1. Орг. Момент.
2. Лекция учителя, запись школьниками лекции:
Структура простого предложения создается формой и связями его членов; его семантика заключается в обозначении события или положения. Наиболее важными являются следующие значения: 1) предмет и его действие, состояние: Мальчик спит; Мама несет дочь; Девочке было весело; 2) предмет и его признак: Утро было солнечное; Яблони были в цвету; Эта книга моя; 3) предмет, класс предметов: Мой брат — учитель; Петербург был столицей России; 4) независимое действие, признак, состояние: В доме уже спят; Вечерело; Насильно мил не будешь; Скоро стало темно; 5) бытие, наличие предмета: Лес; Тишина; Утро.
При изменении, осложнении структуры предложения изменяется, осложняется его семантика, в ней появляется дополнительный смысл. Например, в предложении Мокрые от пота лошади остановились структура включает предикативную основу (главные члены) и второстепенные члены состава подлежащего; использованы два словосочетания — мокрые лошади, мокрые от пота. С помощью намеренного изменения порядка слов меняется структура предложения: Лошади, мокрые от пота, остановились; связь словосочетания мокрые от пота с существительным лошади ослаблена, словосочетание мокрые лошади разорвано. В предложении выражен добавочный смысл — причиной действия является положение `лошади были мокрые от пота` (т. е. `усталые`); ср.: Лошади стали мокрыми от пота, поэтому они остановились.
Таким образом, простое предложение осложнено и по структуре, и по семантике.
В русском языке имеются следующие способы осложнения простого предложения: однородность, обособление, уточнение.
Разработайте фрагмент урока по теме «Сложное предложение» в школе на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися. Определите понятие «сложное предложение», назовите признаки сложного предложения, его аспекты исследования и принципы классификации. Произведите синтаксический разбор сложных предложений, употребленных в предложенном тексте.
Предварительная работа: индивидуально-дифференцированные задания учащимся (этимология фразеологизма «колосс на глиняных ногах», мини-сочинение с использованием односоставных предложений). Оборудование: компьютер, проектор, экран, диск с текстом, таблица «Основные виды сложных предложений», планшет со словарными словами (колосс, колоссальный, гигант, гигантский), карточки с разноуровневыми заданиями. Словарно-семантическая работа: колосс, колоссальный. Ход урока I. Организационный момент. Приветствие. Формулирование цели и задач урока. Обоснование взаимосвязи с предыдущим уроком. - Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Я прошу вас не волноваться, работать внимательно, быстро, продуктивно. - На прошлых уроках мы повторили простое предложение, виды обособлений. Сегодня на уроке мы рассмотрим сложное предложение, способы связи простых предложений в составе сложного, поупражняемся в умении отличать простые предложения с обособленными членами от сложных; сложносочинённые от сложноподчинённых и бессоюзных предложений; строить схемы сложных предложений с различными видами связей. ^ II. Лексико-орфографическая работа. 1. На доске планшет со словами. Запись слов в тетрадь: колосс, колоссальный - Как вы думаете, что означает слово «колосс»? (ответы учащихся) Запись в тетради значения слова: колосс – статуя громадных размеров. - Какое устойчивое выражение с данным словом вы знаете? (Колосс на глиняных ногах) - Что оно означает? Каково его происхождение? 2. Сообщение учащегося о происхождении и значении фразеологизма (заранее проделанная индивидуальная работа с сетью Интернет, фразеологическим словарём В.П. Жукова. Приложение 1). Подберите синонимы к слову «колоссальный», расположив их в порядке усиления признака (большой, огромный, гигантский, громадный, исполинский и пр.). - Расположение слов в порядке усиления или уменьшения значения называется градацией. (Запись термина в тетрадь) - Составьте предложения со словами «колосс», «колоссальный». ^ III. Проверка домашнего задания. Составление небольшого текста с использованием односоставных предложений. (2-3 ученика читают свои тексты, объясняя, какие виды односоставных предложений в нём использованы) Одновременно проводится индивидуальная работа по карточкам (Приложение 2). ^ IV. Повторение и закрепление сведений о сложных предложениях, изученных в 5-8 классах.
