logo
Все лекции по Отечественной истории

5. Торговля

В пореформенную эпоху ускорился рост внутренней и внешней торговли. Товарное хозяйство приобретало все большие масштабы.

1. Внутренняя торговля в 60—90-е годы многократно возросла. Самым значительным стал хлебный рынок, обеспечивавший возросшее в 3 раза население городов, а также сотни фабричных поселков. Созда­вавшаяся индустриальная система являлась сама потребителем про­мышленной продукции — металла, топлива, машин. Продукция легкой промышленности предназначалась не только для горожан, но и в боль­шей, чем ранее, степени для российской деревни. Возникали новые то­варные биржи, развивались сети розничной магазинной торговли.

Наиболее динамично росла мелкая торговля — если крупная тор­говля увеличилась в 3 раза, то с учетом мелкой — товарооборот вырос в 17 раз! Торговлей занимались не только горожане, продолжали расцве­тать крестьянские торговые промыслы.

2. Внешняя торговля также выросла почти в 3 раза. • Главной статьей экспорта окончательно стал хлеб, его экспорт рос в 3 раза быстрее, чем увеличивался сбор зерна. Вывозилось как тра­диционное сельскохозяйственное сырье: лен, пенька, лес, так и новые виды сельхозпродукции, прежде всего сахар. С развитием овцеводства важное место в экспорте заняла шерсть. Продукция промышленности составляла менее четверти российского вывоза, но ее абсолютный объ­ем и относительная доля быстро росли. Прежде всего развивался экс­порт сахара, нефти, динамично возрастал вывоз тканей. В то же время сложная продукция машиностроения в экспортных статьях отсутство­вала.

Сырье закупалось прежде всего Германией, Англией, Нидерланда­ми, Францией, Италией, Австрией и другими странами Европы. Рос­сийский текстиль поставлялся азиатским партнерам — в Персию (Иран) и Китай. К концу века торговый баланс имел положительный ха­рактер — экспорт ежегодно превышал импорт, что давало стране воз­можность накопления финансовых ресурсов.

В импорте ведущие места занимали станки и оборудование, а также хлопок для российских фабрик. Значительное место занимал чай, ставший уже к середине прошлого века «русским национальным» напитком, товаром первой необходимости.

Ввоз некоторых товаров ограничивался высокими таможенными тарифами. Система таможенного протекционизма была призвана за­щитить нарождавшееся производство в России. Прежде всего это каса­лось некоторых изделий металлургической и металлообрабатывающей промышленности (в частности, транспортного машиностроения), от­дельных видов сельскохозяйственной продукции.