logo search
Все лекции по Отечественной истории

2. Литература и устное народное творчество

1. Борьба с иноземными завоевателями вызвала новый подъем уст­ного народного творчества. Созданные народом легенды, былины, сказания звали русских людей к борьбе за свержение ненавистного ига. Одно из самых известных произведений этого периода — «Сказание о невидимом граде Китеже» — легендарное повествование о городе, ушедшем на дно озера, но не сдавшемся врагу.

2. Летописание не утратило в этот период своего значения, несмот­ря на разрушение почти всех его центров, за исключением Новгорода, где оно не прерывалось. Уже в конце XIII — начале XIV в. возникли но­вые летописные центры (Тверь, Москва), начался подъем летописного жанра.

• В этот период летописание имело свои особенности.

Обострение политической борьбы обусловило существенные от­личия в политических концепциях местных летописных сводов. Но при всем различии политических тенденций и стиля изложения во всех ле­тописях XTV—XV вв. отчетливо проявляется их общерусский харак­тер. Патриотизм и идея единства русских земель являются отличительной чертой всего русского летописания.

•Возвышение Москвы предопределило и особую роль московско­го летописания. После Куликовской битвы его содержание определя­ется идеей единства русских земель под главенством Москвы. Эта идея лежит в основе как Троицкой летописи начала XV в. — общерусского летописного свода московского происхождения, так и Московского ле­тописного свода конца XV в., призванного обосновать историческую роль Москвы.

3. Наиболее распространенным литературным жанром этого пери­ода были исторические повести. В них рассказывал ось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических фактах и собы­тиях. Нередко повести становились частью летописного текста. Борьбе с иноземными завоевателями до Куликовской битвы посвящены по­весть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», по­вести об Александре Невском, «Повесть о Щелкане», рассказывающая о восстании в Твери в 1327 г. Победе 13 80 г. посвящен целый цикл исто­рических повестей: «О побоище на Дону», «Сказание о Мамаевом побо­ище», «Задонщина».

Многие из названных исторических повестей нередко относят к произведениям уст­ного народного творчества, что обусловлено их народно-поэтической основой и общно­стью тематики.

4. Расцвет житийной литературы того времени также в значи­тельной степени связан с процессом объединения русских земель и с необходимостью обосновать богоизбранность Москвы. Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый составили жизне­описания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Пет­ра, перенесшего центр митрополии в Москву; Сергия Радонежского, поддержавшего московского князя в борьбе за престол и в борьбе с монголо-татарами.

Житийная литература в этот период представлена жизнеописания­ми не только подвижников церкви, но и канонизированных государст­венных деятелей, что сближает ее с историко-героическими произ­ведениями.

5. Дальнейшее развитие получила литература о путешестви­ях — «хождения». В последней четверти XV в. появилась новая разно­видность этого жанра — светские хождения, наиболее яркий ее обра­зец — записки тверского купца Афанасия Никитина, описывающие его путешествие в Индию («Хождение за три моря»). Это было первое в средневековой европейской литературе описание Индии, ее хозяйст­ва, обычаев, религии.

6. Интерес к всемирной истории, стремление определить свое мес­то среди народов мира вызвали появление хронографов — своеобраз­ной всемирной истории того времени. В середине XV в. был составлен першйрусскийхронограф, в котором история Руси представлена в свя­зи с Всемирной историей.