Беседа по вопросам - Какие предложения называются сложными? - Прочитаем, какое определение сложного предложения даётся в учебнике на с. 20. - Как связываются простые предложения в составе сложного? 2. Запишем предложения, найдём разницу между ними. • ^ Кругом синели и сверкали в утреннем блеске поля, освобождённые из-под снега. • Глядел мальчик очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. - Чем различаются эти предложения? - Найдите грамматическую основу или основы предложений. - Произнесём предложения вслух и попробуем определить интонацию конца предложений. - Обладают ли простые предложения с составе сложного интонационной законченностью? (Простые предложения в составе сложного не обладают интонационной законченностью, а связываются по смыслу и особенностям произношения в одно целое.) - Выполните синтаксический разбор первого предложения. Кругом синели и сверкали в утреннем блеске поля, освобождённые из-под снега. ^ V. Знакомство с основными видами сложных предложений. (На экране таблица) Сложное предложение - Сложное предложение — предложение, имеющее две или более грамматических основ. Выделяют 4 вида сложных предложений: сложносочинённое предложение, сложноподчинённое предложение, сложное предложение с разными видами связи и бессоюзное сложное предложение.
Лекция учителя, конспектирование:
Грамматическая природа сложного предложения определяется двумя основными признаками:
сложное предложениесостоит из частей, которые построены по схемам простых предложений;
сложное предложение, будучи составленным из простых, в то же время является единицей, не сводимой к простым предложениям, так как части сложного предложения в сочетании друг с другом образуют некоторое структурно-семантическое единство, отличное по своим признакам от простого предложения.
Нужно учитывать, что сложное предложение является полипредикативной единицей (в них существует два или более модально-временных центра): Я догадываюсь, зачем ты приехала. Сложное предложение является особой структурно-целостной единицей, которая конструируется по схемам простого предложения, но эти схемы определенным образом приспособлены друг к другу. Сложное предложение является целостной номинативной единицей и его номинативное содержание складывается из содержания соединяющихся частей и того отношения, в которое поставлены эти части друг к другу. Кроме того, сложное предложение является целостной коммуникативной и интонационной единицей. Стоит помнить и о том, что сложому предложению свойсвтенна определенная целостность в области порядка слов.
сложносочинённые | сложноподчинённые |
|
1. Интонация 2. Сочинительные союзы ^ Пример: Дубровский держал в руке открытую книгу, но глаза его были закрыты. [___ ___], но [___ ___]. | 1. Интонация 2. Союзы или союзные слова Пример: Чёрные ели тяжело стояли среди осенней мглы, как будто их выковали из позеленевшего чугуна. [___ __], как будто( ). | 1. Интонация 2. Отсутствие союзов или союзных слов Пример: Ночные тени в лесу исчезли; по всей земле разлилсясеровато- синий свет утра. [___ ___]; [___ ___]. |
Объяснение учителя: - В зависимости от того, как связываются простые предложения в составе сложного, они разделяются на союзные и бессоюзные. - В бессоюзном сложном предложении простые предложения связываются при помощи интонации, без союзов и союзных слов. Прочтите пример бессоюзного предложения и посмотрите его схему. - В зависимости от того, какими союзами связываются простые предложения в союзных сложных, они подразделяются на сложносочинённые и сложноподчинённые. Сложносочинённые предложения – это равноправные, независимые, самостоятельные предложения, связь между ними сочинительная, с помощью сочинительных союзов (и, да=и, не только – но и, как – так и, а, но, да=но, однако, зато, или, либо, то – то, не то – не то). Прочтите пример сложносочинённого предложения и посмотрите его схему. Части сложносочинённого предложения показываем на схеме в квадратных скобках. Сложноподчинённые предложения – это предложения, в которых одно зависит от другого. Зависимое предложение называется придаточным, оно не может существовать самостоятельно, независимо от главного. Связь между ними подчинительная, с помощью подчинительных союзов (потому что, так как, чтобы, когда, едва, лишь, если, как будто и др.) и союзных слов (что, где, который, куда, откуда и др.). Прочтите пример сложноподчинённого предложения и посмотрите его схему. Придаточное предложение показываем на схеме в круглых скобках, а главное – в квадратных.
Подготовьте фрагмент урока русского языка по теме «Сложное предложение» на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися. Определите понятия «сложносочинённое предложение» и «сложноподчинённое предложение»; назовите способы разграничения сложноподчинённых предложений. Найдите в тексте сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, произведите полный синтаксический анализ выделенного предложения.
