logo
Все лекции по Отечественной истории

5. Архитектура

Сохранившиеся памятники архитектуры свидетельствуют о высо­ком уровне строительной техники, мастерстве живописцев, тонком ху­дожественном вкусе и собственном архитектурном стиле народных умельцев.

1. Деревянное зодчество. Раскопки и исследования показали, что до конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.

С конца X в. начинается широкое строительство культовых зда­ний, церквей имонастырей. Первоначально все эти постройки были де­ревянными: 13-купольная новгородская София, построенная в 989 г., храм Бориса и Глеба начала XI в. в Вышгороде.

2. Каменное строительство начинается в конце X в. Первые камен­ные сооружения были построены под руководством византийских масте­ров, что в значительной степени обусловило выбор типа культовых зданий и принципов строительства храмов. Сложившийся в зодчестве Византии тип крестово-куполъного храма стал преобладающим в древнерусской ар­хитектуре: четыре, шесть или более

столбов (столпов) в плане образо­вывали крест, над которым возвы­шался купол. В восточной части здания (алтарной) совершались бо­гослужения. Алтарь отделялся от церковного зала, где находились ве­рующие, невысокой преградой, ук­рашенной тканями и иконами. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас. В западной части располагался балкон — хо­ры, где во время богослужения на­ходились князь с семьей и его приближенные.

В композицию интерьера пра­вославного храма органично включается строго разработанная, каноническая система росписей и мозаик, подчиненная плану зда­ния и символике его частей.

В первой половине XI в. византийскими и русскими строителями были возведены крупнейшие храмы крестово-купольного типа: Со­фийские соборы в Киеве (1037) и Новгороде (10451050) и Спа-со-Преображенский собор в Чернигове (1036).

Одновременно с храмами строились, но в значительно меньшем объеме, княжеские дворцы, боярские палаты и крепости.

3. Особенности русской архитектуры. Русские мастера, позаим­ствовав принципы византийского каменного строительства и взяв за основу крестово-купольную композицию, внесли в архитектурные формы элементы русского деревянного зодчества, придали храмам многоглавые и пирамидальность, башенностъ. Тенденции творческого переосмысления византийской традиции строительства храма и само­стоятельного архитектурного поиска усилились в конце XII в. в связи с быстрым развитием древнерусских городов. Вокруг храмов начали со­оружать одноэтажные галереи-усыпальницы и устраивать места обще­ственных собраний.

4. В XII в. в соответствии с местными условиями (строительные и художественные традиции, особенности строительных материалов) складывались местные архитектурные школы, открывавшие дорогу народному мастерству.

Владимиро-Суздалъское зодчество, особенно с XIII в., отличает­ся ярко выраженным декоративизмом. Его своеобразием является ажурная каменная резьба на фасадах церквей. К наиболее значитель­ным постройкам относятся Успенский собор нар. Клязьме, церковь По­крова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире и Георгиевский собор в Юръеве-Польском, который современники сравнивали с драго­ценным резным ларцом из слоновой кости. Замечательным памятни­ком военно-оборонительной архитектуры являются Золотые ворота во Владимире.

• Основными чертами новгородской и псковской архитектуры были строгость, простота форм, скупость декоративных украшений. Особое внимание на этих землях уделяли строительству крепостей. К наиболее ярким памятникам Новгорода относятся Георгиевский собор в Юрьевом монастыре и церковь Спаса на Нередице. Одно из самых ранних каменных сооружений Пскова — Преображенский собор Мирожского монастыря.

• В конце XII — начале XIII в. наиболее интенсивным было строи­тельство в Смоленске, который по количеству памятников домонголь­ского периода занимает третье место после Киева и Новгорода. Развитие смоленского зодчества связывают с приглашением на смо-ленщину черниговских мастеров, организовавших местную строитель­ную артель. Смоленские постройки отличает высокое качество кирпичной кладки. Лучше других памятников XII в. сохранилась цер­ковь Петра и Павла.