logo
Programma_5_vid

Связная речь

Совершенствование диалогической речи.

Дальнейшее развитие содержания, последовательности, точности и выразительности устной речи.

Текст. Тема текста (основная мысль). Деление текста на логические законченные части, их озаглавливание. Коллективное и самостоятельное составление плана. Определение основной мысли в тексте, где она непосредственно не сформулирована автором. Развернутые и сжатые пересказы более длинных и сложных текстов.

Составление творческого пересказа с изменением лица, времени, места, продолжение рассказа о судьбе героев на основе собственных впечатлений, с элементами описания природы или рассуждения.

Самостоятельное составление развернутых высказываний при умении правильно связывать между собой более значительное количество предложений (о событиях школьной и внешкольной жизни, по материалам экскурсий, на основе личных наблюдений за явлениями природы, по содержанию прочитанных книг, просмотренных фильмов, телепередач).

Умение передать смену действия и причинно-временную их последовательность, выделить существенные свойства описываемого явления.

Обогащение языковых средств, необходимых для оформления в связной речи.

Умение связно и последовательно излагать свои мысли. Программирование высказывания, отбор речевого материала, соответствующего той или иной цели высказывания.

Связные высказывания о героях прочитанного или прослушанного произведения. Характеристика персонажей, мотива поведения. Определение авторского и личного отношения к событиям и персонажам.

Различие художественной и деловой речи. Особенности построения устного ответа по учебному материалу. Составление простых текстов-рассуждений.

Устное и письменное изложение текста по коллективно и самостоятельно составленному плану. Развернутое и сжатое изложение текста.

Составление и запись рассказов о случаях из жизни, по серии сюжетных картинок, по картине, по наблюдениям и др.

Устное и письменное описание природы, отдельного предмета, внешнего вида героя, обстановки по плану, по аналогии с прочитанным, описание с элементами рассуждений. Сравнительное описание предметов, животных.

Написание заметки в стенгазету, отзыва о прочитанной книге. Закрепление навыков составления письма, выражения в письменной форме просьбы, отказа, извинения, благодарности, поздравления.

Заучивание наизусть стихотворений, скороговорок, потешек и их выразительное воспроизведение.

Объяснение устойчивых словосочетаний (фразеологизмов).

Тематика для развития речи