Предварительная работа: индивидуально-дифференцированные задания учащимся (этимология фразеологизма «колосс на глиняных ногах», мини-сочинение с использованием односоставных предложений). Оборудование: компьютер, проектор, экран, диск с текстом, таблица «Основные виды сложных предложений», планшет со словарными словами (колосс, колоссальный, гигант, гигантский), карточки с разноуровневыми заданиями. Словарно-семантическая работа: колосс, колоссальный. Ход урока I. Организационный момент. Приветствие. Формулирование цели и задач урока. Обоснование взаимосвязи с предыдущим уроком. - Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Я прошу вас не волноваться, работать внимательно, быстро, продуктивно. - На прошлых уроках мы повторили простое предложение, виды обособлений. Сегодня на уроке мы рассмотрим сложное предложение, способы связи простых предложений в составе сложного, поупражняемся в умении отличать простые предложения с обособленными членами от сложных; сложносочинённые от сложноподчинённых и бессоюзных предложений; строить схемы сложных предложений с различными видами связей. ^ II. Лексико-орфографическая работа. 1. На доске планшет со словами. Запись слов в тетрадь: колосс, колоссальный - Как вы думаете, что означает слово «колосс»? (ответы учащихся) Запись в тетради значения слова: колосс – статуя громадных размеров. - Какое устойчивое выражение с данным словом вы знаете? (Колосс на глиняных ногах) - Что оно означает? Каково его происхождение? 2. Сообщение учащегося о происхождении и значении фразеологизма (заранее проделанная индивидуальная работа с сетью Интернет, фразеологическим словарём В.П. Жукова. Приложение 1). Подберите синонимы к слову «колоссальный», расположив их в порядке усиления признака (большой, огромный, гигантский, громадный, исполинский и пр.). - Расположение слов в порядке усиления или уменьшения значения называется градацией. (Запись термина в тетрадь) - Составьте предложения со словами «колосс», «колоссальный». ^ III. Проверка домашнего задания. Составление небольшого текста с использованием односоставных предложений. (2-3 ученика читают свои тексты, объясняя, какие виды односоставных предложений в нём использованы) Одновременно проводится индивидуальная работа по карточкам (Приложение 2). ^ IV. Повторение и закрепление сведений о сложных предложениях, изученных в 5-8 классах.
Беседа по вопросам - Какие предложения называются сложными? - Прочитаем, какое определение сложного предложения даётся в учебнике на с. 20. - Как связываются простые предложения в составе сложного? 2. Запишем предложения, найдём разницу между ними. • ^ Кругом синели и сверкали в утреннем блеске поля, освобождённые из-под снега. • Глядел мальчик очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. - Чем различаются эти предложения? - Найдите грамматическую основу или основы предложений. - Произнесём предложения вслух и попробуем определить интонацию конца предложений. - Обладают ли простые предложения с составе сложного интонационной законченностью? (Простые предложения в составе сложного не обладают интонационной законченностью, а связываются по смыслу и особенностям произношения в одно целое.) - Выполните синтаксический разбор первого предложения. Кругом синели и сверкали в утреннем блеске поля, освобождённые из-под снега. ^ V. Знакомство с основными видами сложных предложений. (На экране таблица) Сложное предложение - Сложное предложение — предложение, имеющее две или более грамматических основ. Выделяют 4 вида сложных предложений: сложносочинённое предложение, сложноподчинённое предложение, сложное предложение с разными видами связи и бессоюзное сложное предложение.
Лекция учителя, конспектирование:
Грамматическая природа сложного предложения определяется двумя основными признаками:
сложное предложениесостоит из частей, которые построены по схемам простых предложений;
сложное предложение, будучи составленным из простых, в то же время является единицей, не сводимой к простым предложениям, так как части сложного предложения в сочетании друг с другом образуют некоторое структурно-семантическое единство, отличное по своим признакам от простого предложения.
Нужно учитывать, что сложное предложение является полипредикативной единицей (в них существует два или более модально-временных центра): Я догадываюсь, зачем ты приехала. Сложное предложение является особой структурно-целостной единицей, которая конструируется по схемам простого предложения, но эти схемы определенным образом приспособлены друг к другу. Сложное предложение является целостной номинативной единицей и его номинативное содержание складывается из содержания соединяющихся частей и того отношения, в которое поставлены эти части друг к другу. Кроме того, сложное предложение является целостной коммуникативной и интонационной единицей. Стоит помнить и о том, что сложому предложению свойсвтенна определенная целостность в области порядка слов.
