logo
Programma_5_vid

Оценка изложений и сочинений

Изложения и сочинения позволяют проверить умения правильно излагать содержание текста, правильно строить предложения и ставить знаки препинания. В изложениях и сочинениях оцениваются содержание, стиль, грамотность.

Изложения вводятся со II полугодия во II классе, сочинения - с III класса.

Объем текстов изложений должен быть примерно на 10-15 слов больше объема текстов диктантов.

Для изложения следует брать тексты в основном повествовательного характера. В III классе вводятся элементы описания и рассуждения.

При выборе тем изложения и сочинения необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.

Периодичность проведения творческих работ обучающего характера — примерно 1 раз в 10-14 дней.

Основными критериями оценки изложения (сочинения) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложениях), создание текста (в сочинениях), речевое оформление, орфографическая и пунктуационная грамотность.

При анализе творческих работ учитывается разнообразие лексического, синтаксического и речевого оформления мыслей, поэтому работы по развитию речи оцениваются двумя оценками: одна ставится за содержание и речевое оформление, другая - за грамотностью.

Критерии оценки за грамотность остаются такими же, как при оценке диктанта. При оценке содержания и речевого оформления изложений и сочинений следует учитывать наиболее типичные недочеты: несоответствие теме, искажение содержания исходного текста (изложения), внесение лишних фактов, отсутствие связи между частями текста, неудачный порядок следования предложений в тексте, слов в предложении, неоправданное повторение одного ц того же слова, употребление слова в несвойственном ему значении.

Оценка «5» ставится по содержанию и речевому оформлению: за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильное речевое оформление. допускается не более одной ошибки по содержанию и одной стилистической ошибки.

За грамотность: допускается не более одной орфографической и двух специфических ошибок. Допускается одно-два исправления.

Оценка «4» ставится по содержанию и речевому оформлению:

если правильно, достаточно полно передан авторский (исходный) текст (изложение), раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и реевые неточности. Допускается не более двух ошибок по содержанию, двух стилистических ошибок.

За грамотность: если допускается не более двух-трех орфографических, двух-трех специфических ошибок, двух-трех исправлений.

Оценка «3» ставится по содержанию и речевому оформлению:

если в работе допущены отклонения от авторского текста, от темы; в главном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении предложений, беден словарь, имеются речевые неточности. Допускается не более трех-четырех ошибок по содержанию, трех-четырех стилистических ошибок.

За грамотность: если допускается не более четырех-пяти орфографических, трех-четырех специфических ошибок.

Оценка «2» ставится по содержанию и речевому оформлению: если работа не соответствует теме, имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), допущено много фактических неточностей, нарушена последовательность изложения мыслей; отсутствие логической связи между всеми частями работы, крайне бедный словарь. В целом в работе допущено более пяти речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

За грамотность: если допускается более семи орфографических, пять-семь специфических ошибок.