Базисный учебный план (подготовительный - IV классы) Объяснительная записка
Базисный учебный план представляет собой нормативный документ, предназначенный специальным общеобразовательным школам для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Базисный учебный план, программы начальных классов разработаны в соответствии с проектом «Положения о специальной общеобразовательной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи», согласно которому в 1 отделение школы принимаются дети с выраженным общим недоразвитием речи (алалией, детской афазией, дизартрией, ринолалией, сопровождающейся ОНР). В соответствии с «Положением» в отделении школы для детей с ТНР предусмотрены 2 срока обучения:
десятилетний: 1-я ступень – I-IV классы,
2-я ступень – V-Х классы;
одиннадцатилетний: 1-я ступень - подготовительный - IV классы,
2-я ступень – V-Х классы.
В связи с этим учебный план и программы младших классов школ для детей с ТНР разработаны в двух вариантах:
1-й вариант (I-IV классы) - для детей, уровень речевого развития которых позволяет овладевать программой 1 класса (однако в более медленном темпе)
2-й вариант (0-IV классы) - для детей, которые не получили достаточно квалифицированной логопедической помощи в дошкольном возрасте. Эти дети направляются в подготовительные классы школ для детей с ТНР и обучаются 5 лет по программе начальных классов массовой школы.
В базисном учебном плане, кроме основной, инвариантной, предусмотрена и вариантная часть. В вариантную часть базисного учебного плана входят факультативные занятия, содержание которых может быть определено методическим советом школы, в соответствии с региональными, национальными и конкретными условиями обучения.
Специальный образовательный стандарт младших классов школы для детей с ТНР создается с учетом стандарта общеобразовательной массовой школы, в соответствий с новым учебным планом массовой школы, что позволит обеспечить дальнейшее образование детей, будет способствовать более эффективной социальной адаптации.
Вместе с тем учебный план и программы отражают существенно специфику обучения детей с ТНР, обусловленную особенностями психического и речевого развития этих детей, наличием тяжелой речевой патологии, отрицательным влиянием нарушений речи на формирование познавательной деятельности.
Специфика содержания и методов обучения детей с ТНР является особенно существенной в младших классах специальной школы, где формируются предпосылки для овладения школьной программой старших классов, в значительной мере обеспечивается коррекция расстройств речи и нарушений психомоторного развития.
Содержание базисного учебного плана и программ основывается на необходимости интенсивного целенаправленного воздействия именно в младших классах школы для детей с ТНР для того, чтобы в дальнейшем обеспечить возможность интегрированного обучения для части старшеклассников в образовательных школах общего типа с получением дополнительной помощи в логопедических кабинетах или в специальных (коррекционных) классах (в соответствии с Законом Российской Федерации о специальном образовании). При разработке концептуальной основы содержания программ и базисного учебного плана начальных классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи прежде всего учитывается тесная взаимосвязь формирования речи и мышления как при нормальном так и при аномальном психическом развитии.
С одной нормального формирования речи необходим достаточно высокий уровень развития мышления, процёссов восприятия, памяти и других психических процессов. С другой стороны в процессе развития речи происходит качественное изменение структуры и организации всех высших психических функций. Речь качественно изменяет и перестраивает процессы мышления, восприятия; памяти.
В структуре дефекта детей с тяжелыми нарушениями речи обнаруживается сложное сочетание нарушений речи и познавательной деятельности. Нарушения речи отрицательно влияют прежде всего на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. У детей с тяжелыми нарушениями речи страдают не только вербальный интеллект, вербально-логическое мышление, но и многие неречевые высшие психические функции, в частности зрительное восприятие, пространственные представления, слуховое восприятие и др., особенно более высокие эволюционные уровни гнозиса - обобщенное, абстрактное восприятие, способность анализировать образ, вычленять общее, существенное.
Сложное сочетание нарушений речи и познавательной деятельности не может не отразиться на школьном обучении, на овладении грамотой, счетными операциями, программой по русскому языку, математике и другим предметам и требует разработки специальных программ, учитывающих структуру речевого дефекта этой категории детей и обеспечивающих единство коррекционного и развивающего обучения.
В программах начальных классов школ для детей с ТНР должен быть отражен принцип деятельностного подхода, учет сложной структуры учебной деятельности (мотивационно-целевой, операциональный этап, этап контроля).
При формировании операционального компонента учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетными операциями и т. д.) важнейшее значение приобретает учет психологической структуры процесса овладения чтением, письмом, счетными операциями, орфографическими навыками.
