4. Общественное движение 30-к годов
1. Деятельность кружка Н. В. Станкевича (1831—1839). Члены кружка, в который в разные годы входили М. А. Бакунин, В. Г. Белинский, В. П. Боткин, К. С. Аксаков, А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, М.Н.Катков, Ю. Ф. Самарин и др., изучали философские системы Фихте, Гегеля, Шеллинга, пытались объяснить с их помощью развитие России. Из этого кружка позже вышли крупные революционеры и консерваторы, западники и славянофилы, представители различных течений русской общественной мысли.
2. Консервативное направление оформилось в идейном отношении раньше других течений общественной мысли.
• Его наиболее значительными представителями стали историк М.П.Погодин, филолог С.П.Шевырев, известные журналисты Н.И.Греч и Ф.В.Булгарин. Опираясь на некоторые мысли Н.М.Карамзина об исторических особенностях России, преимуществах самодержавия и православия, о вреде немедленного освобождения крестьян, Погодин в середине 20-х годов предложил концепцию самобытности России. История нашей страны, считал он, основана на «вечном начале, русском духе», обеспечивающем отсутствие борьбы в общественной жизни. Этот народный дух воплощается в православии и самодержавии, его корни лежат в ненасильственном создании русской государственности в результате добровольного приглашения варягов древними славянами. Благодетельность самодержавия и крепостного права отмечал и Шевырев, также писавший о том, что Россия не знает сословной вражды, а истоки русской истории лежат в православии — «истинном просвещении», к которому необходимо вернуться после петровских реформ, приведших к возникновению социальных противоречий.
Действительную народность представители этого направления видели в присущей русскому народу приверженности к православию и самодержавию.
• «Теория официальной народности». С. С, Уваров, ставший в 1833 г. министром народного просвещения, используя некоторые положения из работ Карамзина и Погодина, в 1832 г. сформулировал основы теории, которая преследовала цель воспитания юношества в национальном духе. Фактически она представляла собой «теорию официальной педагогики».
Суть ее заключалась в том, что самодержавие, православие и народность, как основы русской истории, обеспечивают благоденствие и могущество России, мир между сословиями и защиту от «тлетворных» революционных идей Запада. Проявление народности автор видел в русском языке, культуре, самобытности русского народа. В теории содержалась попытка совместить результаты европеизации российской культуры и общества с русским национальным религиозно-философским наследием. Уваров считал необходимым «продолжать дело Петра и потом еще приготовлять Россию и к обратному шагу, т. е. возвращать русских к русскому».
С конца XIX в., вслед за литературоведом А. Н. Пыпиным, предложившим термин «теория официальной народности», многие историки оценивали эту теорию Уварова лишь как теоретическую основу русского консерватизма, идеологическое обоснование самодержавия. До последнего времени историки считали «народность» в этой формуле лицемерным прикрытием главного элемента — «самодержавия», преувеличивая политическое содержание теории и не учитывая ее национальный характер.
3. Публикация первого «Философического письма» П.Я.Чаадаева. Письмо, написанное еще в конце 1820-х годов и опубликованное в журнале «Телеграф» в 1836 г., стало своеобразным ответом на пропаганду «теории официальной народности», пронизанной идеей восхваления России, ее самобытности. Чаадаев, соглашаясь с тем, что Россия шла своим особенным путем развития, одним из первых оценил этот путь как обрекающий страну на отсталость, политическое и духовное рабство. Причиной тому он считал трагическую изоляцию России от Европы, вызванную выбором православной формы христианства, пагубно повлиявшим на весь ход русской истории. Чаадаев своей резкой критикой существовавшего положения подчеркивал необходимость перемен.
Некоторые историки вслед за Герценом, писавшим о «понижении умственной температуры в России» в тот период, подчеркивали пессимистический характер опубликованного письма.
Официальные же круги и многие представители общества обвинили философа в антипатриотизме и русофобии. Автор «Письма» был объявлен умалишенным, долго находился под надзором полиции, но его критика отсталости и самобытности России, совмещающаяся с идеями об ее особом предназначении, оказали мощное воздействие на общественное сознание страны.
