logo
otvety_na_gosy_pedagogika

Тема: «Материальный и духовный прогресс общества и его влияние на жизнь людей». Диспут по теме: «Иметь или быть?» (по книге е. Замятина «Мы») (11 класс, 2 урока)

        Сегодня в связи с бурным развитием техники, с увлечением наших детей информационными технологиями мы, к сожалению, всё чаще сталкиваемся с утратой некоторых моральных, нравственных понятий, с потерей духовных ценностей, с тем, что само понятие «духовность» становится для нас далёким, непонятным, а порой, и ненужным. В связи с этой проблемой, на мой взгляд, совершенно необходимо говорить на уроках литературы об опасности такого явления, о неприемлемости для нормального человека потери человечности, о страшных последствиях этого. Поэтому роман Е. Замятина «Мы» - очень важное и нужное произведение для такого разговора. Не так много времени уделяется в программе на изучение этого романа, что, на мой взгляд, является совершенно неверным. Кроме этого, сам текст романа часто вызывает у учащихся неприятие и сложность в прочтении. Но в рамках программы я нашла выход и предлагаю вести разговор об этом произведении в контексте мировых проблем выживания человечества. Для подготовки и проведения этих двух уроков можно привлечь учителей обществознания, экономики. Форма диспута очень хорошо укладывается в выполнение поставленных задач.

        За одну-две недели до урока я предлагаю учащимся разделиться на две группы: защитников материального прогресса и защитников духовного прогресса, подобрать материалы, подтверждающие ту или иную позицию, прочитать роман и найти в нём то, что необходимо каждой группе для защиты своей позиции. Это предварительная работа, которую проделывают сами учащиеся без вмешательства педагога. Учитель может здесь выступать только консультантом. Из числа мотивированных учащихся учитель может выбрать себе ассистента, помогающего во время урока, подбирающего необходимую информацию к уроку. Кроме этого, готовится ученик, играющий роль одного из «нумеров». Можно текст читать и без театрализованного представления, но это вносит в урок некое разнообразие и нравится ребятам. Итак, вашему вниманию представляю план-конспект двух уроков по роману Е. Замятина «Мы».  

 

Цель.  Закрепить и обобщить полученные учащимися знания на уроках литературы, обществознания, географии, экономики о человеке, его взаимоотношениях с миром и с самим собой, а также навыки ведения диспута и умения отстаивать свою точку зрения на примере романа Е. Замятина «Мы». Воспитать у учащихся умение защищать свою точку зрения, умение делать корректную оценку деятельности другого человека, воспитание творческого отношения к делу, эстетического восприятия действительности; воспитание неприятия системы,  порабощающей личность, уничтожающей индивидуальность, воспитание стойкого желания быть развитой одухотворенной личностью, способной дальше двигать прогресс и развивать себя как личность,    выработка своего отношения к позиции автора.

Оснащение урока: на столах раздаточный материал к уроку, правила проведения диспута. Экран, проектор, компьютер, магнитола. Презентация, включающая в себя отрывки из фильмов «Терминатор-2», «Собачье сердце». Запись Сонаты № 14 Бетховена.

1

Начало урока

Звучит музыка Бетховена (Соната № 14)  (приложение 1), под которую демонстрируется отрывок из фильма «Терминатор-2» (1.32.10-1.33.53) (Приложение 2).

2 мин.

2

Учитель

Проблема выживания человечества стала в наши дни глобальной.

-Что мы оставим будущему поколению?

-Какие ценности?

-От чего это зависит?

Вы не раз говорили об этом на уроках литературы, обществознания, истории, географии и других и приходили к выводу о том, что человечество в разные времена стояло перед выбором: что для него важнее – материальные блага или духовная жизнь? Иметь или быть?

Спор этот длится давно. Ему не один век, и сегодня я предлагаю и  вам поучаствовать в нем. И вот почему. Начать наш разговор я хочу с некоторой информации, дающей повод для размышления. Если вас что-то интересует, вы можете зафиксировать на бумаге.

2 мин.

3

Учитель

Драматизм нашего тысячелетия заключается в том, что сознание человека изменяется не так быстро, как его технические возможности, в новый индустриальный мир человек приносит вековую психологию зла и насилия.

Учащиеся делают записи

4

Учитель читает стихотворение

Владимир Кириллов. Мы. 1920 год.

Мы несметные, грозные легионы Труда.

Мы победили пространства морей, океанов и суши,

Светом искусственных солнц мы зажгли города,

Пожаром восстаний горят наши гордые души.

