logo search
Все лекции по Отечественной истории

4. Устное народное творчество и становление древнерусской письменной литературы

1. Появлению письменной литературы на Руси предшествовало развитие устного народного творчества, в значительной степени предопределившего ее идейную направленность и художественные особенности. Особенно широко были распространены заговоры и за­клинания, календарные обрядовые песни, былины («старины»), посло­вицы, поговорки, загадки. Древнерусский эпос отражает духовные ценности народа, его традиции, особенности быта, реальные историче­ские события. Героем многих былин стал «ласковый князь» Владимир Красное Солнышко.

2. Древнерусская письменная литература родилась в среде вы­сших слоев общества. Книги были рукописными. Материалом для письма вплоть до XV в. служил пергамен, изготовленный из специаль­но выделанной телячьей кожи. Писали чернилами или киноварью, до XIX в. использовали гусиные перья. Многие книги украшались миниа­тюрами, а переплет наиболее ценных оковывался золотом и украшался драгоценными камнями и финифтью («Остромирово Евангелие» XI в. и «Мстиславово Евангелие» XII в.). Стоили книги очень дорого и были доступны лишь избранным.

Вся древнерусская литература делится на переводную и ориги­нальную.

Перевод занимал важное место в литературе Киевской Руси и рассматривался как часть национальной словесности. Выбор перевод­ных сочинений был обусловлен влиянием церкви: Священное Писание, произведения Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского и других раннехристианских авторов. Переводились также исторические произ­ведения и хроники.

Оригинальная древнерусская литература представлена следу­ющими основными жанрами: летописание, житие, слово (поучение), хождения и исторические повести:

Летописание занимает центральное место среди жанров древ­нерусской литературы. Летописи представляют собой погодные («по летам») записи, созданные на основе исторических преданий и песен, официальных источников, воспоминаний очевидцев. Занимались ле­тописанием монахи, прошедшие специальное обучение. Составлялись летописи обычно по поручению князя или епископа, иногда по личной инициативе летописца.

Древнейшая русская летопись — «Повесть временных лет», со­ставленная на основе не сохранившихся более ранних летописей и уст­ных преданий. Ее автором считают монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, а создание датируют 1113г. «Повесть временных лет» дошла до нас в рукописных копиях не старше XIV в. Наиболее из­вестные из них — Лаврентъевская к Ипатьевская летописи. Основная идея произведения — единство и величие Русской земли. С XII в. рас­цвет получает летописание местных центров.

Житие (агиография) представляет собой жизнеописание ду­ховных и светских лиц, канонизированных (т.е. признанных святыми) христианской церковью {житие кн. Бориса и Глеба и др.)

Слово (поучение, речи) — произведение, относящееся к жанру красноречия. На Руси получили распространение две разновидности этого жанра — торжественное красноречие и нравоучительное крас­норечие. Древнейший памятник торжественного красноречия — «Сло­во о Законе и Благодати», которое приписывают первому киевскому митрополиту Илариону (вторая четверть XI в.). «Слово» — первое из­вестное оригинальное произведение, созданное русским авто­ром, — представляет собой церковно-политический трактат, обосновывающий значимость для Руси принятия христианства и про­славляющий Русскую землю и ее князей.

Яркий образец нравоучительного красноречия — «Поучение Вла­димира Мономаха» (1096 г. или 1117 г.), представляющее собой свое­образное политическое и нравственное завещание великого князя Киевского с элементами автобиографии.

—Особую группу памятников древнерусской литературы состав­ляют хождения (хожения) — разновидность литературы о путешест­виях. Их главное назначение — рассказать о христианских святынях и достопримечательностях, но в них содержатся также сведения о приро­де, климате, обычаях других стран. Одно из самых известных произве­дений этого жанра — «Хожение игумена Даниила» в Палестину.

—Самым известным литературным памятником домонгольской Ру­си является «Слово о полку Игоревен (конец XII в.). Автор «Слова» при­зывает к единству русских земель, выступает против усобиц, противопоставляет два состояния человечества — мир и войну. Своеоб­разие «Слова о полку Игореве» обусловило сложность его жанровой идентификации. Его называют эпической или лирической поэмой, исто­рической повестью, политическим трактатом. По решению ЮНЕСКО, 800-летие этого памятника древнерусской литературы отмечалось во всем мире как знаменательная дата в истории мировой культуры.

К началу XIII в. в результате творческого освоения достижений ви­зантийской литературы и их переосмысления в соответствии с нацио­нальными традициями устного творчества сложилась самобытная древнерусская литература. Почти в каждом из жанров были созданы оригинальные произведения, не уступающие византийским образцам и не копирующие их.