В связи с этим на начальных этапах обучения должно быть предусмотрено формирование предпосылок для овладения школьными навыками и умениями.
В программе начальных классов школ для детей с ТНР предусмотрена взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения школьными умениями, навыками и знаниями.
Программа школ для детей с ТНР учитывает принцип поэтапного формирования умственных действий и «пошаговое», «пооперациональное» их закрепление в устной, письменной и внутренней речи.
В процессе коррекционно-развивающего обучения важным является принцип программирования при формировании психических функций, позволяющий формировать в развернутом виде психологическую структуру той или иной деятельности школьника. При этом каждая из операций сложной деятельности выносится во внешний план, отрабатывается изолированно и доводится до автоматизма. В процессе дальнейшего обучения обеспечивается интеграция различных операций в единую программу деятельности.
Программа обучения школьников с ТНР предусматривает максимальное включение речи на всех этапах формирования умственных действий и учебной деятельности школьника. Это обусловлено тем, что речь является средством интеллектуальной деятельности. Она включается в учебную деятельность как на фазе ориентировки, так и на фазе реализации и контроля.
Программа обучения школьников с ТНР строится на системном подходе к процессу коррекции и развития.
В базисный учебный план специальной общеобразовательной школы для детей с ТНР включены как общеобразовательные предметы (в соответствии и с, государственными стандартами массовой общеобразовательной школы, но с учетом специфики обучения детей с ТНР) и коррекционные занятия.
Предполагается тесная взаимосвязь в содержании программ по общеобразовательным предметам и по коррекции нарушений речи.
На протяжении всего процесса обучения при овладении каждым учебным предметом (русский язык и литература, математика, природоведение и др.),наряду с решением общеобразовательных задач, проводится целенаправленная и систематическая работа по коррекции нарушений речи развитию фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя, формированию диалогической и монологической речи. Эта работа осуществляется с использованием различных методов, но имеет главной целью корригирование недостатков речевого развития детей с ТНР, создание предпосылок для овладения школьными знаниями, умениями и навыками.
Вместе с тем как целесообразно выделение как самостоятельного учебного предмета «Развития речи», который ставит и решает задачи целенаправленного поэтапного формирования речевой деятельности во всех ее аспектах.
В процессе специально разработанной системы занятий предполагается овладение детьми способами и средствами речевой деятельности, формирования языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности, закрепление речевых навыков в спонтанной речи.
Овладение языковыми закономерностями осуществляется вначале на практическом уровне, в процессе речевого общения а в дальнейшем на уровне осознания, в процессе изучения программы по русскому языку.
Предусматривается и работа по развитию у детей представлений об окружающем мире в соответствии с программой массовой школы.
В программе по чтению и развитию речи большое место занимает раздел по развитию понимания читаемоготекста различной степени сложности, по уточнению структуры значения слова, по дифференциации слов, близких по значению, по развитию понимания сложных логико-грамматических конструкций, связной речи.
Содержание программы по математике предусматривает интенсивную целенаправленную работу над усвоением учащимися специальных математических понятии и речевых формулировок условий задачи, по развитию мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, симультанных и сукцесивных процессов, что отражает специфику обучения математике детей с ТНР.
Программа по музыке и ритмике включает общеразвивающие занятия, пение и слушание музыки. Проведение упражнений в определенной системе способствует не только успешной коррекции нарушений моторики и речи, но и воспитанию личности, нравственному и эстетическому воспитанию детей с ТНР.
В процессе занятий по логопедической ритмике предполагается корригировать нарушения речи и психомоторное развитие детей, осуществлять развитие движений в сочетании, со словом и музыкой, формирование темпа, ритма, методической выразительности речи, совершенствование фонематических процессов, слухового восприятия, внимания, памяти, зрительно-пространственной организации движений, пространственного восприятия и пространственных представлений.
На уроках коррекции нарушений речи осуществляется работа по устранению нарушений как устной речи (дислексия, стертая форма дизартрии, ринолалия и др.), так и письменной речи (дислексия, дисграфия, дизорфография, дискалькулия), которые составляют ведущее нарушение у данной категории детей. Именно целенаправленная коррекция нарушений речи в младших классах позволит детям более успешно усваивать программу по русскому языку и другим предметам в старших классах.
В связи с отрицательным влиянием нарушений речи на развитие познавательной деятельности, наличием в большинстве случаев. Минимальной мозговой дисфункции вследствие парциальных органических повреждений мозговых структур у детей с ТНР часто отмечаются и нарушения формирования познавательной деятельности: зрительного восприятия, пространственных, временных представлений, восприятия и воспроизведения ритма, недоразвитие вербально-логического мышления. Эти нарушения в сочетании с недоразвитием лексики, грамматического строя речи приводит к трудностям овладения не только программой по русскому языку, но и по другим предметам (в частности по математике, природоведению, и др.).
