logo search
Все лекции по Отечественной истории

4. Социально-политическая борьба в древней руси

1. Характер народных выступлений. До недавнего времени на­родные движения, имевшие место в древнерусском обществе, тракто­вались как «проявления классовой борьбы, носившей антифеодальный характер». Однако современные исследователи подчеркивают как не­однозначность их социальной природы, так и многоплановость порож­дающих их факторов.

2. Это хорошо видно на примере крупнейших народных выступ­лений в Киевской Руси.

Волнение 1024 г. в Суздальской земле, вызванное голодом и ру­ководимое волхвами, оценивалось крупнейшими советским историка­ми Б. Д. Грековым, М. Н. Тихомировым как антифеодальное восстание крестьян-смердов, направленное против феодалов. И. Я. Фроянов ви­дит в нем движение, обусловленное языческими представлениями, со­гласно которым племенная знать обладала магическими силами и была обязана обеспечивать урожай. Волхвы — провидцы «увидели», что племенная знать — «старая чадь» задерживает рост зерна. С этой точки зрения убийство знати выглядит не классовым актом мести, а ритуаль­ным действием, призванным обеспечить урожай.

Восстание 1068 г. в Киеве, вызванное поражением Ярославичей от половцев на р. Альте и нежеланием великого князя Изяслава воору­жить киевлян для продолжения борьбы, долгое время оценивалось как одно из наиболее значительных городских, антифеодальных по своему содержанию движений. Современные историки видят в нем действия общины, совершившей под руководством ее высшего органа — веча политический переворот, направленный против Изяслава, который не справился со своей основной обязанностью — не защитил землю от по­ловцев. Само же поражение Изяслава киевляне объясняли греховно­стью князя, нарушившего крестоцеловальную клятву (Ярославичи пригласили своего двоюродного племянника Всеслава Полоцкого на переговоры и, не выполнив обещания, пленили его).

Изгнание князя сопровождалось разграблением его имущества, ко­торое воспринималось в духе племенных традиций как общее достоя­ние, временно находившееся в распоряжении князя. И хотя в 1069 г. Изяслав с польской помощью вернулся, теперь он вынужден был счи­таться с киевской общиной.

Мощное восстание вспыхнуло в 1113 г. в Киеве в результате со­циального кризиса, вызванного ухудшением экономического положе­ния, засильем ростовщиков, продолжением междоусобиц и непопулярной политикой князя Святополка, способствовавшей, поми­мо прочего, закабалению свободных людей. Сразу же после его смерти киевляне пригласили на княжение прославившегося своей мудрой по­литикой и удачными походами на половцев переяславского князя Вла­димира Мономаха. Однако часть знати сделала ставку на черниговского князя Олега Святославича. Узнав о планах верхов, киев­ляне разгромили дома тысяцкого и сотских и настояли на приглашении Владимира Мономаха. Князь, идя навстречу требованиям горожан, принял Устав, ограждающий бедноту от произвола ростовщиков и от порабощения. Его реформы имели компромиссный характер и, в опре­деленной степени, отвечали интересам простых киевлян. Само же вы­ступление 1113 г. носило достаточно сложный социально-поли­тический характер, но не являлось антифеодальным.

3. Многозначность народных движений XI начала XII в., в ко­торых переплетались языческие, социальные и политические мотивы, является одним из подтверждений переходного характера древнерус­ского общества. С другой стороны, восстания свидетельствуют об уси­лении новых социальных процессов — нарастании социального неравенства, увеличении числа зависимых людей и т. д.

История России показывает, что и в дальнейшем в условиях бедст­вий происходило бессознательное «оживление» общинных традиций, к которым инстинктивно обращались народные массы как к последней надежде на спасение.