Обучение грамоте (102 ч)
Добукварный период (48 ч)
Формирование диалогической речи. Беседы по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке. Выделение слова из структуры предложения. Анализ двухсловного предложения «субъект – предикат» (Мальчик играет). Формирование (на практическом уровне) представления о слове. Практическое различение слов, обозначающих предметы, и слов, обозначающих действия. Самостоятельное составление предложений типа «субъект – предикат» по картинкам, на основе реальной ситуации.
Знакомство со словом-звукоподражанием. Представление о звуке. Узнавание звуков (с использованием звукоподражаний) на фоне односложных и двухсложных слов. Уточнение артикуляции гласных звуков. Узнавание их на фоне слова. Звук и буква а. Звук и буква у. Звук и буква о. Выделение первого ударного гласного из слова (Оля, Аня, угол). Дифференциация звуков у-о.
Выделение первого сонорного согласного (м, н) в словах (мак, нос). Уточнение их артикуляции и звучания. Выделение артикулируемых согласных из начала слова (б, п, д, т), дифференциация б-п, д-т. Уточнение произношения и звучания артикулируемых согласных звуков (г, х, к), их дифференциация.
Выделение конечного глухого взрывного звука в словах типа мак, кот. Определение места звука в слове (начало, середина, конец).
Последовательный звуковой анализ слов, состоящих из двух гласных звуков (ау, уа).
Определение количества звуков, их последовательности в слове. Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение.
Определение последовательности и количества звуков в словах типа ам, ум, ах, ох, ух (слог гс). Понятие о гласных и согласных звуках, их графическое обозначение.
Составление схемы слов с буквенным обозначением гласных.
Анализ слов типа му, на, да (слог сг). Составление схемы слов с буквенным обозначением гласных. Сравнение схем слов, состоящих из обратного и прямого слога. Определение последовательности и количества звуков в словах типа мак, дом, мох. Составление схемы слова с буквенным обозначением гласных.
Понятие о коротком и длинном слове. Деление слова на части (слоги). Деление на слоги двухсложных слов с повторяющимся слогом (мама, папа). Понятие о слоге (на практическом уровне). Определение количества слогов с использованием вспомогательных приемов. Составление графической схемы слоговой структуры слова. Определение ударения.
Слоговой и звуковой анализ двухсложных слов типа муха. Составление графической схемы с буквенным обозначением гласных. Понятие о звонких и глухих согласных.
Слоговой и звуковой анализ слов типа каток. Составление графической схемы с буквенным обозначением гласных. Закрепление дифференциации и обозначения на графических схемах согласных и гласных. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков. Характеристика звуков слова с учетом этих критериев.
Развитие зрительного восприятия,
пространственных представлений, ручной моторики
Узнавание контурных, пунктирных, заштрихованных изображений, а также изображений, наложенных друг на друга. Составление предметных, сюжетных картинок из частей. Нахождение серий из геометрических фигур, сначала одинаково раскрашенных, затем раскрашенных разными цветами. Конструирование из кубиков по образцу.
Уточнение названий правых и левых частей тела. Определение пространственного расположения предметов, частей предмета, геометрических фигур.
Запоминание последовательности, пространственного расположения 4-5 предметов, изображений, картинок.
Развитие тонкой ручной моторики. Раскрашивание, рисование, составление узоров из мозаики. Обводка пунктирных изображений, штриховка. Рисование бордюра. Письмо основных элементов печатных букв.
Знакомство с правилами гигиены письма.
Букварный период (54 ч)
Составление и анализ предложений из 3-5 слов. Закрепление слогового анализа слов из 2-3 слогов с опорой на гласные звуки. Закрепление правила слогового деления. Закрепление букв а, у, о. Слоговой и звуковой анализ односложных и двухсложных слов со стечением согласных типа утка, окна, банка, Томка, Антон, танк, кнут. Составление графических схем слов из фишек и гласных букв. Сравнение графических схем односложных и двухсложных слов из 4-5 звуков, слов из 4 звуков со стечением согласных типа танк, утка.
Выделение звуков с, п, к и соотнесение их с соответствующими буквами. Чтение и понимание слов с изученными буквами. Предлоги с, к.
Звук и буква в. Усвоение значения предлога в (значение местонахождения). Закрепление словосочетаний с предлогом в в устной речи и при чтении. Составление словосочетаний из букв разрезной азбуки с использованием букв и фишек.
Знакомство с буквами т, н. Звуковой анализ слов, включающих звуки т, н (вата, Томка, куст, хвост, утка, окна, Антон, нотка и др.). Чтение слов по букварю на изученные буквы. Уточнение значения читаемых слов. Уточнение значения предлога на, его звуковой анализ. Закрепление употребления предлога в устной речи. Составление словосочетаний с предлогом на из букв разрезной азбуки. Дифференциация предлогов в-на, на-с. Составление словосочетаний с предлогами из букв разрезной азбуки (в саду Антон, на кусте пух). Составление предложений с данными словосочетаниями.
Звук и буква ы. Закрепление дифференциации единственного и множественного числа именительного падежа существительных с окончанием ы во множественном числе (сом - сомы, слон - слоны). Звукослоговой анализ слов типа косы, совы, сынок, сосны.
Знакомство с буквами з, л, э. Звукослоговой анализ трехсложных слов без, стечений согласных (вымыла, упала).
Звук и буква и. Усвоение понятия о твердых и мягких согласных и о двузначности букв, обозначающих согласные звуки (одна и та же буква обозначает два звука: твердый и мягкий). Дифференциация звуков и букв ы-и. Формирование навыка чтения слога с опорой на последующую гласную. Обозначение твердости и мягкости звуков на графических схемах. Закрепление звукового анализа двухсложных и трехсложных слов со стечением согласных.