4. Характерной чертой периода являлся повышенный интерес Участников движения к философии, социальным проблемам, обращение к идее русской самобытности.
5. ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ 40-х ГОДОВ
1. Славянофильство как течение общественной мысли появилось в начале 1840-х годов. Его идеологами были литераторы и философы А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские, К. С. и И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин и др.
Славянофильство можно охарактеризовать как российский вариант национал-либерализма.
В отечественной историографии существуют и иные оценки сущности славянофильского течения. Зачастую его трактуют как консервативное направление и даже — как реакционно-национальную идеологию класса помещиков.
Развивая идею самобытности русской истории, славянофилы, в отличие от Шевырева, Погодина и Уварова, главной движущей силой считали не самодержавие, а православный народ, сплоченный в сельские общины. Одновременно, полемизируя с Чаадаевым, они доказывали, что именно православие предопределило великую будущность России, придало всей ее истории подлинно духовный смысл.
Основные положения теории славянофильства:
— важнейшей характеристикой российского общества и российского государства является народность, а в основе самобытного российского пути развития лежат православие, община и национальный русский характер;
— в России власть находится в гармонии с народом в противоположность Европе, где обострены социальные конфликты. Самодержавие, по мнению славянофилов, избавляло российское общество от политической борьбы, в которой погрязла Европа;
— основы русской общественной жизни заключаются в общинном строе в деревне, коллективизме, соборности;
— Россия развивается ненасильственным путем;
— в России духовные ценности преобладают над материальными;
— Петр I насильственными методами внедрял опыт, механически заимствованный у Запада, что привело к нарушению естественного характера развития России, внесло элемент насилия, законсервировало крепостничество и породило социальные конфликты;
— крепостное право необходимо ликвидировать, сохранив при этом общину и патриархальный уклад жизни (речь шла лишь о духовном укладе, славянофилы не выступали против современной техники, железных дорог и промышленности);
— для определения пути дальнейшего развития необходимо созвать Земский собор;
— славянофилы отрицали революцию и радикальные реформы, считая возможным лишь постепенные преобразования, проводимы^ «сверху» под воздействием общества по принципу: «царю — сила власти, народу — сила мнения».
2. Западничество оформилось как идейное течение в работах и деятельности историков, юристов и литераторов Т.Н.Грановского, К Д- Кйвелина, П. В. Анненкова, Б. Н. Чичерина, С. М. Соловьева, S. Я. Боткина, В. Г. Белинского. Как и славянофилы, западники стремились к превращению России в передовую державу, к обновлению ее общественного строя. Представляя собой российский вариант классического либерализма, западничество вместе с тем значительно отличалось от него, ибо формировалось в условиях отсталой крестьянской страны и деспотического политического режима.
В советской историографии западничество характеризовалось как идеология нарождающейся буржуазии, в современной отечественной литературе — как течение российской интеллигенции, стремящейся воплотить в России основные ценности либерального Запада — свободу и права личности, конституционный порядоки пр.
Наиболее ярко особенности западничества проявлялись в его оценках характера развития страны и методов ее переустройства. Основные идеи и методы деятельности западничества:
— Россия, развивающаяся по универсальным законам истории, отстает от Запада и сохраняет ряд национальных особенностей;
— необходимо ликвидировать историческое отставание, воспринимая достижения и духовные ценности Запада, но сохраняя при этом национальную идентичность;
— в России сяедуеггутвердить либеральные идеалы свободы личности, гражданского общества и, в перспективе, создав необходимые культурные и социальные условия, просветив народ, установить конституционную монархию;
— важно развивать рыночные отношения, предпринимательство, промышленность и торговлю, принять законы, защищающие частную собственность;
— необходимо отменить крепостное право, передать крестьянам землю за выкуп;
— следует развивать образование и распространять научные знания;
— свою публицистическую, научную и преподавательскую деятельность западники направляли как на формирование общественного мнения для подготовки преобразований России, так и на «воспитание» правительства в либеральном духе;
— единственно возможным средством обновления России они считали реформы «сверху», т.е. преобразования, проводимые правительством в общенациональных интересах, призванные смягчить социальную рознь и предотвратить угрозу революции.
3. Революционная демократия.