Мы во власти мятежного, страстного хмеля;

Пусть нам кричат: «Вы палачи красоты»,

Во имя нашего завтра – сожжем Рафаэля,

Разрушим музеи, растопчем искусства цветы.

Слёзы иссякли в очах наших, нежность убита,

Позабыли мы запахи трав и весенних цветов,

Полюбили мы силу паров и мощь динамита,

Пенье сирен и движенье колес и валов…

Мускулы рук наших жаждут гигантской работы,

Творческой мукой горит коллективная грудь,

Медом чудесным наполним мы доверху соты,

Нашей планете найдем мы иной, ослепительный путь.

Любим мы жизнь, ее буйный восторг опьяняющий,

Грозной борьбою, страданьем наш дух закален.

Всё – мы, во всём – мы, мы пламень и свет побеждающий,

Сами себе Божество, и Судья, и Закон.

Текст на столах у учащихся. Они следят по тексту.

2 мин.

5

Учитель

Кто же такие – мы? В чем их сила? В чем опасность? Какого местоимения нет в стихотворении? Почему? О каком прогрессе идет речь? Докажите. Попробуйте, опираясь на текст стихотворения, трактовать его с позиций защитников материального и духовного прогресса. На обсуждение – 2-3 минуты.

Учащиеся размышляют. Работают в группах, потом представитель от группы выступает. Противоположная группа может задавать вопросы. 

8-10 мин.

6

На экране (доске) эпиграф

В эти же самые годы писатель Евгений Замятин говорил: «Сам по себе технический прогресс в отрыве от нравственного, духовного развития не только не способствует улучшению человеческой породы, но грозит вытеснить человеческое в человеке». И тогда может наступить разруха – и в жизни, и в душе.

0,5 мин.

7

Отрывок из фильма

«Собачье сердце» 29.53.-33.34. (Приложение 3)

3 мин.

8

Учитель

Сбылась беда пророческих угроз,

И темный век бредет по бездорожью.

В нём естество склонилось перед ложью,

И бренный разум душу перерос. 

         Борис Чичибанин.

9

Обсуждение

О какой разрухе говорит профессор Преображенский? Почему она наступает? В чем он видит причину разрухи? Попробуйте оценить его позицию с точки зрения + и – технического прогресса. Как вы понимает выражение: «В нём естество склонилось перед ложью,

И бренный разум душу перерос»?

Учащиеся выступают.

8-10 мин.

От группы представители

10

Информация к размышлению (может произносить ученик, ассистент учителя, который заранее подобрал подобную информацию)

Ученые говорят, что:

-за последние 100 лет население Земли увеличилось в 5 раз и составляет 6,6 млрд. чел.

-вся территория суши, пригодная для жилья, освоена.

- около 500 млн. автомобилей, десятки тысяч морских судов, сотни тысяч самолетов, около 5000 искусственных спутников Земли оказывают большое влияние на природу.

-за короткий период человечество пережило 2 мировых войны, одну холодную войну мирового масштаба, не говоря уже о военных конфликтах в наши дни в разных частях света.

-Природные ресурсы Земли значительно и необратимо истощились. 

- Возникли неведомые ранее понятия: экологическая катастрофа, массовая наркомания, алкоголизм, организованная преступность и так далее.

Цифры на доске (экране) или перед глазами учащихся.

2 мин.

11

Учитель

Итак, давайте обратимся к роману Замятина «Мы». Роман написан в 1920 году и вызвал неоднозначную реакцию у читателей и критиков. Это роман-предупреждение, предвидение.  Уже в эти годы человек задумался о том, что же такое технический прогресс, какое влияние он может оказать на жизнь людей? Чего от него больше – пользы или вреда? 

Как вы думаете, почему именно Замятин поднимает такую проблему? 

Конечно, этот роман -  антиутопия. Что же такое антиутопия?

В любом явлении есть свои + и свои –. Если мы говорим о понятии «иметь», то подразумеваем мир вещей, который сначала необходимо создать при помощи техники, всё время совершенствующей.  Человек – существо разумное, а разуму свойственно находиться в постоянном поиске. Но все герои мировой литературы страдали оттого, что ум с сердцем не в ладу. Наверное, чтобы избежать трагедии и личной, и общественной, ум должен быть в ладу с сердцем. Научно-технический прогресс формирует особый тип человека. 

«Всё внимание общества, - как утверждал американский социолог Фромм, – сосредоточено на массовом производстве товаров и услуг, и наиболее ценятся именно те качества людей, которые способствуют решению задачи – иметь – экономность, расчетливость, деловитость, рационализм».

Учащиеся размышляют.