Знакомство с буквами ш, р, ж. Закрепление характеристики звуков по признакам: согласный-гласный, звонкий-глухой, твердый-мягкий. Усвоение правописания жи-ши.
Звук и буква е. Звуковой анализ слов типа ели, енот, роет, старые, песни и др.
Звук и буква б. Звуковой анализ слов типа бантик, булка, кабина, бинт, белки, буханка, барабан.
Звук и буква д. Знакомство с предлогом под. Уточнение его значения и звучания. Закрепление предлога в словосочетаниях в устной речи. Составление словосочетаний с предлогом под из букв разрезной азбуки. Чтение словосочетаний и предложений с предлогом под. Дифференциация предлогов в, на, под.
Составление слов и предложений из букв разрезной азбуки.
Автоматизация слитного слогового чтения слов, предложений, коротких текстов. Работа по уточнению понимания прочитанных слов, предложений, текста. Соблюдение правильного ударения, пауз, интонационного оформления конца предложения.
Письмо, конструирование и реконструирование печатных букв.
Обводка, списывание изученных рукописных букв. Самостоятельное письмо букв строчных и заглавных. Списывание отдельных слов с рукописного, печатного текста.
Письмо под диктовку слов, написание которых совпадает с произношением; предложений из трех слов.
Закрепление правила написания предложения: большая буква - в начале, точка - в конце предложения. Большая буква в именах людей и кличках животных.
Закрепление правописания жи-ши. .
Правила гигиены чтения.
Перенос слов.
Чистописание
Письмо элементов, строчных букв и их соединений: у, п, т, к, и, ш, р; м, ы, л; с, а; в, е; х, з, э, ж.
Письмо элементов и заглавных букв: А, М, Л, И, Ш; Х, О, С, З, Э, Е; У, К, В, Н, Ж, Р; П, Т.
Словарь
Ворона, корова, лопата, машина, молоко, сахар, сорока.
- Авторы программы:
- Базисный учебный план (подготовительный - IV классы) Объяснительная записка
- Базисный учебный план начальных классов специальной Образовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи
- Программы русский язык Объяснительная записка
- Обучение грамоте
- Фонетика, грамматика. Правописание и развитие речи
- Чтение и развитие речи
- Коррекция нарушений речи
- Программа
- Подготовительный класс
- Развитие речи (102 ч)
- Предложение
- Связная речь
- Наш класс, наша школа (15 ч)
- Осень (14ч)
- Обучение грамоте (102 ч)
- Основные требования к знаниям и умениям учащихся
- 1 Класс развитие речи (102 ч) Слово
- Предложение
- Связная речь
- Наша школа, наш класс (15 ч)
- Осень (16 ч)
- Наш дом, моя семья (12 ч)
- Зима (15 ч)
- Наш город (село) (14 ч),
- Весна (12 ч)
- Родная страна (12 ч)
- Устное народное творчество (6 ч)
- Коррекция нарушений речи
- Обучение грамоте (136 ч) Букварный период Звуки и буквы
- Предложение
- Чистописание
- Словарь
- Обучение грамоте (170 ч) (2-й вариант) Добукварный период (40 ч)
- Предложение
- Чистописание
- Основные требования к знаниям и умениям учащихся
- II класс развитие речи (105 ч) Слово
- Предложение
- Связная речь
- Вспомним лето (8 ч)
- О ваших друзьях-животных (10 ч)
- Осень(14 ч)
- Наша школа (10 ч)
- Наш дом (10 ч)
- Наш город (село) (10 ч)
- Зима (14ч)
- Весна (12 ч)
- Родная страна (14 ч)
- Устное народное творчество (5 ч)
- Коррекция нарушений речи
- Фонетика, грамматика, правописание
- И развитие речи (136 ч)
- Повторение (20 ч)
- Повторение в начале года (15 ч)
- Итоговое повторение (5 ч)
- Предложение
- Связная речь
- Чистописание
- Словарь
- Внеклассное чтение (35ч)
- Основные требования к знаниям и умениям учащихся
- III класс развитие речи (105 ч) Слово
- Предложение
- Работа над словосочетанием
- Связная речь
- Вспомним лето (6 ч)
- Осень (14 ч)
- О дружбе и товариществе (10 ч)
- Зима-волшебница (16 ч)
- В борьбе за великую Родину (19 ч)
- Весна (16 ч)
- Наша Родина (24 ч)
- Фонетика грамматика, правописание
- И развитие речи (136 ч)
- Повторение (20, ч)
- Повторение в начале года (15 ч)
- Итоговое повторение (5 ч)
- Слово (106 ч)
- Части речи
- Предложение
- Связная речь
- Чистописание
- Словарь
- Чтение и развитие речи (140 ч)
- Основные требования к знаниям и умениям учащихся
- IV класс развитие речи (105 ч) Слово
- Предложение
- Связная речь
- Устное народное творчество (6 ч)
- Итоговое повторение (10 ч)
- Слово (145 ч)
- Части речи
- Предложение
- Связная речь
- Чистописание
- Словарь
- Чтение и развитие речи (140 ч)
- Развитие речи
- Грамматика и правописание
- Специфические (дисграфические) ошибки
- Морфологические аграмматизмы
- Синтаксические аграмматизмы
- Лексические ошибки
- Оценка контрольных диктантов
- Оценка грамматических заданий
- Оценка изложений и сочинений
- Оценка устных ответов по грамматике и правописанию
- Итоговая, оценка знаний и умений учащихся
- Оценка чтения