• Особенностями этого идейного течения явилось совмещение ряда идей западничества (свобода личности, гражданские права и свободы, единые законы мирового исторического развития), славянофильства (идеализация общинного строя, русское и славянское мессианство, коллективизм) и европейского социализма.
Цель движения заключалась в создании общества социальной справедливости — социализма. В качестве метода достижения цели были избраны радикальные реформы или массовая революция.
• Теория «русского социализма» (народничество). Основоположником теории выступил А. И. Герцен, другими идеологами— Н.Г. Чернышевский, Н.П. Огарев, Н.А.Добролюбов, М.А.Бакунин, которые ставили своей целью «достижение социализма как общества справедливости».
Основные идеи Герцена заключались в следующем:
— достичь цели можно, используя сельскую общину с ее коллективизмом и самоуправлением;
— России необходимо миновать капитализм, пороки которого разъедают Европу, а потому ей следует двигаться по некапиталистическому пути: от крепостничества — к социализму;
— желательно избежать кровавой революции, а преобразования провести с помощью радикальных реформ сверху. Правда, одно время Герцен считал, что Россию надо «звать к топору». Но окончательный его вывод сводился к тому, что стране необходим не «топор», а лишь — «метла». Он осознал всю опасность «крестьянской революции», которая в условиях России с неизбежностью приняла бы формы все разрушающего бунта, и рассчитывал лишь на радикальные реформы под давлением общества;
— необходимо ликвидировать крепостничество, дать землю крестьянам без выкупа, сохранив общину;
— следует ввести гражданские свободы и демократическое правление.
• Практическая деятельность. Герцен издавал в Лондоне газету «Колокол», в которой критиковал русскую действительность и обосновывал теорию «русского социализма».
Бакунин участвовал в европейской революции 1848—1849 гг., работал в Первом Интернационале, создал на Западе ряд революционных организаций, стал теоретиком анархизма.
Чернышевский, став крупным журналистом, развивал и пропагандировал в России идеи «русского социализма».
4. Петрашевцы. Члены кружка, собиравшиеся на квартире М. В. Буташевича- Петрашевского {1845—1849), в составе Н. А. Спешнева, М.Е.Салтыкова-Щедрина, А.Н.Плещеева, Ф.М.Достоевского и др. говорили о необходимости отмены крепостного права изучали произведения Ш.Фурье и других европейских социалистов. Небольшая часть петрашевцев склонялась к идее созда-лия тайного общества и подготовки народного восстания. Однако все ограничилось лишь теоретическими дискуссиями и издательской деятельностью. В 1849 г. кружок был разгромлен. Охранное отделение сфабриковало дело против его членов, обвинив их в антигосударственном заговоре, многие петрашевцы оказались на каторге.
5. Основные черты периода. Общественная жизнь в стране активизировалась. Расширилась социальная база общественного движения, увеличилось число людей, на которых оно воздействовало. Произошло идейное оформление национал-консервативного направления, славянофильства, западничества и революционной демократии, что привело к возникновению различных течений оппозиционных правительству сил.
б. «МРАЧНОЕ СЕМИЛЕТИЕ» (1848—1855)
После европейских революций 1848—1849 гг. политика подавления инакомыслия, проводившаяся Николаем I, усилилась: был запрещен выезд российских подданных за рубеж, ввоз иностранной литературы и т. д. В результате интенсивность общественного движения понизилась. Начало тяжелой для России Крымской войны 1853—1856 гг. также не способствовало его активизации.
Лишь в эмиграции наблюдалась некоторая активность. В Лондоне Герцен основал в 1853 г. Вольную русскую типографию, где печатались листовки и с 1855 г. альманах «Полярная звезда».
- 2. Расселение восточных славян к VIII в.
- 3. Занятия восточных славян
- 4. Общественное устройство
- 5. Религия восточных славян
- 6. Выводы
- 6. Выводы.
- 2. Социально-политические предпосылки.
- 3. Духовные предпосылки.
- 2. Основные этапы складывания древнерусского государства
- 5. Выводы
- 5. Выводы.
- 2. Общественный строй
- 2. Основные черты зрелого феодального строя:
- 3. Особенности общественного строя Древней Руси.