сложносочинённые | сложноподчинённые |
|
1. Интонация 2. Сочинительные союзы ^ Пример: Дубровский держал в руке открытую книгу, но глаза его были закрыты. [___ ___], но [___ ___]. | 1. Интонация 2. Союзы или союзные слова Пример: Чёрные ели тяжело стояли среди осенней мглы, как будто их выковали из позеленевшего чугуна. [___ __], как будто( ). | 1. Интонация 2. Отсутствие союзов или союзных слов Пример: Ночные тени в лесу исчезли; по всей земле разлилсясеровато- синий свет утра. [___ ___]; [___ ___]. |
Объяснение учителя: - В зависимости от того, как связываются простые предложения в составе сложного, они разделяются на союзные и бессоюзные. - В бессоюзном сложном предложении простые предложения связываются при помощи интонации, без союзов и союзных слов. Прочтите пример бессоюзного предложения и посмотрите его схему. - В зависимости от того, какими союзами связываются простые предложения в союзных сложных, они подразделяются на сложносочинённые и сложноподчинённые. Сложносочинённые предложения – это равноправные, независимые, самостоятельные предложения, связь между ними сочинительная, с помощью сочинительных союзов (и, да=и, не только – но и, как – так и, а, но, да=но, однако, зато, или, либо, то – то, не то – не то). Прочтите пример сложносочинённого предложения и посмотрите его схему. Части сложносочинённого предложения показываем на схеме в квадратных скобках. Сложноподчинённые предложения – это предложения, в которых одно зависит от другого. Зависимое предложение называется придаточным, оно не может существовать самостоятельно, независимо от главного. Связь между ними подчинительная, с помощью подчинительных союзов (потому что, так как, чтобы, когда, едва, лишь, если, как будто и др.) и союзных слов (что, где, который, куда, откуда и др.). Прочтите пример сложноподчинённого предложения и посмотрите его схему. Придаточное предложение показываем на схеме в круглых скобках, а главное – в квадратных.
Разработайте фрагмент урока по теме «Текст и его признаки» в школе на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися Определите понятие «текст»; назовите способы передачи чужой речи. Приведите примеры прямой речи, косвенной и несобственно-прямой речи; монологической и диалогической. Охарактеризуйте приведённый текст по разным лингвистическим классификациям.
Тема: Текст. Тип урока: развитие речи. Дидактическая модель обучения: объяснительно-иллюстративная, репродуктивная, творческая. Педагогические средства: работа с текстами, таблицей. Виы деятельности учащихся: коллективный, парный, индивидуальный. Компетенции: знать основные признаки текста, уметь создавать собственные тексты. Я., К., ЛС. Информационно-методическое обеспечение:
Е.И. Никитина, «Русская речь», 7 кл.
Л.Л. Маркова, «Мы учимся составлять тексты».
Компьютер, распечатки текстов, иллюстрации. Ход урока Организационный момент. Вступительное слово учителя. Здравствуйте, садитесь! Записываем число, тему.
Переход к теме.
Звучит отрывок из стихотворения К. Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…». Читает учитель. Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени потускневшего дня. Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня… Вопросы к учащимся:
Это текст?
Почему? Докажите. Основная мысль.
В чём особенность этого текста? (Он стихотворный). Звучит отрывок из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Читает учитель. Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек… Аналогичные вопросы к учащимся.
Делается вывод, что такое текст. (В процессе ответов учащихся на доске появляются таблички с признаками текста).
Текст – единица речи.
Два или более предложений.
Заглавие (тема + идея).
Автор.
Деление на части. Смысловая цельность всех частей.
Композиционная завершённость.
Стилистическое единство.
Анализ текста Ю. Коваля «Бабочка».
