logo
Гаврилова Л

Основные периоды

ринятая в современном искусствознании периодизация Средневековья ориентирована на архитектурный стиль, как наиболее полно репрезентирующий особенности художественного мышления эпохи. Период 5-10 вв. называетсядороманским, в 11-12 вв. доминирует романский стиль, который в конце 12 в. сменяется готическим. Поздний архитектурный готический стиль (15-16 вв., т. н. «пламенеющая готика») в некоторых странах (Франция) сосуществовал с искусством Ренессанса. Возрождение, относясь с пренебрежением к варварским наследникам Рима, не заметило значимости искусства Средневековья, объявив его варварским. Лишь в 20 веке открылась ценность его художественных исканий, проявился интерес к духовному миру Средневековья.

Термин романский был введен в 1825 году французским археологомАрсисом-де-Комоном.Он дал подобное название эпохе, следующей за Каролингским возрождением. Определение связано с мнением, бытующим среди французских археологов, о подражательном характере искусства данного периода времени. Они называли его испорченным вариантом позднероманского искусства.Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Церкви63 украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах выражавшими могущество Бога. Значительное развитие получила книжная миниатюра, ювелирная пластика, изделия прикладного искусства

Термин готический (от итал. gotico, букв. — готский, от названия германского племени готов)приписывается Дж.Вазари64. Но по легенде впервые Рафаэль в докладе папе Льву Х назвал искусство, предшествовавшее Возрождению, варварским - готическим, считая искусство Средневековья порождением варварского племени готов, разрушивших Рим в 410. Родина готики — Франция, королевская область Иль-де-Франс, откуда она распространилась как знак королевской власти по Франции, в конце 12 в. стиль пришел и в остальные страны Западной Европы. Главным созданием готического искусства во Франции стал городской собор, возводившийся большими строительными артелями (ложами) и отличавшийся совершенством архитектурной конструкции, богато украшенный скульптурными изображениями и витражами. Каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, шпилями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Пронизанное светом внутреннее пространство храмов обрело единство. В целом, архитектура средневекового собора порождала мысль о гармонии и многообразии божественного универсума.