- 3. Государственный строй и политическая жизнь древней руси в XI в.
- 3. Эволюция древнерусской государственности.
- 4. Социально-политическая борьба в древней руси
- 5. Выводы
- 6. Выводы.
- 2. Выбор веры
- 3. Христианизация
- 4. Церковная организация
- 5. Значение принятия христианства
- 6. Выводы
- 6. Выводы.
- 2. Начало периода раздробленности и его общая характеристика
- 3. Владимиро-суздальская земля
- 4. Новгородская земля
- Политическая система.
- 5. Галицко-волынская земля
- 3. Политическое развитие.
- 6. Выводы
- 9. Выводы.
- 1. Культура как социальное явление, ее структура и формы
- 2. Особенности древнерусской культуры
- 3. Письменность и образование
- 4. Устное народное творчество и становление древнерусской письменной литературы
- 5. Архитектура
- 6. Изобразительное искусство
- 7. Декоративно-прикладное искусство
- 8. Музыка
- 9. Выводы
- 1. Предпосылки завоеваний монголов.
- 2. Завоевания монголов.
- 3. Нашествие монголов на Русь.
- 7. Выводы.
- 2. Завоевания монголов
- 3. Нашествие монголов на русь
- 2. Первый поход.
- 3. Второй поход.
- 4. Оборона северо-западной руси
- 5. Отношения руси и золотой орды
- 6. Последствия нашествия
- 7. Выводы
- 1. Особенности и предпосылки объединения.
- 8. Выводы.
- 2. Социально-экономические предпосылки.
- 3. Социально-политические предпосылки.
- 2. Первый этап возвышение москвы и начало объединения
- 2. Соперничество Москвы и Твери.
- 3. Второй этап объединения
- 3. Начало борьбы с игом.
- 4. Династическая война второй четверти XV в. Укрепление власти великого князя московского
- 3. Итоги войны.
- 5. Третий этап. Завершение объединения русских земель
- 6. Борьба за независимость
- 7. Складывание общерусских органов управления и особой формы государственности
- 8. Выводы
- 5. Выводы.
- 2. Возрождение русской культуры с конца XIV в.
- 2. Литература и устное народное творчество
- 3. Архитектура
- 4. Живопись
- 5. Выводы
- 5. Выводы.
- 5. Выводы
- 1. Начало правления Ивана IV.
- 2. Политика Избранной рады.
- 4. Политика опричнины.
- 5. Выводы.
- 1. Начало правления ивана IV
- 2. Правление Елены Глинской.
- 2. Политика избранной рады
- 1. Избранная рада.
- 2. Первый этап реформ.
- 3. Второй этап реформ.
- 4. Последствия реформ и причины разрыва царя с Избранной радой.
- 3. Внешняя политика
- 3. Западное направление. Ливонская война.
- 4. Политика опричнины
- 2. Предпосылки опричнины.
- 3. Начало опричнины.
- 8. Последствия опричнины.
- 5. Выводы
- 1. Общая характеристика эпохи.
- 2. Предпосылки Смуты.
- 8. Выводы.
- 2. Предпосылки смуты
- 2. Закрепощение крестьян и ухудшение положения холопов.
- 3. Правление бориса годунова
- 1. Приход б.Годунова к власти и выработка политического курса.
- 2. Царствование Бориса Годунова.
- 4. Первый период. Лжедмитрий I
- 1. Начало авантюры.
- 2. Борьба Лжедмитрия за власть.
- 5. Второй период. Движение под руководством и. И. Болотникова
- 6. Третий период. Интервенция
- 2. Начало открытой интервенции.
- 6. Третий период. Интервенция
- 2. Начало открытой интервенции.
- 7. Окончание смуты
- 8. Выводы
- 1. Общая характеристика эпохи.
- 2. Экономическое развитие.
- 4. Выводы.
- 1. Общая характеристика эпохи
- 2. Экономическое развитие
- 4. Выводы
- 1. Народные движения.
- 2. Эволюция государственного строя.
- 3. Реформы Русской православной церкви. Раскол.
- 4. Выводы.
