из одной  части   речи  в другую или к перемещению слова из одного морфологического разряда в другой в пределах одной  части   речи .

Следствием процессов  переходности  является  синкретизм .

Синкретичными[6] называются такие слова, которые совмещают в своей грамматической структуре (в кате­гориальном значении, морфологических  и  синтаксических свойствах) в той или иной степени признаки двух или более  частей   речи .

Термин « переходность » («переход», «трансформация») отражает динамику движения (перехода) слов из одной  части   речи  в другую, а термин « синкретизм » – то состояние совмещения разных грамматических свойств в одном слове, которое сопутствует переходу слов из одной  части   речи  в другую, составляя сущность самого перехода.

В русском языке выделяется два пути образования синкретичных слов (два типа  переходности ) – групповой, приводящий к образованию новых классов слов (новых  частей   речи ),  и  индивидуальный, касающийся отдельных слов  и  приводящий к пополнению существующих частей речи или существующих разрядов слов.

Первый путь[7] – это длительный путь развития, путь исторического формирования на базе взаимодействия двух или более исходных частей речи новых классов слов (новых частей речи) или новых разрядов слов. Так сформиро­вались имя числительное, причастие, деепричастие, категория состояния; формы прошедшего времени глагола с суффиксом -л-, имена собственные – фамилии на -ов, -ин (Солнцев, Пушкин)  и  др.

Переход слов из одной части  речи  или из одного разряда в другой имеет групповой характер: транспозиции подвер­гаются не только отдельные слова, но  и  целые разряды слов. Например, краткие действительные причастия трансформировались в класс деепричастий; древние «элевые» причастия (с суффиксом -л-) трансформировались в формы прошедшего времени спрягаемых форм глаголов. Исходные разряды исчезли из языка. Преобразование (переход) притяжательных прилагательных с суффиксами -ин-, -ов-(-ев-) в собственные имена существительные – фамилии привело к образованию обширного класса русских фамилий с суффиксами -ин-, ов- (Пушкин, Мишин, Солнцев, Волков  и  т.п.). Причем притяжательные прилагательные, образованные от неодушевленных суще­ствительных (пушкин грохот, солнце в луч), исчезли из языка. В современном языке притяжательные прилагательные с суффиксами -ин-, -ов-(-ев-) образуются только от одушевленных существительных со значением лица.

Появление такой особой  части   речи , как числительные (количественные числительные – особый разряд имен чис­лительных), есть результат групповой диахронной трансформации имен прилагательных (один, два, три, четыре), имен существительных (пять – десять, сорок, сто, тысяча, миллион, миллиард  и  т.д.). Суть этого процесса  переходности  заключается в постепенной утрате этими словами (позднее в процесс втянулись субстантивные словосочетания пять сот, пять десят  и  др.)  и  словосочетаниями свойств имен существительных, имен прилагательных  и  развитии у них новых свойств дотоле не существовавшей  части   речи  – имени  числительного. Вся исходная группа слов (давшая простые количественные числительные)  и  исходные субстантивные словосочетания (давшие сложные количественные числительные – пятьсот, пятьдесят  и  др.) исчезли из языка, кроме слов тысяча, миллион, миллиард  и  т.п., которые, с одной стороны, сохраняют свойства имен суще­ствительных, но с другой – имеют свойства имен числительных.

Таким образом, первый путь образования синкретичных слов – это образование новых частей  речи  или новых разрядов слов. Этот путь развития получил название диахронного.

Второй путь[8] – это путь индивидуального перехода слова из одной  части   речи  или из одного разряда слов в другую  часть   речи  или в другой разряд слов. Количество таких слов может быть самым разным, но в любом случае исходная  часть   речи  или исходный разряд слов не исчезает из языка, так как при этом типе трансформации происходит раздвоение, расщепление исходной лексемы на две, по-разному функционирующие в языке; в одной из них появляются  и  развиваются признаки иной  части   речи , а другая чаще остается без изменения  и  продолжает функционировать в исходной  части   речи .

В результате процесса индивидуальной  переходности  не создается новой  части   речи , а благодаря движению отдельных слов из одной  части   речи  в другую происходит количественное пополнение той  части   речи , в которую переходят слова.

«В русском языке слова любой  части   речи  могут подвергнуться процессу индивидуальной  переходности . Выделяются следующие процессы:

1) субстантивация — переход слов из других  частей   речи  в имена существительные;

2) адъективация — переход слов в имена прилагательные;

3) нумерализация — переход слов в имена числительные;

4) прономинализация — переход слов в местоимения;

5) вербализация — переход слов в глаголы;

6) адвербиализация — переход слов в наречия;

7) предикативация — переход слов в категорию состояния;

8) модаляция — переход в модальные слова;

9) препозиционализация — переход слов в предлоги;

10) конъюнкционализация — переход слов в союзы;

11) партикуляция — переход слов в частицы;

12) интеръективация — переход слов в междометия.

Продуктивность этих процессов не одинакова. К продуктивным процессам относятся субстантивация, адъективация, адвербиализация, предикативация, препозиционализация  и  интеръективация. К непродуктивным — нумерализацня, прономинализация, вербализация, конъюнкционализация, модаляция  и  партикуляция»

Разработайте творческие задания, демонстрирующие текстообразующую роль глагола в повествовательных текстах, покажите методику их проведения в школе на основе психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися. Определите принадлежность выделенных слов к определённой части речи,

Приведём пример текста «Дуб и ветер» (По Л.Жарикову), в котором словесные ряды в тексте образуют грамматические формы – глаголы настоящего времени и прошедшего времени и лексические языковые единицы, организующие семантические поля образов.