3 – 5 мин.

(текст учебника, проработанный учениками)

12

Учитель

-Достаточно ли это для того, чтобы сохранить для будущих поколений планету и сделать людей счастливыми?

-Может ли быть счастливым человек несвободный, ставший заложником технократической системы?

- Возможен ли прогресс, совершаемый бездуховными людьми?

Вопросы на доске (на экране)

13

Учитель

В Библии сказано: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит или погубит себя?»

Об этом же поэт Евгений Евтушенко сказал:

Еще не всё технический прогресс,

Ты не забудь великого завета – Светить всегда!

Не будет в душах света –

Нам не поможет никакая ГЭС.

Итак, иметь или быть? Давайте поразмышляем.

14

Учитель

Обратимся непосредственно к роману.  Как вы помните, в нем построено технически совершенное Единое Государство, в котором удовлетворены все потребности людей, каждый из которых имеет не имя, а букву и номер. Во главе этого Государства стоит Благодетель, давший этим нумерам всеобщее математически безошибочное счастье. Мечта о технократическом  идеальном государстве, связанном с машинами, управляемом техниками, где человек теряет свою индивидуальность и становится добровольным рабом системы, возникла ещё во времена просветителей и дожила до наших дней. Замятин довел до конца идею человека-машины, человека-социальной функции и воплотил эту мечту в романе «Мы».

15

Театрализованное представление (ученик, одетый как жители Государства, читает текст 1-ой записи).

1-ая запись. Каковы жители этого государства?

16

Учитель

Ваша задача сейчас выдвинуть доводы, защищающие идеи в этом обществе и опровергающие их.

Правила спора на столах.

17

Диспут

Сначала говорят защитники технического прогресса, вопрос, довод защитников духовного прогресса – вопрос.

18

Учитель.

Я считаю, что это идеальное государство, во главе которого стоит Благодетель – спаситель человечества, и люди в нем счастливы, и путь развития цивилизации – торжество разума. Вы согласны? 

Почему бунт?

Спор с учителем.

19

Итог.

Вот последняя фраза романа: «Я надеюсь, что мы победим. Больше: я уверен – мы победим. Потому что разум должен победить».

Эта цивилизация нашла выход – торжество разума, но так ли это?

Не погибнет ли цивилизация только от одного разума?

Что спасет ее? От чего и от кого это зависит? Давайте попробуем вместе найти свои пути спасения цивилизации.

Возможные ответы:

Братство, 

человеческое отношение друг к другу, 

Близость к природе, забота о ней

Ответственность каждого за свои поступки и необходимость задуматься, для чего он живет,

Разумный подход к использованию открытий науки и техники,

Забота власти об образовании населения,

Гармония духа и тела.

Высказываются учащиеся и гости

20

Учитель

«Иметь» или «быть»? Наш разговор на этом не заканчивается. Мы только приблизились к решению этой проблемы. Но самое главное, что надо помнить, что жизнь и судьба нашей планеты зависит от каждого из нас.

Хоть человек и знатен, и учен,

Всё ж совершенства не достигнет он,

Покуда не пройдет сквозь боль и радость,

Покуда не вкусит и соль, и сладость.

                           Фирдоуси

21

Домашнее задание

Письменное размышление на один из вопросов или высказываний, использованных на уроке.

Обозначьте основные черты жанра антиутопии, назовите истоки жанра и причины его активизации в ХХ веке; укажите жанровые признаки антиутопии в предложенном произведении; определите место данного фрагмента в художественном целом и объясните его значение в художественно-философской концепции романа; охарактеризуйте образ рассказчика и средства художественной выразительности, присущие данному тексту.

жанр антиутопии закономерен в современной литературе, так как общество не уверено в завтрашнем дне, большинство взглядов людей на будущее пессимистично, у человека нет веры, происходит кризис власти, экономики, международные конфликты, которые страшат крахом. Жанр антиутопии изначально - предмет исследования философии, истории, социологии, политологии и позиционирует себя как роман-предупреждение. Для человека характерно желание заглянуть в будущее. И мысль, воплощенная художественно, о том, что будущее выглядит ужасно, приводит к появлению произведений, написанных в жанре антиутопии. Несомненно, с момента рождения жанра до настоящего времени антиутопия претерпевает изменения. Некоторые идей, давшие жизнь жанру, изживают себя, перестают быть актуальными, но в то же время многие из них остаются актуальным. Например, идеи научно-технического прогресса, пагубно влияющие на человека и окружающую среду, идеи уничтожения человеческой свободы, манипуляции человеческого сознания и другие. При этом, конечно, новые антиутопии содержат и такие идеи, каких не было и не могло быть в классических произведениях в силу существовавшей социальной действительности, от которой обычно отталкивается антиутопия. Поэтому целесообразно говорить об эволюции данного жанра.

