logo
otvety_na_gosy_pedagogika

7.Аналитическая итоговая беседа.

Вопросы классу.

Как же Горький утверждает свой романтический кодекс? Каким предстаёт идеал человека в рассказе «Старуха Изергиль»?

Над чем заставил вас задуматься рассказ?

В героях воплощены красота, сила, энергия, молодость, любовь к свободе. Может ли это быть главным при оценке человека? При каком условии всё это восхищает?

«В жизни всегда есть место подвигам». В чём сущность подвига? Можно ли считать подвигом жизнь Изергиль? Подвиг Данко – ради людей. Но освобождённые люди забыли своего спасителя. Стоило ли жертвовать собой? Зачем в легенду введён эпизод с «осторожным человеком»?

Обобщение.

Что составляет художественную ценность ранних романтических рассказов Горького?

Каков смысл обращения писателя к романтической традиции? В чём он следует ей и в чём её обновляет?

Чем романтические произведения Горького могут быть интересны современному читателю?

8.Домашнее задание.1.Письменно ответить на вопрос: «Каким предстаёт идеал человека в романтических рассказах А.М. Горького? Согласны ли вы с этим идеалом?»  2.Прочитать пьесу «На дне».

Определите место рассказа Старуха Изергиль» в творческом наследии М.Горького и место данного фрагмента в художественном целом; объясните идейно-художественное значение произведения:

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» относится к ранним произведениям русского писателя и продолжает романтические мотивы его творчества.

Горький написал это произведение под впечатлениям от путешествия по южной Бессарабии в 1891 году. Сам же писатель считал этот рассказ одним из самых лучших и красивых в своем творчестве.

Рассказ состоит из трех новелл, которые соединены между собой общей идеей. Подобная композиция «Старуха Изергиль» довольно сложна, так как новеллы представлены как самостоятельные произведения, которые повествуют о историях, которые лишь отчасти связаны между собой.

Но новеллы пронизаны единой идеей, которая заключается в том, чтобы показать настоящую ценность человеческой жизни. С помощью трех разных легенд, Горький полноценно раскрывает образ главных героев и их представлений о жизни.

Писатель создает интересную и сложную систему образов, которая представляет собой основное средство для раскрытия темы «Старухи Изергиль» - человеческой свободы и несвободы.

Идейное содержание рассказа заключено в трех основных, различных и ярких образах – Ларры, старухе Изергиль и Данко.

Основной образ первой новеллы – это эгоистичный индивидуалист Ларра, навлекший на себя бремя одиночества. Горький показывает героя в наихудшем свете. У людей Ларра вызывает страх и гнев.

Его натуру писатель использует для того, чтобы продемонстрировать к чему может привести непомерное желание свободы, полностью исключающее понятие справедливости и любви. Ларра знает только собственное «я», считает себя самым сильным и волевым, и отвергает все остальное, в том числе и людей.

Второй образ, созданный Горьким, противоположен Ларе, это милосердный Данко-альтруист. Он любит людей больше всего на свете и самопожертвование ради них - норма жизни для Данко.

Таким образом, Горький показывает истинную силу, что может быть в человеке – не ту, которая давит своей волей всех вокруг, а та, которая способна не только любить, но и полноценно выражать любовь, не страшась последствий и жертв.

Наиболее сложным для анализа представляет собой третий образ рассказа – старуха Изергиль. Она не является персонажем легенды, как два других героя, она – реальный человек, и ее история больше всего напоминает действительность

Она рассказывает историю любви, показывая какой гордой и непримеримой с самой собой она была. Она рассказывает о тех, кого она любила, но нет ощущения того, что любовь старухи Изергиль была наполнена светом и искренностью.

Тем не менее, она совершала поступки, которые были близки именно ей, чувствуется, что она поступала так, как ей указывало сердце. Ее история больше напоминает образ Ларра, и именно новелла о ней помогает лучше понять ключевую тему первого отрывка рассказа.

Образ старухи Изергиль дополняет образ двух других героев, делая их более доступными для понимания и более определенными. И истории трех героев приводятся к одной мысли, к извечному для литературы вопросу о смысле человеческой жизни, к тому, во имя чего человек проживает целую жизнь.

охарактеризуйте неоромантизм писателя в его художественном осмыслении свободы:

В рамках неоромантизма Горький опирался на выдвинутый Ф. Ницше идеал «сверхчеловека», построенный на идеях освобождения личности от рабской покорности обстоятельствам и страданий, утверждения внутренней силы, свободы и богоравного достоинства человека. Сосуществование указанных тенденций в раннем творчестве писателя выразилось в разработке соответствующих мотивов, наличии двух — реалистического и неоромантического — ракурсов художественного изображения; ярким проявлением чего стал образ босяка, впервые введенный Горьким в русскую литературу в ореоле своеобразного идеала подлинно свободного, сильного и гордого, хотя и не лишенного изъянов человека, который находится «на краю» общества и открыто ему противостоит всей системой своих ценностей. Тип героя-босяка, без цели странствующего по России, открыл писателю возможности для реалистического изображения картин социальной действительности во всей остроте присущих ей противоречий. Кроме того, он открыл собой галерею многообразных национальных характеров, которую Горький, испытывая глубокий интерес к этой теме, создавал на протяжении всего своего творчества.

30.Разработайте варианты возможных тем учебных проектов и этапы реализации одного из них при изучении творчества А.И.Солженицына на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися. Обозначьте место и значение творчества А.И.Солженицына в литературном процессе ХХ века; охарактеризуйте историко-культурный контекст повести А.И.Солженицына «Матрёнин двор», определите место данного фрагмента в художественном целом и объясните его значение в раскрытии нравственно-философской концепции писателя; охарактеризуйте образ героини и своеобразие художественного осмысления темы праведничества.

Темы учебных проектов:

1. Основные этапы жизни и творчества А.И. Солженицына. Материалы к творческой биографии писателя

2. своеобразие творчества А.И.Солженицына

3. Тема ГУЛАГа в творчестве А.И. Солженицына