Красивый и могучий дуб рос на высокой горе. Ни у кого не было сил покорить его.

Однажды налетел на него ветер, дунул с одной стороны, с другой, старался пригнуть к земле. А дуб стоит и смеется каждым своим листиком. Кто-то подсказал ветру, что погубить дуб может молния. Побежал ветер звать на помощь молнию.

Раскололось небо, грянул гром, блеснула саблями молния. Загорелась вершина дуба, но пошел дождь и залил огонь. А дуб все растет, шелестит листочками.

Спросил тогда ветер у дуба:

- В чем твой секрет? Почему я не могу погубить тебя?

- Я корнями за родную землю держусь. В этом моя сила, - ответил дуб.

Текст «Дуб и ветер» является повествованием художественного стиля. На основе речеведческого анализа текста ученики заполняют таблицу:

речи Схема строения текста Особенности употребления глагольных форм

прош.вр. наст.вр.

Повест-вование Завязка – Рос могучий дуб рос

не было сил

1 шаг в развитии действия – Первый натиск ветра-разбойника налетел

старался пригнуть

смеётся

2 шаг в развитии действия – За помощью к молнии подсказал

побежал

3 шаг в развитии действия – Вторая попытка победить дуб раскололось

блеснули

загорелась

шелестит

Кульминация – Секрет дуба спросил

ответил не могу победить

держусь

Основной вопрос беседы при анализе текста – позиция автора и знаки его присутствия на уровне композиции, лексики, грамматических форм.

– Два художественных образа данного текста – дуб и ветер – образуют вокруг себя соответствующие лексические поля. Найдите ключевые слова характеристики образов.

Дуб Ветер

красивый и могучий, налетел, дунул,

стоит и смеётся, старался пригнуть,

растёт, шелестит листочками побежал звать молнию

– Как автор относится к героям повествования? (Автор противопоставляет героев: дубом он любуется – «красивый и могучий», а ветер у него похож на врага-захватчика – «налетел», «дунул», «старался пригнуть». Автор гордится дубом, который выстоял в испытаниях).

– Как автор показывает стойкость дуба в испытаниях? Найдите глаголы и задумайтесь, нет ли особенностей употребления глагольных форм – знаков авторского мнения и оценки? (В рассказе о событиях прошлого преобладают глаголы прошедшего времени, на их фоне выделяются глаголы настоящего времени: натиск ветра – дуб стоит и смеется, еще натиск ветра с громом и молнией – дуб стоит, шелестит листочками.)

– В каком фрагменте текста тоже употребляются глаголы настоящего времени? (В кульминации – высшей точке развития действия.)

– С какой целью употребляет автор глаголы настоящего времени? (С помощью глаголов настоящего времени автор создает образ непобедимого дуба. Глаголы настоящего времени выражают идею вечности жизни, если «держаться корнями за родную землю»).

В ходе анализа текста «Дуб и ветер» мы выделили словесные ряды глаголов на основе общего признака – текстообразующей роли: первый ряд составили глаголы прошедшего времени совершенного вида (организуют повествование), второй ряд включил глаголы настоящего времени несовершенного вида (фрагменты описания дуба, кульминация повествования – в прямой речи). Глаголы настоящего времени выполняют в тексте и выразительно-изобразительную функцию – переносное употребление глаголов настоящего времени рассматриваем как знак авторской позиции, помогающей нам, читателям, увидеть главное в тексте. Авторскую позицию отражает и прием противопоставления образов текста, поэтому выделяем словесные семантические ряды «образа дуба» и «образа ветра».

произведите морфологический анализ слова миленьком.

Образец морфологического разбора имени прилагательного

I миленьком – имя прилагательное, так как обозначает признак предмета.

II.Морфологические признаки.

1.Начальная форма – миленький.

2. Постоянные признаки:

1) качественное;

2)образует формы степеней сравнения; сравнительная степень – милее, более (менее) миленький; превосходная степень – самый миленький, милее всех.

3.Непостоянные признаки:

1)мужской род;

2) Единственное число;

3)предложный падеж.

  1. Разработайте фрагмент урока по теме «Слова категории состояния» в школе на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися. Охарактеризуйте наречие и слова категории состояния как части речи. Из последнего абзаца выберите все наречия и слова категории состояния, произведите их морфологический разбор.

Тема: Категория состояния как часть речи

Тип урока– изучение нового материала

Цель – изучение и первичное закрепление знаний о словах категории состояния.

Задачи:

1) Актуализировать знания по теме «Наречие», «Имя прилагательное», раскрыть основные черты категории состояния как части речи;

2) Способствовать развитию умений находить слова категории состояния в тексте, отличать их от наречия и краткого прилагательного, способствовать развитию долговременной памяти и образного мышления;

3) Способствовать осознанию значимости употребления слов категории состояния в речи.

Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе.

Запись на доске и в тетрадях темы урока: «Категория состояния как часть речи».

Какова цель нашего сегодняшнего урока?

Целеполагание. Ученики сами определяют цели урока.

Не заглядывая в учебник, вы можете сказать, какие слова можно отнести к словам категории состояния, а также, что обозначают слова категории состояния?

Мы должны провести исследование и узнать, какие слова относятся к категории состояния, как и по каким признакам отличать слова категории состояния от других частей речи и какиеЗначения они имеют. Обратите внимание на слайд.