Переход. Слово учителя. У текста всегда есть создатель: это поэт или писатель, или выступающий. Таким талантливым создателем являлся детский писатель Ю.Коваль, автор текста «Бабочка». ^ 2. Работа с учебником. тр. 9, упр. 2. а) Чтение текста учителем. б) Анализ текста на эмоциональном уровне – игра «Бабочка». На экране появляется репродукция. в) Используя таблицу на стр. 10-11, доказываем, что это текст. г) Вывод (признаки текста) записываем в тетрадь. IV. Анализ текста «Багульник» по вопросам. (Текст и вопросы выданы на распечатке учащимся). На экране появляется репродукция.
Переход. Слово учителя. Бабочку невозможно представить без цветов: полевых, садовых, лесных. А я хочу познакомить вас с чудом под названием багульник. Куст багульника в начале весны – настоящее диво-дивное.
Чтение текста.
Анализ по вопросам:
Что хотели сказать авторы, описывая этот цветок? Какова их идея?
Озаглавьте так, чтобы в названии был отражён авторский замысел («Удивительный цветок!»).
Как развивается мысль в тексте? (В первом предложении заявлена тема «Удивительное растение забайкальский багульник!». В каждом последующем предложении раскрываются свойства этого удивительного цветка.) Вывод: тема является сквозной, пронизывающей весь текст.
Какие художественные средства помогают увидеть картину? V. Создание собственного текста. 1. Переход. Слово учителя. Бабочки, цветы, лето… Невольно вспоминаются стихи М. Цветаевой. Август – астры, август – звёзды Август – гроздья винограда И рябины ржавой… А от августа один шаг к осени. «Уж небо осенью дышало…». Я думаю, что почувствовать себя создателем текста вам поможет тема: «Дивная осень».
Составление собственного текста на основе рассыпанных незаконченных предложений.
Определите понятие «текст»; назовите способы передачи чужой речи.
ТЕКСТ - законченное, целостное содержательно и структурно речевое произведение; продукт порождения (производства) речи, отчужденный от субъекта речи (говорящего); в свою очередь, является основным объектом ее восприятия и понимания. Нередко под текстом понимается только текст письменный - продукт речи письменной; но и структурные - в частности, языковые (лингвистические) - закономерности построения текста, и закономерности его социального функционирования принципиально общи для речи устной и письменной.
Чужая речь — это высказывания других лиц, включённые говорящим (пишущим) в собственную (авторскую) речь. Чужой речьюмогут быть и высказывания самого автора, которые он произнёс в прошлом или предполагает произнести в будущем, а также мысли, не произнесённые вслух («внутренняя речь»): «Ты думаешь? — встревоженно шепнул Берлиоз, а сам подумал: А ведь он прав!»(М. Булгаков).
В одних случаях нам важно передать не только содержание, но и форму чужой речи (её точный лексический состав и грамматическую организацию), а в других — только содержание.
В соответствии с этими задачами в языке выработались специальные способы передачи чужой речи: 1) формы прямой передачи(прямая речь), 2) формы косвенной передачи (косвенная речь). Предложения с прямой речью специально предназначены для точного (дословного) воспроизведения чужой речи (её содержания и формы), а предложения с косвенной речью — лишь для передачи содержания чужой речи.
Эти формы передачи чужой речи являются наиболее распространёнными.
Кроме этих двух основных способов, существуют и другие формы, предназначенные для передачи только темы, предмета чужой речи, для включения в авторскую речь элементов чужой речи.
Тема чужой речи передаётся при помощи косвенного дополнения, выраженного существительным в предложном падеже с предлогом о, например: 1) А Рудин заговорил о самолюбии, и очень дельно заговорил (И. Тургенев). 2) Гости говорили о многих приятных и понятных вещах, как-то: о природе, о собаках, о пшенице, о чепчиках, о жеребцах (Н. Гоголь).
Чужая речь может передаваться с помощью вводных конструкций, указывающих на источник сообщения: по мнению (по словам, с точки зрения и т. п.) такого-то, как сказал (считал, отмечал и т. п.) такой-то и под. Например: 1) Пожар, по словам Леонтьева, шёл стороной (К. Паустовский). 2) Таких рассказов я, человек неопытный и в деревне не «живалый» (как у нас в Орле говорится), наслушался вдоволь (И. Тургенев). 3) Вообще Крым для исторической науки — золотое дно, как заявляют местные любители археологии (М. Горький).
В художественной литературе используется особая форма передачи чужой речи — несобственно-прямая речь.
