logo
Все лекции по Отечественной истории

4. Общественное устройство

1. «Военная демократия». Сложнее «реставрируются» обще­ственные отношения восточных славян. Византийский автор Прокопий Кесарийский (VI в.) пишет: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому относительно всех счаст­ливых и несчастливых обстоятельств у них решения принимаются со­обща». Скорее всего речь здесь идет о собраниях (вече) общинников, на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей — «военных предводителей». При этом в вечевых со­браниях участвовали только мужчины-воины. Таким образом, в этот период славяне переживали последний период общинного строя — эпоху «военной демократии», предшествующую образова­нию государства. Об этом же свидетельствуют такие факты, как острое соперничество между военными вождями, зафиксированное другим византийский автором VI в. — Маврикием Стратегом, появление ра­бов из пленных, набеги на Византию, которые, в результате раздачи награбленных богатств, укрепляли престиж военных предводителей и приводили к складыванию дружины, состоящей из профессиональных военных, соратников князя.

2. Переход от родовой общины к земледельческой. Кроме того, происходили изменения в общине: на смену коллективу родственни­ков, владеющих всеми угодьями сообща, приходит община, состоящая из больших патриархальных семей, объединенных между собой об­щностью территории, традициями, верованиями и самостоятельно рас­поряжающихся продуктами своего труда.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Там плодородных земель было много и участки земли засевали в те­чение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (пе­рекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий тру­да здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным ле­мехом, т. е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.

С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе — лоша­дей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).

Община. Низкий уровень производительных сил при ведении хо­зяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, кото­рые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог вы­полнить только большой коллектив; в его задачу входило также сле­дить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община — мир, вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах).

К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общ­ность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община вла­дела определенной территорией, на которой жили несколько семей. В общине было две формы собственности — личная и общественная. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собст­венность каждого общинника. В общем пользовании находились па­хотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.

Общинные традиции и порядки определяли уклад и характерные черты жизни русского крестьянства на протяжении многих и многих столетий.

В результате передачи князьями права на владение землей феода­лам часть общин попала под их власть. (Феод — наследственное вла­дение, пожалованное князем-сеньором своему вассалу, обязанному за это нести придворную, военную службу. Феодал — владелец феода, земельный собственник, эксплуатировавший зависимых от него кре­стьян.) Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчин­ников превращалась старая родо-племенная знать, подчинявшая себе общинников.

Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были пла­тить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. И те и другие стремились обеспечить себя за счет внут­ренних ресурсов и еще не работали на рынок. Однако полностью без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ре­месленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.

3. Племенные княжения. Сведения о первых князьях содержатся в ПВЛ. Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих «княженье». Так в отношении полян им записана легенда о князьях, основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лы-беди.

Более достоверными являются данные арабского энциклопедиста ал-Масуди (X в.), который писал о том, что задолго до его времени у славян существовало политическое объединение, названное им Валинана. Скорее всего, речь идет о славянах-волынянах (летописных дуле­бах), чей союз был сокрушен, согласно данным ПВЛ, аварским нашествием в начале VII в. В трудах других арабских авторов содер­жатся сведения о трех центрах восточного славянства: Куявии, Славии, Артании. Первый некоторые отечественные историки отождествляют с Киевом, второй — с Новгородом или его более древним предшест­венником. Месторасположение Артании продолжает вызывать споры. Видимо, все они представляли собой предгосударственные образова­ния, включавшие в себя ряд племенных союзов. Однако все эти мест­ные княжения были мало друг с другом связаны, соперничали между собой и потому не могли противостоять мощным внешним силам: хаза­рам и варягам.