logo
Programma_5_vid

Чтение и развитие речи (140 ч)

Тематика чтения

Устное народное творчество (10 ч)

Знакомство с произведениями жанров устного народного творчества: народной песней, пословицами, поговорками, загадками, сказками.

Лето и осень (14 ч)

Произведения, рисующие картины летней и осенней природы. Красное лето («... Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора...».); жаркая пора уборки урожая («славная осень»); осень («осень, глубокая осень»).

Рассказы И. Соколова-Микитова, Э. Шима, К. Паустовского, стихи русских поэтов об осени.

Писатели - детям (23 ч)

Произведения о жизни детей в ХIХ веке. Рассказы Д. Мамина-Сибиряка и Г. Сенкевича, стихи Н. Некрасова и А. Плещеева.

Произведения о жизни и делах детей в ХХ веке. Рассказы Л. Воронковой, Л. Пантелеева, А. Гайдара, В. Осеевой, стихи С. Баруздина С. Маршака.

Славим Родину трудом (12 ч)

Произведения о труде и о профессиях, 66 отношении к труду. Рассказы Е. Пермяка, В. Голявкина. Стихи Ю. Тувима, А. Барто, С. Маршака, М. Исаковского.

Зима-волшебница (10 ч)

Произведения о зиме. Занятия взрослых и детей. Отношение людей к природе. Жизнь животных зимой.

Рассказы А. Чехова, Д. Мамина-Сибиряка, Б. Житкова. Стихи А. Пушкина, Н. Некрасова, С. Есенина, Л. Квитко.

Великие русские писатели (12 ч)

Знакомство с произведениями А. Пушкина, И. Крылова, Л. Толстого, М. Горького.

В борьбе за Родину (12 ч)

Произведения о рождении армии и гражданской войне, о подвиге русского народа в Великой Отечественной войне.

Рассказы А. Кононова, А. Гайдара, Л. Кассиля, П. Цвирки. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, К. Симонова.

Охранять природу - значит охранять Родину (12 ч)

Произведения о красоте родной природы, о бережном отношении к ней, об охране окружающей среды.

Рассказы М. Пришвина, К. Паустовского, В. Бианки, Л. Толстого.

Стихи А. Барто, С. Маршака, А. Прокофьева.

«Весна, весна! И все ей радо....» (12 ч)

Произведения о весне, о жизни животных весной, о труде людей весной.

С. Аксакова, А. Чехова, А. Мусатова. Стихи А. Майкова, А. Плещеева, В. Жуковского, Н. Некрасова, С. Есенина, М. Исаковского.

За мир и дружбу (5 ч)

Произведения о дружбе народов разных стран. Рассказ В. Железникова. Стихи Дж. Родари, С. Маршака, А. Шлыгина.

Наша Родина (8 ч)

Произведения о Родине, о Москве. Стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Глинки, И. Уткина.

Зарубежные писатели (10 ч)

Знакомство с произведениями Г.-Х. Андерсена, Дж. Свифта.

Произведения для заучивания наизусть

С. Маршак. «Дождь».

М. Лермонтов. «Листья в поле пожелтели...».

А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (отрывок).

С. Маршак. «Пожелания друзьям».

Ю. Тувим. «Все для всех».

А. Пушкин. «Зимнее утро».

А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...» (отрывок).

А. Барто. «Мы не заметили жука».

С. Есенин. «Черемуха».

Стихи русских поэтов о весне (на выбор).

Навыки чтения

I полугодие. Сознательное, плавное, правильное чтение целыми словами простой слоговой структуры. Чтение отдельных слов сложной слоговой структуры по слогам Темп чтения незнакомого текста – 45-55 слов в минуту.

II полугодие. Сознательное, правильное и выразительное чтение целыми словами (чтение трудных слов по слогам). Темп чтения незнакомого текста – 50-60 слов в минуту. Соблюдение при чтении пауз и интонаций.

Работа с текстом. Связная устная речь

Работа с текстом. Дальнейшее совершенствование диалогической речи. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Закрепление умения задавать вопросы по тексту, используя различные вопросительные местоимения и наречия.