Приведите примеры прямой речи, косвенной и несобственно-прямой речи; монологической и диалогической. Охарактеризуйте приведённый текст по разным лингвистическим классификациям.
Прямая речь характеризуется следующими признаками: а) точно воспроизводит чужое высказывание; б) сопровождается авторскими словами. Назначение авторских слов – это установление самого факта чужой речи и указание, кому она принадлежит. Авторские слова могут также пояснять, например, при каких условиях была произнесена чужая речь, к кому она обращена, могут давать ей оценку и т.д. Например: «Что это значит? - спросил он [Дубровский] сердито у Антона, который бежал ему навстречу. - Это кто такие и что им надобно?» (П.). Авторские слова и прямая речь образуют особую синтаксическую конструкцию, состоящую из самостоятельных частей, связанных по смыслу и интонационно. Связь между обеими частями конструкции может быть более тесной или менее тесной, что зависит от их взаимного расположения, лексического значения глагола-сказуемого в авторских словах, вводящих прямую речь, и т.д. Ср.: а) Марина вздохнула: «Вот видишь! Но это, конечно, озорство» (М. Г.). После авторских слов здесь возможна разделительная пауза (обозначаемая на письме точкой), что подчеркивает слабость интонационной связи между обеими частями сложной конструкции и их синтаксическую независимость. б) Наконец, я сказал ему: «Ну-ну, Савельич! Полно, помиримся, виноват» (П.). Авторские слова образуют предложение, не имеющее смысловой законченности: при переходном глаголе сказал необходимо дополнение, указывающее на объект высказывания. Такой объект высказывания может быть выражен членом предложения, придаточной частью (в косвенной речи) или прямой речью (как в приведенном примере). Прямая речь может передавать: 1) высказывание другого лица, например: «Ребята, у кого есть оружие, собирайтесь сюда», - шепотом командовал лежащим Дубава (Н. Остр.); 2) слова самого автора, произнесенные им ранее, например: «Вы с ним не дрались? - спросил я. - Обстоятельства, верно, вас разлучили?» (П.); 3) невысказанные мысли, например: Смотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди?» (М. Г.). Авторские слова могут занимать различное положение по отношению к авторской речи. Они могут: 1) предшествовать прямой речи, например: Иван Игнатьич отворил дверь, провозгласив торжественно: «Привел!» (П.); 2) следовать за прямой речью, например: «Дедушку знаешь, мамаша?» - матери сын говорит (Н.); 3) включаться в прямую речь, например: «Беликов жил в том же доме, где и я, - продолжал Буркин, - в том же этаже, дверь против двери» (Ч.); 4) включать в себя прямую речь, например: Я только тогда выпрямился и подумал: «Зачем это отец ходит ночью по саду?» - когда все утихло вокруг (Т.). Авторские слова обычно содержат в своем составе глагол высказывания или мысли (сказать, говорить, спросить, ответить, подумать и др.). Иногда в роли вводящих прямую речь слов выступают существительные с указанными значениями (слова, восклицание, вопрос и т.п.), например: Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи!» (Л.). Реже в той же роли выступают глаголы, обозначающие чувства говорящего, его внутреннее состояние, движения и т.п. (обрадоваться, удивиться, вздохнуть, улыбнуться, указать и т.п.), например: «Музгарко, да ты в уме ли? - удивился старик. - Проспал обоз!» (М.-С.). Если авторские слова предшествуют прямой речи, то в них обычно сохраняется прямой порядок слов, например: Сметанина вскочила, схватила меня за руку и крикнула: «Море горит!» (Пауст.). Если же авторские слова стоят после прямой речи или включаются в нее, то порядок главных членов предложения в них обратный, например: «Что же это?»- спросил я (Л.); «Ну, - сказал я с радостью, - близко ночлег!»
Косвенная речь, наряду с прямой речью, является способом передачи в речи чужих слов. В отличие от прямой речи, предложения с косвенной речью служат для передачи лишь смысла сказанного другим лицом, не сохраняя стилистические особенности оригинального высказывания. С синтаксической точки зрения, косвенная речь выступает как придаточное предложение в сложноподчинённом, где роль главного предложения играют авторские слова. Придаточное предложение, содержащее косвенную речь, следует за главным и присоединяется к сказуемому с помощью союзов и относительных слов, характерных для придаточных изъяснительных, как что, чтобы, будто, якобы, как будто, где, куда, когда, откуда, какой, который и пр. Союз что указывает на то, что говорящий уверен в достоверности информации, и употребляется при замене повествовательного предложения чужой речи.