- 1. Народные движения
- 2. Восстание под руководством с. Разина,
- 2. Эволюция государственного строя
- 3. Реформы русской православной церкви. Раскол
- 1. Предпосылки:
- 3. Содержание реформ.
- 4. Последствия.
- 4. Выводы
- 1. Основные задачи и направления внешней политики России.
- 2. Препятствия решению внешнеполитических задач.
- 3. Западное направление. Борьба за Украину.
- 4. Отношения России с Крымом и Османской империей.
- 5. Восточное направление.
- 6. Выводы.
- 2. Препятствия решению внешнеполитических задач
- 3. Западное направление. Борьба за украину
- 2. Освободительное движение на Украине.
- 4. Отношения россии с крымом и османской империей
- 5. Восточное направление
- 5. Архитектура
- 6. Живопись
- 7. Прикладное искусство
- 8. Театр
- 9. Выводы
- 1. Предпосылки реформ.
- 2. Характер реформ.
- 3. Начало правления.
- 7. Выводы.
- 2. Характер реформ
- 3. Начало правления
- 2. Формирование личности царя-реформатора.
- 3. Начало самостоятельного правления Петра I.
- 5. Первые преобразования.
- 4. Экономическое развитие россии
- 5. Изменения в социальной сфере
- 2. «Крестьянская» политика государства.
- 3. Народные волнения.
- 6. Реформа системы государственного управления
- 1. Причины.
- 3. Реформа центральных органов управления.
- 1. Основные направления внешней политики.
- 3. Борьба с Османской империей. Прутский поход.
- 5. Выводы
- 1. Основные направления внешней политики
- 1. Предпосылки войны.
- 3. Второй этап войны.
- 4. Третий этап войны.
- 5. Историческое значение:
- 6. Источники победы:
- 3. Борьба с османской империей. Прутский поход
- 2. Причины и цели Прутского похода:
- 4. Каспийский поход (1722-1723)
- 5. Выводы
- 6. Правление Елизаветы Петровны (1741—1761).
- 7. Правление Петра ш.
- 8. Выводы.
- 1. Общая характеристика эпохи
- 2. Предпосылки дворцовых переворотов
- 3. Борьба за власть после смерти петра I
- 4. «Затейка верховников»
- 6. Правление елизаветы петровны (1741—1761)
- 7. Правление петра III
- 8. Выводы
- 1. Общая характеристика внутриполитического курса
- 2. Основные факторы политики «просвещенного абсолютизма» в России.
- 2. Меры по совершенствованию системы государственного управления
- 6. Реформа местного управления.
- 3. Политика в социально-экономической сфере
- 2. Причины укрепления крепостничества.
- 3. Меры либерального характера.
- 4. Итоги политики просвещенного абсолютизма
- 5. Политика павла I
- 2. Основное содержание политического курса Павла I.
- 5. Выводы.
- 2. Общая характеристика восстания
- 3. Особенности и движущие силы.
- 3. Ход восстания
- 4. Причины поражения восстания
- 5. Выводы
- 1. Задачи и характер внешней политики России.
- 5. Выводы.
- 2. Русско-турецкие войны
- 1. Причины.
- 2. Первая русско-турецкая война (1768—1774).
- 3. Вторая русско-турецкая война (1787—1791).
- 4. Причины побед России.
- 3. Политика россии в отношении польши
- 4. Россия и революционная франция
- 5. Выводы
- 1. Факторы внутренней политики.
- 2. Основные направления внутренней политики 1801—1812 гг.
- 3. Второй этап правления Александра I. 1814—1825 гг.
- 4. Выводы.
- 1. Факторы внутренней политики
- 2. Основные направления внутренней политики 1801—1812 гг.
- 4. Реформы системы государственного управления.
- 6. Причины свертывания реформ.
- 3. Второй этап правления александра I.
- 1. Характеристика этапа.
- 2. Либеральные меры.
- 3. Основные направления реакционной политики.
- 4. Попытки военной реформы. Военные поселения.
- 4. Выводы
- 1. Основные задачи внешней политики.
- 2. Внешняя политика России в начале XIX в.
- 5. Выводы.
- I. Основные задачи внешней политики
- 2. Внешняя политика россии в начале XIX в.
