logo
Все лекции по Отечественной истории

8. Последствия опричнины.

• Объективно опричнина не только не привела к усилению цент­ральной власти, к чему стремился Иван IV, а скорее ослабила ее. По­пытка форсированными темпами и насильственными методами изменить структуру власти, централизовать ее в условиях незрелости социально-экономических и духовных факторов вызвала острый об­щественно-политический кризис, поставивший страну на грань нацио­нальной катастрофы в годы Смуты — гражданской войны начала XVII в.

• Опричный террор не привел и к уничтожению боярства и бояр­ского землевладения, произошли только персональные изменения в составе этого правящего слоя, поднявшие на самый верх людей бес­принципных, готовых ради личных интересов пойти на любое преступ­ление. Люди же с чувством собственного достоинства, заботившиеся о судьбах России и готовые ради нее отстаивать свою точку зрения в спо­рах с царем, были устранены или уничтожены.

• Опричная политика не столько помогла России в Ливонской вой­не, сколько стала одной из причин ее поражения. Ослабляя ресурсы страны, парализуя страхом командный состав, она привела к тому, что Россия не сумела развить первоначальный успех и воспользоваться смутой, наступившей в Речи Посполитой после смерти в 1572 г. короля Сигизмунда II Августа.

•Внутренняя политика и затяжная война привели к тяжелому экономическому кризису,разорению населения, его бегству из центра на окраины. Государство теряло налогоплательщиков, служилые лю­ди — крестьян, а это подрывало боеспособность армии.

• Для преодоления кризисного положения власть пошла на запрет крестьянского «выхода». Отмена Юрьева дня в 1581 г. из временной и ограниченной меры («заповедные годы») переросла вскоре в постоян­ную, что привело к закрепощению крестьян. А это, в свою очередь, предопределило утверждение наиболее консервативного типа фео­дальных отношений, что затормозило развитие страны.

• Опричнина породила и глубокий духовный кризис русского общества. Пошатнулась вера в царя как «земного бога», что подрывало основы православия. Отречение от христианской морали и вседозво­ленность опричников порождали страх и апатию в низах общества, ди­скредитировали церковь, неспособную заступиться за свою паству. В итоге складывались духовные предпосылки Смуты.