Это вызывает необходимость при проведении индивидуальных коррекционных занятий оказания индивидуальной помощи детям с учетом особенностей нарушений речи и недоразвития познавательной деятельности, особенностей эмоционально-волевой сферы, избирательных трудностей в овладении программой по различным предметам, т. е. коррекцию нарушений речевых и неречевых психических функций и поведения.
Таким образом, единство развивающего и корригирующего обучения младших школьников с ТНР, использование специальных учебных планов и программ, научно обоснованных методов и системы обучения, учитывающей особенности психического и речевого развития школьников с речевой патологией, дает возможность обеспечить овладение программой образования в соответствии обязательными требованиями государственных стандартов.
- Авторы программы:
- Базисный учебный план (подготовительный - IV классы) Объяснительная записка
- Базисный учебный план начальных классов специальной Образовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи
- Программы русский язык Объяснительная записка
- Обучение грамоте
- Фонетика, грамматика. Правописание и развитие речи
- Чтение и развитие речи
- Коррекция нарушений речи
- Программа
- Подготовительный класс
- Развитие речи (102 ч)
- Предложение
- Связная речь
- Наш класс, наша школа (15 ч)
- Осень (14ч)
- Обучение грамоте (102 ч)
- Основные требования к знаниям и умениям учащихся
- 1 Класс развитие речи (102 ч) Слово
- Предложение
- Связная речь
- Наша школа, наш класс (15 ч)
- Осень (16 ч)
- Наш дом, моя семья (12 ч)
- Зима (15 ч)
- Наш город (село) (14 ч),
- Весна (12 ч)
- Родная страна (12 ч)
- Устное народное творчество (6 ч)
- Коррекция нарушений речи
- Обучение грамоте (136 ч) Букварный период Звуки и буквы
- Предложение
- Чистописание
- Словарь
- Обучение грамоте (170 ч) (2-й вариант) Добукварный период (40 ч)
- Предложение
- Чистописание
- Основные требования к знаниям и умениям учащихся
- II класс развитие речи (105 ч) Слово
- Предложение
- Связная речь
- Вспомним лето (8 ч)
- О ваших друзьях-животных (10 ч)
- Осень(14 ч)
- Наша школа (10 ч)
- Наш дом (10 ч)
- Наш город (село) (10 ч)
- Зима (14ч)
- Весна (12 ч)
- Родная страна (14 ч)
- Устное народное творчество (5 ч)
- Коррекция нарушений речи
- Фонетика, грамматика, правописание
- И развитие речи (136 ч)
- Повторение (20 ч)
- Повторение в начале года (15 ч)
- Итоговое повторение (5 ч)
- Предложение
- Связная речь
- Чистописание
- Словарь
- Внеклассное чтение (35ч)
- Основные требования к знаниям и умениям учащихся
- III класс развитие речи (105 ч) Слово
- Предложение
- Работа над словосочетанием
- Связная речь
- Вспомним лето (6 ч)
- Осень (14 ч)
- О дружбе и товариществе (10 ч)
- Зима-волшебница (16 ч)
- В борьбе за великую Родину (19 ч)
- Весна (16 ч)
- Наша Родина (24 ч)
- Фонетика грамматика, правописание
- И развитие речи (136 ч)
- Повторение (20, ч)
- Повторение в начале года (15 ч)
- Итоговое повторение (5 ч)
- Слово (106 ч)
- Части речи
- Предложение
- Связная речь
- Чистописание
- Словарь
- Чтение и развитие речи (140 ч)
- Основные требования к знаниям и умениям учащихся
- IV класс развитие речи (105 ч) Слово
- Предложение
- Связная речь
- Устное народное творчество (6 ч)
- Итоговое повторение (10 ч)
- Слово (145 ч)
- Части речи
- Предложение
- Связная речь
- Чистописание
- Словарь
- Чтение и развитие речи (140 ч)
- Развитие речи
- Грамматика и правописание
- Специфические (дисграфические) ошибки
- Морфологические аграмматизмы
- Синтаксические аграмматизмы
- Лексические ошибки
- Оценка контрольных диктантов
- Оценка грамматических заданий
- Оценка изложений и сочинений
- Оценка устных ответов по грамматике и правописанию
- Итоговая, оценка знаний и умений учащихся
- Оценка чтения