logo search
Все лекции по Отечественной истории

1. Отношение государства к вопросу о крепостных крестьянах.

Несмотря на реакционные взгляды Николая I, он как глава государства и патриот постепенно осознавал всю пагубность для судеб страны кре­постничества, которое могло вызвать новую пугачевщину, задержива­ло экономическое развитие, ослабляло военный потенциал. Для решения этого вопроса были предприняты следующие меры.

• Создано несколько Секретных комитетов для обсуждения и разработки проекта реформы крепостных крестьян.

• В 1842 г. издан указ об «обязанных крестьянах», который под­твердил монопольное право помещиков на землю и разрешил им по своей воле предоставлять личную свободу крестьянам с выделением им надела не в собственность, как по закону 1803 г. о «вольных хлебо­пашцах», а только в пользование. За полученную землю крестьянин обязан был нести повинности, нормы которых фиксировались и не мог­ли увеличиваться по инициативе помещика. Практического значения этот указ не имел, так как им сумело воспользоваться всего около 27 тыс. человек мужского пола.

• В 1847 г. в западных губерниях (Белоруссии и Правобережной Украине), где помещики были преимущественно поляки-католики и интересы русского дворянства не ущемлялись, была проведена инвен­тарная реформа (т. е. зафиксированы размеры крестьянских наделов и повинностей в пользу помещиков, которые впредь нельзя было изме­нять).

Всего было издано более 100 указов по «крестьянскому вопросу», но этими минимальными реформами, не улучшившими положение по­мещичьих крестьян, дело и ограничилось. Николай I, признавая, что крепостное право — зло, но опасаясь общественных потрясений, вы­званных его отменой, в итоге пришел к выводу, что «прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным».

2. Реформа государственной деревни. Более активно и целеуст­ремленно государство действовало по отношению к государственным крестьянам. Реформа, проведенная в 18371841 гг. министром госу-

306

дарственных имуществ графом 77. Д. Киселевым, упорядочила как от­ношения государства с крестьянами, так и наделение их землей, укре­пила крестьянское самоуправление, привела к открытию больниц и сельских школ, но сохранила и даже увеличила повинности крестьян, усилила полицейский надзор за ними. Кроме того, реформа должна бы­ла подтолкнуть и помещиков к улучшению быта своих крестьян. Она стала первым опытом масштабных преобразований в деревне.

3. Политика в отношенни дворянства и купечества. В целях предотвращения «размывания» дворянства под воздействием ры­ночных отношений и проникновения в его ряды значительного числа представителей других сословий правительство приняло следующие меры.

• В 1832 г. для верхов городского населения (крупных капитали­стов, купцов первой гильдии, ученых, художников, писателей, священ­ников, мелких чиновников), имевших заслуги перед государством, была создана новая привилегированная категория — «почетных граждан».

В 1845 г. вышел указ, затруднявший получение потомственного и личного дворянства за выслугу. Например, если по «Табели о рангах» право на получение потомственного дворянства давал 8-й класс граж­данской службы, то теперь — лишь 4-й.

Таким образом, в результате принятых законов сохранялась эли­тарная замкнутость дворянства, а купечество и интеллигенция получа­ли некоторые привилегии, но без перехода в сословие дворянства.

4. Экономическая политика содержала некоторые прогрессив­ные меры. Была проведена денежная реформа министра финансов Е. Ф. Канкрина, направленная на упорядочение денежного обращения. Правительство, предоставляя заказы и кредиты, стимулировало пред­принимательство, началось строительство первой железной дороги. В области внешней торговли проводилась политика протекционизма, за­щищавшая высокими таможенными пошлинами интересы отечествен­ной экономики и приносившая доход государственной казне.

Но сохранение крепостничества тормозило формирование рынка вольнонаемной рабочей силы, препятствовало накоплению капиталов, что, естественно, стояло на пути развития предпринимательства.