- 2. Участие России в наполеоновских войнах.
- 3. Южное направление.
- 3. Ход военных действий.
- 4. Заграничный поход 1813—1814 гг. И послевоенный мировой порядок
- 5. Выводы
- 6. Выводы.
- 3. «Союз благоденствия» (1818—1821).
- 3. Восстание 14 декабря в Петербурге.
- 5. Причины поражения
- 6. Выводы
- 1. Факторы внутренней политики.
- 3. Социально-экономическая политика.
- 4. Выводы.
- 1. Факторы внутренней политики
- 2. Усиление государственного аппарата и режима личной власти николая I
- 3. Социально-экономическая политика
- 1. Отношение государства к вопросу о крепостных крестьянах.
- 5. Выводы
- 7. Выводы.
- 5. Социальные и философские идеи западных мыслителей.
- 2. Особенности общественного движения
- 3. Общественно-политическое движение конца 1820-х — начала 1830-х годов
- 1. Основные организации.
- 4. Общественное движение 30-к годов
- 7. Выводы
- 2. Факторы внешней политики России.
- 3. Особенности внешней политики.
- 4. Внешняя политика 1825—1840 гг.
- 5. Крымская война.
- 6. Выводы.
- I. Основные задачи внешней политики
- 2. Факторы внешней политики россии
- 2. Самодержавный политический режим.
- 3. Геополитическая и культурно-историческая ситуация.
- 3. Особенности внешней политики
- 4. Усиление мощи России не отвечало интересам европейских
- 4. Внешняя политика 1825—1840 гг.
- 1. Восточное направление.
- 1. Причины войны.
- 5. Причины поражения России.
- 6. Выводы
- 1. Факторы отмены крепостного права.
- 2. Подготовка реформы.
- 4. Отношение крестьян к реформе.
- 5. Выводы.
- 1. Факторы отмены крепостного права
- 1. Социально-экономический кризис.
- 2. Положение в социальной сфере.
- 4. Духовная сфера.
- 2. Подготовка реформы
- 3. Основные положения реформы 1861 г.
- 4. Крестьянская община.
- 4. Отношение крестьян к реформе
- 5. Выводы
- 2. Сельское хозяйство
- 2. Отсталость российского сельского хозяйства.
- 3. Социально-экономическая эволюция российской деревни.
- 4. Промышленность
- 5. Торговля
- 6. Кредитно-финансовая система. Банки
- 7. Особенности социально-экономического развития
- 1. Особенности аграрного развития России.
- 8. Выводы
- 1. Факторы внутренней политики.
- 2. Задачи преобразований н методы их проведения.
- 3. Государственный строй.
- 6. Выводы.
- 1. Факторы внутренней политики
- 2. Задачи преобразований и методы их проведения
- 3. Государственный строй
- 1. Причины реформ.
- 5. Политический кризис на рубеже 7ft—80-х годов
- 1. Причины кризиса.
- 2. Проявления кризиса.
- 6. Выводы
- 1. Факторы внутренней политики.
- 4. Политика в области образования н печати.
- 5. Выводы.
- 1. Факторы внутренней политики
- 2. Политика в сфере государственного управления
- 3. Социально-экономическая политика
- 2. Политика по отношению к крестьянству.
- 4. «Дворянская» политика.
- 4. Политика в области образования и печати
- 5. Выводы
- 1. Причины активизации общественного движения.
- 2. Русский консерватизм.
- 3. Либеральное движение.
- 4. Народническое движение.
- 6. Выводы.
- I. Причины активизации общественного движения
- 2. Русский консерватизм
- 3. Особенности русского либерализма. Деятельность либералов.
- 4. Народническое движение
- 4. Либеральное (реформаторское) народничество.
- 1. Причины.
- 6. Выводы
- 1. Основные задачи.
- 2. Факторы внешней политики.
- 7. Выводы.
- 3. Установление контроля над черноморскими проливами.
- 3. Особенности внешней политики второй половины XIX в.
- 3. Поиск союзников в Европе.
- 2. Причины войны.
- 3. Ход военных действий.
- 6. Внешняя политика 1878—1894 гг.
- 7. Выводы