logo
Все лекции по Отечественной истории

4. Реформы системы государственного управления.

Причины реформ. К началу XIX в. административная система государства не отвечала требованиям времени. Особенно устаревшей выглядела коллегиальная форма центрального управления. В коллеги­ях процветала безответственность, прикрывавшая взяточничество и казнокрадство. В целях укрепления государственного аппарата пред­принимаются следующие меры:

Создание министерств. В 1802 г. вместо коллегий учреждено 8 министерств: Военное, Морское, Иностранных дел, Внутренних д< Коммерции, Финансов, Народного просвещения и Юстиции. Эта м< усилила бюрократизацию государственного аппарата, но не улучш: его качество и в целом систему управления страной.

Проекты М. М. Сперанского. В целях принципиального, а » поверхностного изменения государственного строя Александр I 1809 г. поручил одному из самых талантливых чиновников эпо:

М. Сперанскому разработать проект его коренных реформ. В основу планов реформатора был положен либеральный принцип разделения властей — законодательной, исполнительной и судебной на всех уровнях управления страной — от волости до центра.

Планировалось создать всероссийский представительный ор­ган — Государственную думу, которая должна была давать заключе­ния по представленным законопроектам и заслушивать отчеты министров.

Представители всех ветвей власти соединялись в Государственном совете, члены которого назначались бы царем. И именно решение Госу­дарственного совета, утвержденное царем, становилось законом. Та­ким образом, реальная законодательная власть оставалась бы в руках монарха, вынужденного в то же время считаться с «мнением народ­ным». Проект вел к утверждению в России конституционной монар­хии, о которой мечтал Александр, будучи еще наследником престола.

Однако в итоге из всего намеченного царь реализовал лишь немно­гое — в 1810г. создал Государственный совет, обладавший только за­коносовещательными функциями. Сперанский же в начале 1812г. был арестован и сослан.

5. Наиболее либеральный характер имели реформы в сфере куль­туры: создание формально единой бессословной системы образова­ния, открытие лицеев, 5 новых университетов, введение либеральных университетских уставов, предполагавших значительную самостоя­тельность университетов, утверждение либерального цензурного уста­ва и др.