logo search
Programma_5_vid

Чтение и развитие речи

«Чтение и развитие речи» является важнейшим разделом программы по русскому языку и служит для реализации образовательных, воспитательных, развивающих и коррекционных задач. Основными задачами уроков чтения являются:

обучение сознательному правильному, беглому, выразительному чтению, чтению вслух и про себя;

формирование умений понимать содержание художественного произведения работать с текстом;

обогащение и активизация речи учащихся, формирование умения выражать свои мысли;

расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;

развитие у детей нравственно-эстетических чувств и художественного вкуса;

формирование у детей интереса к книгам, к самостоятельному чтению;

коррекция нарушений устной и письменной речи.

Программа по чтению для каждого класса состоит из следующих разделов: «Тематика чтения», «Произведения для заучивания наизусть», «Навыки чтения, работа над текстом и связной устной речью», «Внеклассное чтение».

Тематика чтения. Материал для чтения позволяет от класса к классу совершенствовать умственное, речевое, нравственно-эстетическое развитие детей на основе нового, более сложного материала. В ходе изучения художественных и научно-познавательных произведений обеспечивается подготовка для изучения систематических курсов литературы и истории в средней школе. Тематика чтения в младших классах школы для детей с ТНР определяется с учетом «Программы массовой общеобразовательной школы».

Уже во II классе дети знакомятся с произведениями великих русских писателей и устного народного творчества, читают рассказы и стихотворения о Родине, о труде и поступках людей, о природе и животных. На материале наглядных, образно-эмоциональных художественных произведений школьники узнают о таких морально-нравственных категориях, как доброта, честность, смелость.

В III классе углубляются знания детей о Родине, об армии. Дети узнают о жизни и труде людей в ХIХ веке. Уточняются представления о природе и ее охране. Расширяются знания детей о русских писателях и устном народном творчестве.

В IV классе предусматривается дальнейшее углубление знаний детей об истории Родины, ее героическом прошлом. На новом, более сложном для восприятия материале обогащаются знания детей о родной природе, о труде людей, расширяются знания о произведениях классиков русской литературы.

Большая часть времени на уроках чтения отводится чтению и работе над текстом.

Навыки чтения. В ходе проведения уроков чтения у учащихся формируются навыки сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения, умения работать с текстом и книгой. Ставится задача совершенствования культуры речи и дальнейшего развития устной связной речи.

На протяжении всех лет обучения большое внимание на уроках чтения уделяется осознанию читаемых текстов, правильному пониманию предложений и словосочетаний, уточнению прямого и переносного значения слов и словосочетаний, умению точно соотносить читаемое с его значением.

Во II классе дети овладевают сознательным, правильным, выразительным чтением текстов целыми словами простой слоговой структуры (чтение сложных слов - по слогам). При чтении дети учатся соблюдать паузы и интонации. Учащиеся должны уметь читать короткие рассказы прё себя, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, пересказывать содержание по иллюстрациям, озаглавливать с помощью учителя тексты без названий, анализировать поступки героев.

В III классе совершенствуется навык чтения, увеличивается его темп. Школьники учатся определять главную мысль произведения, давать оценку прочитанному, воспроизводить содержание по вопросам учителя и по коллективно составленному плану, делить текст на смысловые части, озаглавливать его, подробно и выборочно пересказывать прочитанное по заранее составленному учителем плану.

В IV классе школьники овладевают сознательным, правильным, выразительным чтением целыми словами различных по жанру произведений с использованием пауз логических ударений, интонации и темпу чтения выражения смысла читаемого текста и своего отношения к его содержанию. Учащиеся должны уметь самостоятельно составлять план и на его основе подробно, выборочно и кратко пересказывать текст.

Параллельно с формированием навыка чтения и умением работать с текстами на уроках чтения постоянно осуществляется обогащение и активизация словаря учащихся, уточнение лексического и грамматического значения слов, многозначности слова, подбор антонимов и синонимов, ведется работа над, правильным произношением слов.

Внеклассное чтение. Цель внеклассного чтения - познакомить учащихся с доступной их возрасту детской литературой, сформировать интерес к книге, развить навыки самостоятельного чтения.

Основная форма работы с книгой - уроки внеклассного чтения. В каждом классе программы по внеклассному чтению предусматривают два раздела: 1-й - круг чтения, или учебный материал, представляющий собой тематику внеклассного чтения; 2-й - знания, умения и навыки работы с детской книгой.

При выборе произведений для чтения необходимо учитывать не только возрастные психологические особенности школьников, но и уровень их речевого развития, индивидуальные особенности речи. В связи с этим выбор текстов для внеклассного чтения может быть более дифференцированным, чем в массовой школе.