Мне сказали, что пора собираться в дорогу.
Союзы будто, как будто указывают, что говорящий сомневается в точности передаваемой информации.
Вчера рассказывали, будто перед этим он выпил целый бочонок вина.
Относительные слова что, какой, где, когда, куда и пр. употребляются при замене вопросительного предложения прямой речи.
Ко мне подошла женщина и спросила, где находится ближайшая аптека.
В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются относительно человека, передающего чужую речь:
Тогда он сказал, что вернётся через час. – Тогда он сказал: «Вернусь через час».
Она попросила, чтобы я зашёл за ней вечером. – Она попросила: «Зайди за мной вечером».
Обращения, междометия, звукоподражания и т.п., использующиеся в чужой речи, в косвенной речи опускаются, а их значение передаётся словами, близкими по смыслу:
Я крикнул: «Эй! Ты, случаем, не заблудился?» - Я окликнул его и спросил, не заблудился ли он.
Иногда в косвенной речи сохраняются дословные выражения чужой речи. На письме это передаётся с помощью кавычек.
Несобственно-прямая, или несобственно-авторская, речь
– способ передачи чужой речи, при котором используются элементы прямой (см.) и косвенной (см.) речи. Это речь повествователя, пронизанная вместе с тем лексикой, значениями (семантикой), синтаксическими конструкциями речи персонажа – источника информации, его интонациями, чувствами, мыслями. С прямой речью ее сближает воспроизведение манеры речи говорящего (его подлинных выражений, строя речи), с косвенной речью – то, что в ней личные формы глаголов и местоимений употреблены от лица повествователя. Но при этом не используются никакие вводящие глаголы речи и мысли ("говорил, что…"; "сообщил, что…"), т.е. отсутствует формальный сигнал перехода от авторской речи к чужой. Н.-п. р. не выделяется в тексте авторскими словами, не вводится как придаточная часть сложноподчиненного предложения.
Автор как бы сливает речь своего героя со своей, приспосабливает собственную манеру говорить к его речевой манере. Напр.: Он вспомнил, как в детстве во время грозы он с непокрытой головой выбегал в сад, а за ним гнались две беловолосые девочки с голубыми глазами и их мочил дождь; они хохотали от восторга, но когда раздавался сильный удар грома, девочки доверчиво прижимались к мальчику, он крестился и спешил читать: "Свят, свят, свят…".
монологическая и диалогическая речь -
Виды речевой деятельности по характеру участия говорящего и адресата в ситуации речевого общения. В М.р. активным является говорящий или пишущий. Адресат может не принимать непосредственного участия в речевом акте: он может быть отдален в пространстве и времени. Его реакция на речь говорящего не предусмотрена этой формой речи. В М.р. говорящий является распорядителем языковых средств, их выбором, соединением. В монологе преобладают повествовательные предложения, не предполагаются вопросы и ответы. В Д.р. участвуют говорящий и адресат, меняясь ролями. При этом каждый из них может пользоваться речевым материалом другого, строя свою реплику с опорой на речь второго участника.
Разработайте фрагменты уроков по теме «Знаки препинания при прямой речи и диалоге» в школе на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися. Раскройте понятия «пунктуация» и «центральная и периферическая системы пунктуации». Назовите основные принципы русской пунктуации, знаки препинания и их основные функции. Объясните расстановку знаков препинания в первых четырёх абзацах приведённого текста.
ЦЕЛИ:
знать особенности диалога и знаки препинания при нём;
уметь различать постановку знаков препинания при прямой речи и диалоге, составлять схемы предложений;
работать над культурой устной и письменной речи, выразительным чтением.
ЗАДАЧИ:
совершенствовать умения обучающихся находить предложения с прямой речью и диалогом в контексте,
применять условия выбора знаков препинания в предложениях данных конструкций.