Определение основной мысли прочитанного текста.

Установление логической последовательности событий, определение существенного и второстепенного.

Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Составление плана текста с помощью учителя. Установление связи между предложениями в каждой части текста с помощью различных языковых средств: лексических повторов, местоимений, синонимов, союзов, а также слов однажды, сначала, потом, вдруг, наконец и т. д.

Анализ содержания иллюстраций к тексту, нахождение в тексте предложений, отрывков, соответствующих иллюстрациям.

Составление развернутого, краткого пересказа прочитанного по заранее составленному плану (под руководством учителя). Выборочный и творческий пересказ прочитанного (с изменением лица, места, времени действия). Использование в пересказе элементарных рассуждений, объяснений (2-3 предложения).

Нахождение в тексте слов и выражений для описания внешнего вида действующего лица, явлений природы, предметов. Сравнительное описание действующих лиц (по внешнему виду).

Объяснение детьми значений некоторых слов текста.

Оценка поступков героев, причин их поведения, мыслей и чувств действующих лиц.

Практическое различение сказки, рассказа, стихотворения.

Формирование умения правильно использовать просодические средства речи при чтении (логическое и вербальноё ударение, ритм, темп, модуляцию и силу голоса, интонацию), навыка выразительного чтения. Соблюдение орфоэпических норм при чтении.

Ориентировка в учебной книге: выделение основных разделов содержания, нахождение в оглавлении названия читаемого произведения, нахождение в книге произведений, близких по тематике, умение анализировать задания и вопросы к тексту (с помощью учителя).

Внеклассное чтение.

Круг чтения, или учебный материал: русская, современная и зарубежная детская книга (художественная и научно-художественная) для младшего школьного возраста. Детские газеты и журналы по выбору учителя.

Тематика чтения: книги о детях (С. Баруздин, Е. Пермяк, Н. Носов, С. Маршак, Б. Заходер и др.), о природе (Н. Сладков, С. Сахаров, М. Пришвин) и о животных (Е. Чарушин, В. Чаплина, В. Бианки и др.), о страницах истории нашей Родины (М. Горький, В. Короленко, А.Куприн, Д. Мамин-Сибиряк, С. Алексеев, А. Фадеев, А. Гайдар, В. Катаев и др.), сказки русских и зарубежных писателей (братья Гримм, Г.-Х. Андерсен, Дж. Родари, А. Линдгрен, С. Лагерлеф, В. Одоевский, П. Ершов, А. Аксаков, Погорельский), детская приключенческая книга (А. Гайдар, В. Каверин, Ю. Олеша, А. Толстой и др.), стихи русских поэтов (А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Фет, А. Майков, Ф. Тютчев и др.) и стихи поэтов ХХ века (С. Маршак, Б. Заходер, А. Барто, С. Михалков и др.).

Работа с детской книгой: умение различать основные элементы книги: переплет (обложка), корешок, страницы, титульный лист, умение владеть библиографическими терминами (подзаголовок, оглавление, предисловие, вводная статья, послесловие, заключительная статья).

Ориентировка в одной книге: определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ на вопрос по содержанию прочитанного и прослушанного. Ориентировка в группе книг (2-4), определение темпа чтения, выбор книги по заданным признакам.

Умение соотносить Знакомые произведения с фамилией писателей.

Умение выбирать книгу по теме урока внеклассного чтения, прочитать за неделю произведение объемом до 10 страниц (1 полугодие) и 15 страниц (к концу учебного года); Подготовиться к ответу по прочитанному с опорой на рекомендации учителя, правильно назвать книгу или Произведение, по памяти пересказать содержание прочитанного.

Знание 2-3 книг каждого из писателей, с которыми знакомились на уроках внеклассного чтения. Умение соотносить знакомые произведения с фамилией автора.

Формирование читательских навыков при работе с текстом, особенно умений выделять смысловые части текста и передавать их содержание любым освоенным видом пересказа.

Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг.