Коррекция нарушений речи
Индивидуальные занятия
Обследование учащихся.
Развитие артикуляторной моторики. Коррекция индивидуальных недостатков звукопроизношения. Развитие дикции, эмоциональной выразительности речи.
Автоматизация навыка точного и плавного воспроизведения звукослоговой структуры 4-5-сложных слов со стечением согласных. Закрепление слогового и звукового анализа на сложном речевом материале (слова из 3-4 слогов со стечением согласных). Преодоление индивидуальных затруднений в дифференциации звуков и букв: звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих и др.
Коррекция индивидуальных нарушений в дифференциации графически сходных рукописных букв (строчных и заглавных).
Уточнение и систематизация лексики с учетом программы по развитию речи.
Дифференциация предлогов в - из, в - на - под, к - от, на - с, под - из-под, за - из-за.
Закрепление форм словоизменения и словообразования в структуре распространенного предложения (из 5-6 слов).
Коррекция нарушений чтения и письма с учетом характера дислексии и дисграфии. Закрепление орфографических навыков. Автоматизация умения подбирать родственные слова для проверки правильности написания безударных гласных.
Фронтальные занятия (70 ч)
Дифференциация графически сходных рукописных букв: строчных и-ш, ш-т, в-д, у-д-з, г-р, х-с, э-е, э-с и др.; заглавных Г-П-Т, В-Д, И-Ш, Л-М и др.
Закрепление эмоциональной выразительности, четкой дикции, правильного звукопроизношения в спонтанной связной речи.
Автоматизация сложной звукослоговой структуры в процессе:
воспроизведения слоговых рядов (из 4-5 слогов) с меняющимся ударением (та-ти-но-та-ду, ми-со-ла-хи-на), с оппозиционными звуками;
воспроизведения серий слогов со стечением согласных (шва-ста-зва, шос-сош);
повторения и самостоятельного употребления слов сложной звукослоговой структуры (сковородка, скворечники, представление).
Определение ударного слога и ударного гласного в словах из 4-5 слогов. Сравнение двух форм одного и того же слова с различным ударением.
Автоматизация умения подбирать и анализировать родственные слова.
Уточнение значения и звукового оформления учебной терминологии по программе русского языка, математики и другим предметам.
Закрепление дифференциации звонких и глухих согласных (б-п, д-т, г-к, с-з, ш-ж), свистящих и шипящих звуков (с-ш, с’-щ, з-ж, ч-т’, с-ц, ч-щ, ч-ц).
Закрепление дифференциации твердых и мягких согласных. Автоматизация умения обозначать мягкость согласных звуков с помощью ь, букв и, е, ё, ю, я.
Автоматизация навыка слогового и звукового анализа на сложном речевом материале. Определение последовательности, количества, Места звуков в словах типа квартира, взмахнул, подбросил и др.
Сравнение звукового и буквенного состава слова.
Автоматизация правильного согласования существительных и прилагательных в роде, числе и падеже в беспредложных и предложных словосочетаниях (в красной банке, на большом мосту).
Закрепление глагольного управления. Правильное употребление существительных в косвенных падежах единственного и множественного числа с предлогами.
Дифференциация предлогов в - на - под, над - под, в - из, на - с, под - из-под, за - из-за, к - от в устной и письменной речи. Уточнение значений одного и того же предлога (в значении местонахождения где? - в столе – предложный падеж; в значении направления действия - куда? - в стол - винительный падеж). Закрепление правильного написании предлогов.
Формирование умения логически, последовательно составлять небольшие тексты-повествования, рассказы-описания с использованием наглядности и с помощью учителя.
Закрепление навыков звукового, морфологического, синтаксического анализа в письменной речи.
Коррекция дислексии, дисграфии, дизорфографии с учетом их симптоматики и механизмов у детей данной группы. Закрепление орфографических навыков.
- Авторы программы:
- Базисный учебный план (подготовительный - IV классы) Объяснительная записка
- Базисный учебный план начальных классов специальной Образовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи
- Программы русский язык Объяснительная записка
- Обучение грамоте
- Фонетика, грамматика. Правописание и развитие речи
- Чтение и развитие речи
- Коррекция нарушений речи
- Программа
- Подготовительный класс
- Развитие речи (102 ч)
- Предложение
- Связная речь
- Наш класс, наша школа (15 ч)
- Осень (14ч)
- Обучение грамоте (102 ч)
- Основные требования к знаниям и умениям учащихся
- 1 Класс развитие речи (102 ч) Слово
- Предложение
- Связная речь
- Наша школа, наш класс (15 ч)
- Осень (16 ч)
- Наш дом, моя семья (12 ч)
- Зима (15 ч)
- Наш город (село) (14 ч),
- Весна (12 ч)
- Родная страна (12 ч)
- Устное народное творчество (6 ч)
- Коррекция нарушений речи
- Обучение грамоте (136 ч) Букварный период Звуки и буквы
- Предложение
- Чистописание
- Словарь
- Обучение грамоте (170 ч) (2-й вариант) Добукварный период (40 ч)
- Предложение
- Чистописание
- Основные требования к знаниям и умениям учащихся
- II класс развитие речи (105 ч) Слово
- Предложение
- Связная речь
- Вспомним лето (8 ч)
- О ваших друзьях-животных (10 ч)
- Осень(14 ч)
- Наша школа (10 ч)
- Наш дом (10 ч)
- Наш город (село) (10 ч)
- Зима (14ч)
- Весна (12 ч)
- Родная страна (14 ч)
- Устное народное творчество (5 ч)
- Коррекция нарушений речи
- Фонетика, грамматика, правописание
- И развитие речи (136 ч)
- Повторение (20 ч)
- Повторение в начале года (15 ч)
- Итоговое повторение (5 ч)
- Предложение
- Связная речь
- Чистописание
- Словарь
- Внеклассное чтение (35ч)
- Основные требования к знаниям и умениям учащихся
- III класс развитие речи (105 ч) Слово
- Предложение
- Работа над словосочетанием
- Связная речь
- Вспомним лето (6 ч)
- Осень (14 ч)
- О дружбе и товариществе (10 ч)
- Зима-волшебница (16 ч)
- В борьбе за великую Родину (19 ч)
- Весна (16 ч)
- Наша Родина (24 ч)
- Фонетика грамматика, правописание
- И развитие речи (136 ч)
- Повторение (20, ч)
- Повторение в начале года (15 ч)
- Итоговое повторение (5 ч)
- Слово (106 ч)
- Части речи
- Предложение
- Связная речь
- Чистописание
- Словарь
- Чтение и развитие речи (140 ч)
- Основные требования к знаниям и умениям учащихся
- IV класс развитие речи (105 ч) Слово
- Предложение
- Связная речь
- Устное народное творчество (6 ч)
- Итоговое повторение (10 ч)
- Слово (145 ч)
- Части речи
- Предложение
- Связная речь
- Чистописание
- Словарь
- Чтение и развитие речи (140 ч)
- Развитие речи
- Грамматика и правописание
- Специфические (дисграфические) ошибки
- Морфологические аграмматизмы
- Синтаксические аграмматизмы
- Лексические ошибки
- Оценка контрольных диктантов
- Оценка грамматических заданий
- Оценка изложений и сочинений
- Оценка устных ответов по грамматике и правописанию
- Итоговая, оценка знаний и умений учащихся
- Оценка чтения