Коррекция нарушений речи
Индивидуальные занятия
Обследование учащихся. Исследование понимания речи; состояние звуковой стороны речи (звукопроизношение, звукослоговая структура слов, темп, ритм, паузация, интонационная выразительность); фонематического восприятия и анализа; лексики, грамматического строя, связной речи; зрительно-пространственных функций (зрительного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, зрительной памяти); процесса чтения и письма. Выявление индивидуальных затруднений в устной и письменной речи.
Развитие зрительно-пространственных функций. Закрепление дифференциации графически сходных печатных и рукописных букв.
Развитие артикуляционной моторики (подвижности, точности, координации, плавности переключения, объема движений). Выработка артикуляторных движений, необходимых для произношений шипящих звуков.
Закрепление произношения звуков й, л, л’, р, р’, ш, ж в словах, предложениях, связной речи.
Постановка и автоматизация звука щ.
Постановка и автоматизация звука ч.
Индивидуальная работа по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова. Воспроизведение трех- и четырехсложных слов со стечением согласных (зернышко, помчался, одуванчик).
Преодоление индивидуальных затруднений в слоговом и фонематическом анализе слов сложной звукослоговой структуры (скамейка, мурзилка).
Автоматизация умения определять количество и последовательность снов в предложении (на материале предложений из 4-6 слов с предлогами).
Закрепление в спонтанной речи сложных форм словоизменения и словообразования (предложно-падежных конструкций существительных; согласования прилагательного и существительного, образования прилагательных от существительных, дифференциации глаголов с приставками и др.).
Уточнение значения слов, отработанных на уроках по развитию речи, обучению грамоте.
Преодоление индивидуальных затруднений в построении связны высказываний (составление с помощью учителя небольших текстов-описаний в процессе работы по автоматизации звуков в связной речи).
Устранение нарушений чтения и письма.
Фронтальные занятия (102 ч)
(1-й вариант)
Развитие эмоциональной выразительности устной речи. Закрепление логического и вербального ударения.
Закрепление навыков четкого и правильного произношения звуков в устной речи.
Дифференциация твердых и мягких согласных. Обозначение мягкости согласных с помощью гласных е, ё, ю, я, и. Употребление ь после мягких согласных в конце и в середине слова. Дифференциация звонких и глухих согласных. дифференциация смычных звонких и глухих согласных б-п, д-т, г-к в словах, предложениях, тексте.
Дифференциация свистящих и шипящих звуков: с-з, ш-ж, с-ш, з-ж, с-ц, ц-т.
Автоматизация звука щ в слогах, словах, предложениях, текстах. Автоматизация звука ч в слогах, словах, предложениях, текстах. Дифференциация звуков с’-щ, ч-т’, ч-ц, ш-щ, щ-ч.
Развитие звукослоговой структуры слова:
воспроизведение серий слогов с оппозиционными звуками и со стечением согласных (ща-ча-ча-ща, пчи-пте-пчи и т.д.);
воспроизведение серий слогов с меняющимся ударением;
воспроизведение трех- и четырехсложных слов с 2-3 стечениями согласных (распустились, простокваша).
Закрепление фонематического анализа на материале слов сложной звукослоговой структуры. Определение количества, последовательности, места звуков в слове (какой по счету, соседи звука). Составление графических схем слов, их сравнение, подбор слов, сходных по звукослоговой структуре (бутылка - копилка, дворник - плотник). Звуковой анализ различных форм слова, определение сходства и различия (дома - домом - домами). Выделение слов определенной звукослоговой структуры из предложений, текста.
Закрепление слогового анализа слов сложной слоговой структуры с опорой на гласные звуки. Определение ударного слога и ударного гласного звука.
Развитие анализа предложений на слова (на материале предложений из 5-6 слов с предлогами).
Уточнение и обогащение словаря с учетом программы по развитию речи.
Закрепление форм словоизменения и словообразования (употребление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов, согласование прилагательного с существительным, образование приставочных глаголов и их дифференциация, образование прилагательных от существительных).
Развитие связно речи (пересказ, рассказ, повествование, описание с использованием наглядности, с помощью учителя) в процессе автоматизации и дифференциации звуков в связной речи.
Коррекция нарушений чтения и письма. Работа над наиболее распространенными ошибками чтения и письма и их, механизмами.
Анализ трудных случаев написания слов. Сравнение количества звуков и букв в словах. Употребление разделительного ь и ъ, употребление гласных после ь и ъ.