Роман Евгения Замятина «Мы» был написан в 1921 году и стал попыткой зафиксировать цикличность истории, отыскать подобное в прошлом и будущем, увидеть сегодняшний день сквозь отражение мыслей о нем. Автор обращается к принципиально новой жанровой форме романа-антиутопии для того, чтобы показать механизмы времени и истории. В начале века идеал счастливого мира начал воплощаться в действительность и предстал в тоталитарно-техническом воплощении. Роман Евгения Замятина «Мы» долгое время называли памфлетом на существующий политический строй. Для самого Замятина это был, в первую очередь, способ высказать свои мысли и ощущения о ходе истории. Естественно, что Единое Государство, описанное в его книге, во многом похоже на коммунистическое. Писатель не мог игнорировать окружающую его действительность, не мог не анализировать ее. В антиутопии «Мы» Замятин показал, как можно организовать жизнь человека, превратить его в послушную машину, которая будет выполнять любую работу, соглашаться на разные нелепости. Причем такая жизнь вполне устраивает жителей Единого Государства. Они счастливы, что живут в неком «идеальном» сообществе, где нет необходимости мыслить, что-то решать. Даже выборы главы государства доведены до абсурда. Уже несколько лет выбирают одного из одного же человека, подтверждая полномочия «Благодетеля». Государство смогло сделать самое страшное – убить в людях душу. Они потеряли ее вместе со своими именами. Теперь лишь номера отличают одного из них от другого. Ярко и убедительно Замятин показал, как возникает конфликт между человеческой личностью и бесчеловечным общественным укладом, конфликт, резко противопоставляющий антиутопию идиллической, описательной утопии. Показательна фантастическая история Великой операции из романа «Мы», рассказывающая о насильственном удалении фантазии у всех «нумеров» – граждан Единого Государства. В условно-деформированном виде эта история отражает неприятие Замятиным уравниловки, несвободы, нивелирования индивидуального, увиденных им в жизни молодого советского общества. Финал романа показывает торжество тоталитарного строя, однако Стена, за которую убегают все недовольные режимом, все еще не восстановлена. Свое великое произведение Е. Замятин написал в форме дневника, где содержится сорок записей. Для романа характерна исповедальная манера повествования, которая контрастирует с лаконичным и выверенным стилем Государственной Газеты. Неполные предложения и экспрессивные конструкции говорят о том, что Единое Государство все еще состоит из живых людей, способных на эмоции и чувства.

29. Разработайте фрагмент урока с применением активных приемов обучения при изучении рассказа «Старуха Изергиль» на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися. Определите место рассказа Старуха Изергиль» в творческом наследии М.Горького и место данного фрагмента в художественном целом; объясните идейно-художественное значение произведения; охарактеризуйте неоромантизм писателя в его художественном осмыслении свободы.

Конспект урока по рассказу А.М. Горького

 «Старуха Изергиль» (2 часа)

Тема: Проблема идеала в рассказе А.М. Горького «Старуха Изергиль».

Цели урока: самостоятельное добывание учащимися ответов на вопросы: 1)что составляет художественную ценность ранних романтических рассказов Горького?, 2)в чём писатель следует романтической традиции и в чём её обновляет?, 3)чем романтические произведения Горького могут быть интересны современному читателю?

Оборудование урока:портреты М.Горького; иллюстрации к ранним романтическим рассказам, музыкальное оформление.

Методические приёмы:аналитическая беседа по индивидуальным опережающим заданиям (далее – ИОЗ).

Предварительная подготовка:1)распределение ИОЗ среди уч-ся; 2)вопросы всему классу, организующие чтение:

Чем, по-вашему, вызвано было «возвращение Горького к романтической традиции в 90-е годы 19 века?

Каковы особенности структуры рассказа-легенды Горького? Как соотносятся между собой рассказ и легенды?

Охарактеризуйте конфликт в каждой из легенд. Что общего вы находите во всех трёх конфликтах и чем они различаются между собой?

В чём смысл противопоставления Ларры и Данко?

Каково ваше отношение к образу старухи Изергиль? К кому она ближе – к Ларре или Данко? Сумела ли Изергиль следовать тем идеалам, которые сама провозглашает: «Каждый сам себе судьба!»?

Какова художественная функция в рассказе образа Изергиль?

Каким предстаёт идеал человека в рассказе Горького?