logo search
Гаврилова Л

Искусство мейстерзингеров

начительную роль в музыкальной культуре Германии вXVIвеке игралоискусство мейстерзингеров: нем. Meistersinger - «мастера пения» Оно пришло на смену рыцарскомуминнезангуво второй половинеXIIIвека и возникло в бюргерской среде. Основателем мейстерзанга принято считать Генриха из Мейссена по прозвищу Фрауенлоб (примерно 1250-1318). Его окружали почитатели и ученики, обучавшиеся у него искусству стихотворства и пения. Благодаря Фрауенлобу в Майнце возникла первая «певческая школа», проложившая путь другим подобным школам, которые сыграли важную роль в развитии мейстерзанга. Со временем певческие школы переросли в корпорации, состоявшие из ремесленников, любителей церковного и светского пения.

У певческих школ был свой распорядок и правила, впоследствии зафиксированные в так называемых табулатурах. Эти своды правил регламентировали взаимоотношения между членами братства, руководили поэтом в его творческой практике, регулировали манеру исполнения песен. Называться мастером пения мог лишь тот, кто постиг искусство мейстерзанга, начиная с усвоения «правил» и заканчивая сочинением «пробной песни», по которой оценивалась творческая зрелость поэта. По праздникам мейстерзингеры устраивали торжественные поэтические состязания, победителю вручался венок с изображением царя Давида — покровителя певцов. На певческом состязании победу одерживал именно тот, кто менее других нарушал принятые правила, за соблюдением которых бдительно следили «метчики» (специальные наблюдатели, отмечавшие на доске мелом все нарушения). Особое место занимало так называемое «застольное пение» — за кружкой пива или вина члены братства распевали увеселительные песни.

Первые мейстерзингеры писали исключительно на религиозно-дидактические темы, однако репертуар последующих поэтов-мейстерзингеров был более широк. Они обращались к истории, литературе, текущим событиям, миру природы, этическим вопросам, восхвалению искусства мейстерзанга. Первоначально для песен выбирались уже известные мелодии, и только с XVIвека мейстерзингеры начали сочинять собственные напевы. Одним из самых знаменитых мейстерзингеров был уроженец НюрнбергаГанс Сакс (1494-1576), немецкий поэт, мейстерзингер, принадлежащий к ремесленному цеху башмачников. Будучи практически самоучкой, он, тем не менее, был необычайно талантливым автором, играл на гитаре и пользовался популярностью. Сакс написал свыше 5 тысяч песен. Помимо этого – драматические фарсы (“Schwänke”), сценки и пьесы («Земля обетованная», 1530; «Школяр в раю», 1550), так как был актером и руководителем любительской труппы. Яркое художественное воплощение образ Сакса получил в опере Р. Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры».

Со второй половины XVIIвека в связи с кризисом цехового ремесла начался упадок мейстерзанга. Несмотря на это мейстерзингеры еще довольно долго продолжали свою деятельность. Последняя певческая школа перестает существовать только в 1875 году в городе Меммингене.