Чтение и развитие речи (140 ч)
Тематика чтения
Устное народное творчество (15 ч)
Знакомство с произведениями устного народного творчества (пословицы, русские народные песни, загадки, сказки, шутки, прибаутки, скороговорки, былины).
Картины родной природы.
Лето Осень (13 ч)
Картины летней и осенней природы, труда людей в изображении писателей, поэтов и в народном творчестве. Рассказы И. Соколова-Микитова, Л. Толстого, К. Паустовского, И. Тургенева, В. Астафьева. Стихи. А. Кольцова, А. Майкова, Ф. Тютчева, И. Бунина, А. Пушкина, С. Есенина, М. Исаковского, Б. Пастернака, Н. Рубцова.
Классики русской литературы (32 ч)
Знакомство с произведениями В. Жуковского, А.. Пушкина, И. Крылова, М. Лермонтова, А. Кольцова, В. Одоевского, И. Сурикова, К. Рылеева, И. Никитина, Н. Некрасова, Л Толстого, С. Дрожжина, М. Салтыкова-Щедрина, Д. Мамина-Сибиряка, А. Чехова, А. Куприна, В. Гаршина.
Картины родной природы. Зима, весна (10 ч)
Картины зимней природы (К. Паустовский, А. Пушкин, С. Есенин, С. Аксаков).
Картины весенней природы (А. Чехов, Ф. Тютчев, Н. Гоголь, А. Куприн, Н. Некрасов).
Писатели - детям (50 ч)
Произведения о страницах истории нашей Родины (рассказы М. Горького, С. Алексеева, А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Катаева, Б. Полевого, В. Лидина; стихи А. Твардовского, К. Симонова).
Произведения о детях и для детей (С. Маршак, В. Маяковский, Е. Шварц, Л. Кассиль, К. Паустовский, Н. Носов).
Классики зарубежной литературы (20 ч)
Сказки Г.-Х. Андерсена, произведения Р. Киплинга, М. Твена, В. Гюго, Э. Сетон-Томпсона.
Произведения для заучивания наизусть
И. Бунин. «Листопад» (отрывок).
А. Пушкин. «Унылая пора! Очей очарованье…».
С. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы...».
А. Пушкин. «3имняя дорога».
Н. Некрасов. «Крестьянские дети» (отрывок).
И. Крылов. Басня (по выбору).
М. Лермонтов. «Утес».
А. Пушкин. «В тот год осенняя погода...».
Ф. Тютчев. «Весенние воды».
С. Маршак. «Рассказ о неизвестном герое» (отрывок).
С. Есенин. «Поет зима - аукает...».
Навыки чтения
I полугодие. Сознательное, правильное, выразительное чтение целыми словами с использованием пауз, логических ударений, тона и темпа чтения для выражения понимания смысла читаемого текста и своего отношения к его содержанию. Темп чтения незнакомого текста – 60-70 слов в минуту.
II полугодие. Сознательное чтение про себя разных по жанру произведений. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению.
Темп чтения незнакомого текста – 70-80 слов в минуту.
Работа с текстом. Связная речь. Определение основной мысли текста. Понимание скрытого, непосредственно не сформулированного смысла произведении. Умение самостоятельно установить динамику событий, причинно-временную их последовательность, выделить основные признаки описываемых явлений, главные характерные качества действующих лиц читаемого произведения, мотивов их проведения. Определение своего отношения к поступкам героев. Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Коллективное и самостоятельное составление вербального, графического плана текста.
Установление межфразовой связи в тексте (лексических повторов, местоимений, союзов, использование специальных слов для связи между предложениями).
Составление развернутых, сжатых пересказов текста. Творческие пересказы с изменением лица, времени, места. Умение придумать продолжение рассказа и связно его оформить. Пересказы с элементами описания и рассуждения.
Самостоятельное нахождение фрагментов текста для ответа на поставленные, вопросы, характеризующих действующих лиц, отношение автора к событиям и персонажам, описаний природы. Объяснение устойчивых словосочетаний (фразеологизмов) в тексте.
Определение жанра читаемого произведения (сказка, рассказ, басня, стихотворение), их основных особенностей.