ПРИОБРЕТАЕМЫЕ НАВЫКИ:
уметь видеть диалог,
уметь пунктуационно оформлять диалог.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ДЕТЕЙ:
коллективная,
самостоятельная,
приемы исследовательской работы: наблюдение с использованием технических средств обучения и формулированием соответствующих выводов.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ:
объяснение,
наблюдение за работой обучающихся,
анализ работы обучающихся,
дифференцированные задания,
контроль за выполнением заданий.
ПЛАН УРОКА.
I. ОРГМОМЕНТ.
II. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПОСТАНОВКОЙ ПРОБЛЕМЫ. (Слайд № 2.)
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА. (Слайд 3)
IV. РАБОТА ПО ТЕМЕ.
СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ и ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА. (Слайды 4-7.)
НАБЛЮДЕНИЕ, АНАЛИЗ ПУНКТУАЦИОННЫХ ЗНАКОВ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ И ДИАЛОГЕ. (Слайды 8-9.)
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО. (Слайды 10-11.)
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. (Слайд № 12.)
VII. ИТОГ УРОКА. (СЛАЙД № 13.)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ.
Смотрите технологическую карту оценивания авторской разработки.
Смотрите фотографии урока.
Конспект урока.
ДИАЛОГ.
ЦЕЛИ:
знать особенности диалога и знаки препинания при нём;
уметь различать прямую речь и диалог, составлять схемы предложений;
работать над культурой устной и письменной речи, выразительным чтением.
- I. Повторение изученного в 5–8 классах.
- II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».
- III. Итог урока.
- II. Развивающие:
- III. Воспитательные:
- Ход урока.
- «Черты сентиментализма в повести н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
- Ход урока
- 3)Образ Лизы.
- 4) Образ Эраста.
- 5) Взаимоотношения героев.
- Знаете ли вы?
- Кому посвящено стихотворение?
- Кто из героев романа “Евгений Онегин” подходит под следующее описание:
- Энциклопедия русской жизни.
- Что? Где? Когда?
- II. Развивающие:
- III. Воспитательные:
- Тема: «Материальный и духовный прогресс общества и его влияние на жизнь людей». Диспут по теме: «Иметь или быть?» (по книге е. Замятина «Мы») (11 класс, 2 урока)
- Ход урока:
- 1.Организационный момент.
- 2.Вступительное слово учителя.
- 3.Аналитическая беседа.
- 4.Наблюдения над текстом, над языковыми средствами.
- 5.Анализ легенд.
- 6.Сопоставление трёх легенд.
- 7.Аналитическая итоговая беседа.
- 4. Художественное решение а.И. Солженицыным
- Краткая аннотация проекта
- Вопросы, направляющие проект Основополагающий вопрос
- Проблемные вопросы
- Учебные вопросы
- План проведения проекта Подготовительный этап. Планирование проекта
- Основной этап.
- Оценивание работы участников
- Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности
- Вопросы по русскому языку, методикам обучения, педагогике, психологии
- Три аспекта фонетических исследований
- I. Сообщение темы, цели урока.
- II. Актуализация знаний по теме урока. Беседа по плану:
- III. Тренировочные упражнения. Задания выполняются в группах.
- V. Тренировочные упражнения:
- VI. Слово учителя.
- Система согласных фонем
- Урок - фонетический разбор слова
- Тема: Лексика. Устаревшие слова. Неологизмы.
- Технологическая карта проекта
- Ход урока.
- Занятие .
- 2) Работа со стихотворением и. Токмаковой «в чудной стране».
- Стихи о голове.
- «Разбор слова по составу и словообразовательный разбор»
- 1.Организационный этап
- 2. Беседа
- III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
- IV. Работа над темой урока 1. Лекция учителя
- 2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока
- V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
- 1. Практическая работа с языковым материалом (рм один на парту)
- 2. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
- Ход урока
- Род имен существительных
- Формообразование имён существительных
- Особенности употребления имён числительных
- План разбора глагола
- Образцы разбора глаголов
- Кататься
- 2. Словарная работа.
- 1. Утро солнечно и радостно.
- 2. Глаза светились радостно.
- 3. На душе у ребят было радостно.
- Ход урока
- 1. Орг. Момент.
- 2. Стадия вызова.
- 3. Стадия осмысления.
- 4. Рефлексия.
- Подлежащее
- Сказуемое
- Ход урока
- 1. Орг. Момент.
- Ход урока
- 1. Орг. Момент.
- Ход урока
- Основные функции знаков препинания