Фронтальные занятия (102 ч)
(2-й вариант)
Формирование речевого дыхания, длительности и плавности речевого выдоха. Развитие синхронности речевого дыхания и голоса.
Развитие эмоциональной выразительности устной речи. Закрепление логического и вербального ударения.
Закрепление навыков четкого и правильного произношения звуков в устной речи.
Развитие артикуляторной моторики. Обеспечение правильного и точного выполнения артикуляторных движений. Нормализация тонуса, темпа движений, плавности переключения от одного движения к другому, ритма, координации, объема движений.
Закрепление артикуляции и звучания правильно произносимых звуков. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков, не требующих коррекции: м-м’, х-х’, п-п’, к-к’, в-в’, т-т’, н-н’ (с учетом последовательности усвоения букв по букварю с определенным опережением).
Постановка (на индивидуальных занятиях) и автоматизация свистящих звуков с, с’, з, з’, ц.
Дифференциация звуков с-с’, з-з’, с-з, с-ц.
Закрепление звукослоговой структуры слов, включающих свистящие звуки:
повторение слоговых рядов с оппозиционными звуками типа соц-цос, за-са-за, ста-сто-сту с меняющимся ударением;
закрепление произношения слов различной структуры со свистящими звуками в начале слова (самолет, скамья, старуха), в середине (косынка, капуста), в конце слова (пылесос).
Постановка(на индивидуальных занятиях) и автоматизация звуков л, л’.
Дифференциация звуков л-л’ изолированно, в слогах, словах, предложениях.
Закрепление звукослоговой структуры слов со стечением согласных, включающих звуки л-л’ типа клумба, колбаса, свекла, каникулы, велосипед.
Постановка (на индивидуальных занятиях) и автоматизация звуков р-р’.
Дифференциация звуков р-р’.
Закрепление звукослоговой структуры слов со стечением согласных, включающих звуки р-р’ (паркет, тетради, квартира).
Дифференциация звуков р-л, р’-л’, л’-й, р’-й изолированно, в слогах, словах, предложениях.
Закрепление звукослоговой структуры:
двухсложных слов с двумя стечениями согласных (кнопка, стайка, плотник);
трехсложных слов с одним-двумя стечениями согласных (рыбалка, спасибо, скамейка, рисунки, шкатулка).
Постановка (на индивидуальных занятиях) и автоматизация звуков ш, ж.
Дифференциация звуков ш-ж изолированно, в слогах, словах, предложениях.
Закрепление произношения серий слогов и слов различной структуры со звуками ш-ж:
повторение слоговых рядов с оппозиционными звуками жа-ша-жа, шож-жош;
закрепление произношения слов различной структуры с шипящими звуками (шкаф, шапка, шторы, каштаны, катушка).
Дифференциация отработанных свистящих и шипящих звуков с-ш, з-ж.
Закрепление звукослоговой структуры серий слогов и слов:
воспроизведение серий слогов со стечением согласных дра-дро-дру, кра-кро-кру-кры;
воспроизведение звукослоговой структуры двухсложных слов с двумя стечениями согласных (кнопка, стайка, плотник);
воспроизведение трехсложных слов с одним-двумя стечениями согласных (рыбалка, спасибо, скамейка, рисунки, шкатулка).
Автоматизация звука щ в слогах, словах, предложениях и текстах.
Автоматизация звука ч в слогах, словах, предложениях, текстах.
Дифференциация звуков с’-щ, ч-т’, ч-ц, ш-щ, щ-ч.
Развитие звукослоговой структуры слова:
воспроизведение серий слогов с оппозиционными звуками и со стечением согласных (ща-ча-ча-ща, пчи-пте-пчи и др.);
воспроизведение серий слогов с меняющимся ударением;
воспроизведение трех- и четырехсложных слов с двумя-тремя стечениями согласных (распустились, простокваша).
Коррекция нарушений чтения и письма. Работа над наиболее распространенными ошибками чтения и письма и их механизмами.
Анализ трудных случаев написания слов. Сравнение количества звуков и букв в словах. Употребление разделительного ь и ъ, употребление гласных после ь и ъ.
Закрепление фонематического анализа на материале слов сложной звукослоговой структуры (4-5 слогов). Определение количества, последовательности, места звуков в слове (какой по счету, соседи звука). Составление графических схем слов, их сравнение, подбор слов, сходных по звукослоговой структуре (бутылка - копилка, дворник - плотник). Звуковой анализ различных форм слова, определение сходства и различия (дома - домом - домами). Выделение слов определенной звукослоговой структуры из предложений, текста.