Использование при пересказе эпитетов, сравнений и других средств для большей эмоциональности, выразительности речи при передаче содержания прочитанного.
Использование разнообразных просодических средств (изменение темпа, ритма, интонации, использование пауз, логического ударения) для более точного и выразительного выражения содержания прочитанного.
Работа с книгой. Умение ориентироваться в учебной книге по оглавлению, находить нужные разделы и произведения. Анализ Вопросов и заданий к тексту. Самостоятельная подготовка ответов на вопросы и задания.
Внеклассное чтение
Круг чтения или учебный материал: русская, современная и зарубежная детская книга (художественная, научно-популярная, справочная), для младшего и среднего (выборочно) школьного возраста. Детская периодическая печать.
Тематика чтения: книги по истории нашей Родины писателей-классиков и современных авторов (С. Алексеев, Н. Надеждина, Я. Гордин, О Тихомиров), книги о науке и технике, книги о природе (Э. Сетон-Томпсон, И. Робертс, Н. Сладков, Ю. Дмитриев). Стихи поэтов-классиков ХIХ - начала ХХ века для детей. Русские сказки (волшебные, бытовые, о животных). Книги о путешествиях и приключениях (А. Сент-Экзюпери, Дж. Свифт, Д. Дефо, М. Рид, Ф. Купер). Книги современных (русских и зарубежыых писателей о детях.
Книги-справочники для детей, книги о книгах.
Работа с детской книгой: формирование интереса к внеклассному чтению. Умение выбрать нужную книгу по определенной теме, используя каталог, рекомендательный указатель, умение использовать открытый доступ к книжным полкам. Практическое закрепление этих умений во время экскурсий в школьную библиотеку, в детскую библиотеку района, города. Умение пользоваться доступными библиотечными справочниками, оформить заказ на нужную книгу.
Умение самостоятельно подготовить рассказ по определенной тематике, используя различные литературные источники (художественные произведения, периодическую детскую печать, детские журналы, рекомендуемые научно-популярные детские издания).
Формирование умения кратко и связно излагать содержание, выделяя существенное, с элементами рассуждений.
Знание 3—5 книг каждого из известных детских писателей и поэтов.
Анализ детской периодики, привлечение детей к систематическому чтению детских журналов и газет, к выступлениям в классе по анализу их содержания. Использование материалов детской периодики на уроках по различным предметам.
Формирование навыка анализа содержания незнакомой книги на основе знакомства с ее элементами (заглавие, титульный лист, оглавление, предисловие, иллюстрации, заголовки, послесловие).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
понимать и активно использовать в речи отработанную лексику, различать и подбирать синонимы, антонимы, понимать слова и выражения с переносным значением;
правильно согласовывать прилагательные и существительные во всех падежах единственного и мi1жественного числа без предлогов и с предлогами;
правильно использовать в речи глаголы с различными приставками;
употреблять в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, выражающие пространственные, временные, причинно-следственные отношения;
составлять пересказ прочитанного или прослушанного текста с сокращением, расширением, изменением лица и времени;
самостоятельно составлять устные рассказы по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке, на заданную тему, по личным наблюдениям;
составлять рассказы-описания, простые рассказы с элементами рассуждения;
производить фонетический разбор слов сложной звукослоговой структуры (трех-, четырехсложные слова со стечением согласных);
анализировать морфологическую структуру слова: определять в слове корень, приставку, суффикс, окончание;
производить разбор слова как части речи: определять род, число падеж имени существительного и имени прилагательного, время, число, спряжение глагола, род глаголов прошедшего времени в ёдинственном числе;
осуществлять элементарный синтаксический разбор предложения: определять вид предложения, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
сознательно читать, вслух и про себя различные по жанру произведения. Самостоятельно готовиться к выразительному чтению. Темп чтения текста – 70-80 слов в минуту;
самостоятельно выбирать, читать и понимать детские книги в соответствии а рекомендательным списком;
орфографически правильно списывать и писать под диктовку текст. (60-70 слов) с изученными орфограммами: безударные гласные в корне слов,: падежные окончания имен существительных и имен прилагательных, разделительный ь и ъ, мягкий, знак после шипящих на конце существительных женского рода, в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа, знаки препинания между однородными членами (при перечислении, при употреблении союзов а, но);
писать изложения (50-60 слов) по коллективно составленному плану. Учащиеся должны знать:
части слова: корень, окончание, суффикс, приставка;
части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, их основные грамматические признаки;
члены предложения: главные, и второстепенные (без деления второстепенных членов на виды), однородные члены предложения;
наизусть 10-15 стихотворений.
