logo
Все лекции по Отечественной истории

6. Изобразительное искусство

1. Древнерусское изобразительное искусство развивалось под зна­чительным влиянием христианской религии и было тесно связано с культовым строительством. Внутренние стены храмов богато украша­лись фресками, мозаиками, иконами.

Фреска — это живопись водяными красками по сырой штука­турке. Первые фрески были выполнены греческими мастерами. Изуче­ние сохранившихся фрагментов фресок Софийского собора в Киеве приводит к выводу о влиянии русских традиций на живопись византий­ских мастеров. Основная тематика фресок — изображения святых, евангельские сцены, но встречаются и фрески с изображением свет­ских лиц (сыновей и дочерей Ярослава Мудрого) и бытовых сюжетов (охота, выступления скоморохов).

Мозаика («мерцающая живопись») как вид изобразительного ис­кусства была известна в Киеве в X—XI вв. Техника мозаики также была привезена на Русь византийскими мастерами. Изображение набиралось из смальты — специального стекловидного материала. В Софийском соборе в Киеве сохранилась мозаика с изображением огромной фигуры Богоматери Оранты («молящейся»). В отличие от Византии, где мозаич­ные изображения заняли господствующее положение в системе живо­писного убранства храмов, на Руси мозаика употреблялась в основном для украшения произведений декоративно-прикладного искусства, в ка­честве же разновидности монументального искусства широкого распро­странения она не получила. После XII в. мозаичная техника в русских храмах почти не использовалась.

• Необходимым атрибутом храмов были иконы. Первые иконы на Руси появляются в X в. Они были привезены на Русь греками из Визан­тии, и русское иконописание находилось под влиянием византийской школы. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богома­тери с младенцем на руках (Владимирская Богоматерь), выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже XI—XII вв. Но уже в XI в. больших успехов добиваются русские мастера-иконописцы: Алимпий, Описей, Георгий и др., а в XII в. складываются местные ико­нописные школы, отличавшиеся друг от друга манерой исполнения. Наиболее известными были новгородская, псковская, ярославская, ки­евская школы. Характерными особенностями иконописания, незави­симо от местных традиций, являются плоскостная композиция, обратная перспектива, символика жестов и цвета. Особенно тща­тельно выписывались лицо и руки, которым уделялось главное внима­ние. Все это должно было способствовать восприятию иконы как Божественного изображения.

2. Появление письменных памятников привело к возникновению книжной миниатюры. В Древней Руси под миниатюрой понимали красочную иллюстрацию и называли ее «рукопись лицевая». Древней­шие русские миниатюры сохранились в «Остромировом Евангелии», Изборнике Святослава.

Книжная миниатюра и орнамент имели много сходных черт с моза­икой, фреской и ювелирными изделиями.

3. Монументальная скульптура не получила распространения в средневековой Руси. Отдельные деревянные скульптурные изображе­ния святых носили случайный характер и преследовались православ­ной церковью, так как напоминали о языческих идолах. Широко распространена была лишь резьба по дереву и камню, использовавшая­ся в украшении стен храмов. Первые светские скульптурные памятни­ки были воздвигнуты в России только в XVIII в.