Закрепление слогового анализа слов сложной слоговой структуры с опорой на гласные звуки. Определение ударного слога и ударного гласного звука. Закрепление терминов «слово», «слог», «звук», «согласный звук», «гласный звук», «мягкий звук».
Развитие анализа предложений на слова (на материале предложений из 5-6 слов с предлогами).
Уточнение и обогащение словаря с учетом программы по развитию речи.
Закрепление форм словоизменения и словообразования (употребление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов, согласование прилагательного с существительным, образование приставочных глаголов и их дифференциация, образование прилагательных от существительных).
Развитие связной речи (пересказ, рассказ-повествование, описание с использованием наглядности, с помощью учителя) в процессе автоматизации и дифференциации звуков в связной речи.
- Авторы программы:
- Базисный учебный план (подготовительный - IV классы) Объяснительная записка
- Базисный учебный план начальных классов специальной Образовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи
- Программы русский язык Объяснительная записка
- Обучение грамоте
- Фонетика, грамматика. Правописание и развитие речи
- Чтение и развитие речи
- Коррекция нарушений речи
- Программа
- Подготовительный класс
- Развитие речи (102 ч)
- Предложение
- Связная речь
- Наш класс, наша школа (15 ч)
- Осень (14ч)
- Обучение грамоте (102 ч)
- Основные требования к знаниям и умениям учащихся
- 1 Класс развитие речи (102 ч) Слово
- Предложение
- Связная речь
- Наша школа, наш класс (15 ч)
- Осень (16 ч)
- Наш дом, моя семья (12 ч)
- Зима (15 ч)
- Наш город (село) (14 ч),
- Весна (12 ч)
- Родная страна (12 ч)
- Устное народное творчество (6 ч)
- Коррекция нарушений речи
- Обучение грамоте (136 ч) Букварный период Звуки и буквы
- Предложение
- Чистописание
- Словарь
- Обучение грамоте (170 ч) (2-й вариант) Добукварный период (40 ч)
- Предложение
- Чистописание
- Основные требования к знаниям и умениям учащихся
- II класс развитие речи (105 ч) Слово
- Предложение
- Связная речь
- Вспомним лето (8 ч)
- О ваших друзьях-животных (10 ч)
- Осень(14 ч)
- Наша школа (10 ч)
- Наш дом (10 ч)
- Наш город (село) (10 ч)
- Зима (14ч)
- Весна (12 ч)
- Родная страна (14 ч)
- Устное народное творчество (5 ч)
- Коррекция нарушений речи
- Фонетика, грамматика, правописание
- И развитие речи (136 ч)
- Повторение (20 ч)
- Повторение в начале года (15 ч)
- Итоговое повторение (5 ч)
- Предложение
- Связная речь
- Чистописание
- Словарь
- Внеклассное чтение (35ч)
- Основные требования к знаниям и умениям учащихся
- III класс развитие речи (105 ч) Слово
- Предложение
- Работа над словосочетанием
- Связная речь
- Вспомним лето (6 ч)
- Осень (14 ч)
- О дружбе и товариществе (10 ч)
- Зима-волшебница (16 ч)
- В борьбе за великую Родину (19 ч)
- Весна (16 ч)
- Наша Родина (24 ч)
- Фонетика грамматика, правописание
- И развитие речи (136 ч)
- Повторение (20, ч)
- Повторение в начале года (15 ч)
- Итоговое повторение (5 ч)
- Слово (106 ч)
- Части речи
- Предложение
- Связная речь
- Чистописание
- Словарь
- Чтение и развитие речи (140 ч)
- Основные требования к знаниям и умениям учащихся
- IV класс развитие речи (105 ч) Слово
- Предложение
- Связная речь
- Устное народное творчество (6 ч)
- Итоговое повторение (10 ч)
- Слово (145 ч)
- Части речи
- Предложение
- Связная речь
- Чистописание
- Словарь
- Чтение и развитие речи (140 ч)
- Развитие речи
- Грамматика и правописание
- Специфические (дисграфические) ошибки
- Морфологические аграмматизмы
- Синтаксические аграмматизмы
- Лексические ошибки
- Оценка контрольных диктантов
- Оценка грамматических заданий
- Оценка изложений и сочинений
- Оценка устных ответов по грамматике и правописанию
- Итоговая, оценка знаний и умений учащихся
- Оценка чтения