Рекомендации к оценке знаний и умений учащихся
- Авторы программы:
- Базисный учебный план (подготовительный - IV классы) Объяснительная записка
- Базисный учебный план начальных классов специальной Образовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи
- Программы русский язык Объяснительная записка
- Обучение грамоте
- Фонетика, грамматика. Правописание и развитие речи
- Чтение и развитие речи
- Коррекция нарушений речи
- Программа
- Подготовительный класс
- Развитие речи (102 ч)
- Предложение
- Связная речь
- Наш класс, наша школа (15 ч)
- Осень (14ч)
- Обучение грамоте (102 ч)
- Основные требования к знаниям и умениям учащихся
- 1 Класс развитие речи (102 ч) Слово
- Предложение
- Связная речь
- Наша школа, наш класс (15 ч)
- Осень (16 ч)
- Наш дом, моя семья (12 ч)
- Зима (15 ч)
- Наш город (село) (14 ч),
- Весна (12 ч)
- Родная страна (12 ч)
- Устное народное творчество (6 ч)
- Коррекция нарушений речи
- Обучение грамоте (136 ч) Букварный период Звуки и буквы
- Предложение
- Чистописание
- Словарь
- Обучение грамоте (170 ч) (2-й вариант) Добукварный период (40 ч)
- Предложение
- Чистописание
- Основные требования к знаниям и умениям учащихся
- II класс развитие речи (105 ч) Слово
- Предложение
- Связная речь
- Вспомним лето (8 ч)
- О ваших друзьях-животных (10 ч)
- Осень(14 ч)
- Наша школа (10 ч)
- Наш дом (10 ч)
- Наш город (село) (10 ч)
- Зима (14ч)
- Весна (12 ч)
- Родная страна (14 ч)
- Устное народное творчество (5 ч)
- Коррекция нарушений речи
- Фонетика, грамматика, правописание
- И развитие речи (136 ч)
- Повторение (20 ч)
- Повторение в начале года (15 ч)
- Итоговое повторение (5 ч)
- Предложение
- Связная речь
- Чистописание
- Словарь
- Внеклассное чтение (35ч)
- Основные требования к знаниям и умениям учащихся
- III класс развитие речи (105 ч) Слово
- Предложение
- Работа над словосочетанием
- Связная речь
- Вспомним лето (6 ч)
- Осень (14 ч)
- О дружбе и товариществе (10 ч)
- Зима-волшебница (16 ч)
- В борьбе за великую Родину (19 ч)
- Весна (16 ч)
- Наша Родина (24 ч)
- Фонетика грамматика, правописание
- И развитие речи (136 ч)
- Повторение (20, ч)
- Повторение в начале года (15 ч)
- Итоговое повторение (5 ч)
- Слово (106 ч)
- Части речи
- Предложение
- Связная речь
- Чистописание
- Словарь
- Чтение и развитие речи (140 ч)
- Основные требования к знаниям и умениям учащихся
- IV класс развитие речи (105 ч) Слово
- Предложение
- Связная речь
- Устное народное творчество (6 ч)
- Итоговое повторение (10 ч)
- Слово (145 ч)
- Части речи
- Предложение
- Связная речь
- Чистописание
- Словарь
- Чтение и развитие речи (140 ч)
- Развитие речи
- Грамматика и правописание
- Специфические (дисграфические) ошибки
- Морфологические аграмматизмы
- Синтаксические аграмматизмы
- Лексические ошибки
- Оценка контрольных диктантов
- Оценка грамматических заданий
- Оценка изложений и сочинений
- Оценка устных ответов по грамматике и правописанию
- Итоговая, оценка знаний и умений учащихся
- Оценка чтения