logo
Все лекции по Отечественной истории

6. Выводы.

1. ПРИЧИНЫ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА

Знаменитое крещение Руси, положившее начало становлению рус­ской цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов:

1 Политические предпосылки. Стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство. Попытка достичь этих целей с помощью создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном не привела к преодолению племенного сепаратизма и усиле­нию княжеской власти. Надежды Владимира в данном случае возлага­лись, видимо, на то, что бог молний считался главным в дружинной среде. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской власти.

2. Международные факторы. Принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, относящихся к язычникам как к нелюдям. При этом следует учитывать, что окончательный раскол христианства на католическую и православную ветви произошел лишь в 1054 г.

3. Социальные факторы. Нараставшая социальная неоднород­ность, а также меняющиеся духовные запросы элиты общества созда­вали условия для перехода к более сложной мировоззренческой системе.

4. Личные соображения Владимира и некоторые эпизоды его жизни. Он, наверное, принимал во внимание тот факт, что крещение Ольги оставило о ней добрую память в народе. Не исключено, что неко­торые эпизоды его греховной жизни, например, братоубийство во вре­мя борьбы за власть, насилие, многоженство заставили Владимира задуматься о духовном очищении, о таком деянии, которое могло бы прославить его. Но, скорее всего, он действовал, исходя из прагмати­ческих соображений. Дело в том, что принятие им христианства было обусловлено женитьбой на сестре византийского императора. Это нео­бычайно поднимало его авторитет, а следовательно, укрепляло и кня­жескую власть.

В общественной мысли России существуют и идеологизированные трактовки причин принятия христианства. Верующие исследователи, вслед за митрополитом Иларионом (се­редина XI в.), объясняли обращение Владимира «Божьим откровением», т. е. тем, что Бог просветил его душу. Советские историки считали, что христианство отвечало классовым интересам феодалов, так как проповедь смирения и послушания становилась эффектив­ным идеологическим оружием, помогающим эксплуатировать трудящиеся массы.