Предпосылки для формирования композиторской школы европейского значения
ХV– началеXVIвека Нидерланды75 были едва ли не самым могущественным и процветающим государством Европы. Это был своеобразный перекресток мировой торговли – крупный морской порт. В стране активно развивалась промышленность, особенно сукнодельческие фабрики. Не случайно города Нидерландов являлись крупнейшими центрами науки, философии и искусства. В области философии и литературы крупнейшими фигурами являлись Эразм Роттердамский и Ян Руисброк. Особенно высокого развития достигает музыка, которая звучала повсюду, сопровождая все стороны общественной жизни: в соборах, во дворцах, в купеческих и цеховых собраниях, в частных домах и на улицах. По свидетельствам иноземцев, посещавших страну, народ Нидерландов был необыкновенно музыкален. Бюргерская – городская культура определяла многое, как в профессиональном, так и народном искусстве. Особую роль в светской культуре играли капеллы, создаваемые при дворах влиятельных феодалов, герцогов и князей. Помимо этого, существовали объединения народных музыкантов и «риторические камеры» - литературно-ремесленные цеха (близкие немецким мейстерзингерам76), где большую роль уделяли музыке. При кафедральных соборах создавались специальные школы певчих –метризы, которые можно назвать первыми профессиональными учебными музыкальными заведениями в Европе. Там изучали не только музыку, но и все семь свободных искусств тривия (грамматика, риторика, диалектика) и квадривия (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Именно из метриз вышли известные нидерландские музыканты и ученые.Все эти социально-исторические условия создали благоприятную почву для формирования в ХVвеке в Нидерландах крупнейшей композиторской школы. Она стала наследницей высокоразвитой французской полифонической культуры, что объяснялось не только территориальным соседством с Францией. Но тем обстоятельством, что, начиная с 1384 года, различные области Нидерландов захватывались правителями герцогства Бургундского, а к 1441 году страна была полностью включена в состав Бургундского герцогства. В 1477 году Нидерланды были присоединены в империи Габсбургов – «Священной Римской империи немецкой нации». Данными историческо-социальными особенностями предопределяется двойственный характер нидерландской культуры – это коснулось и особенностей языка, и общности с сокровищницей немецкой народной песни, и преемственностью с французскими музыкальными традициями.
Непосредственным предшественником нидерландской полифонической школы была бургундская группа французских музыкантов, которую можно рассматривать как своего рода французский компонент того, что станет нидерландской школой. Это Пьер Фонтен, Рихард де Локевиль, Никола Гренон, Арнольд и Гуго де Лантен, Иоганн де Лимбургия и некоторые другие французские мастера, действовавшие в герцогстве Бургундском, главным образом в кафедральном соборе Камбрэ или при дворе герцога Филиппа Доброго. Они представляли в основном французскую полифоническую традицию, хотя были не чужды и итальянским влияниям. Достаточно сказать, что Фонтен, Гренон, оба де Лантена побывали в Италии, и им доводилось также работать в Риме.
- Часть I
- Музыка в культуре первобытного общества
- Основные черты первобытного искусства
- Магический обряд. Пантомима.
- Мифологические представления
- Музыка в культуре древних цивилизаций
- Хронограф Шумер
- Шумерская культура
- Исследования Шумера
- Вавилонское царство и Ассирия
- Археологические исследования Вавилона
- Письменность
- Литературные памятники
- Эпос о Гильгамеше
- Музыкальная культура
- Египетская культура
- Пирамиды
- Культура в период Среднего и Нового царства
- Мумификация и изобразительный канон в рельефе.
- Письменность. Литература.
- «Книга мертвых»
- Религиозные представления
- Мистерии
- Индийская культура
- Хараппская цивилизация
- Древняя Индия
- Ведическая литература
- Китайская культура
- Музыкальная теория
- Инструменты
- «Книга песен»
- Музыкальная культура античности периодизация
- Хронограф
- Общая характеристика художественной культуры Античности.
- Крито-микенская культура
- Гомеровская Греция «Одиссея» и «Илиада»
- Архаический период
- Греческая классика
- Эллинистическое искусство
- Римское искусство
- Музыка в Древней Греции
- Музыка и музы
- Аэды и поэты
- Музыкальные инструменты
- Музыкально-теоретические представления
- Ah c d e f g a h c d e f g a
- Воспитательная роль музыки
- Древнегреческий театр
- Культ Диониса и дифирамб.
- Организация состязаний в дни Великих Дионисий
- Жанровые и композиционные особенности трагедии
- Некоторые вопросы теории драмы
- Комедия
- Драматурги
- Музыкальная культура средневековья периодизация
- Хронограф
- Общая характеристика художественной культуры Средневековья
- Основные периоды
- Исторические сведения
- Христианство
- Особенности архитектуры средневекового собора как отражение художественной картины мира Средневековья
- 2. Истоки литургической музыки.
- Пение псалмов Давида
- Слово и музыка. Аллилуйя
- Псалмодическое пение
- Типы псалмодирования
- Антифонарий Григория Великого
- Каролингское возрождение
- Каролингская традиция богослужений
- Суточные богослужения
- Оффиций
- ---- Речитация Проприй ← Ординарий →
- Григорианский хорал
- Сборники певческого репертуара
- Ладовая теория Средневековья
- Церковные лады
- Секвенции Тропы
- Современная история изучения григорианского пения
- Нотация
- Реформы нотации
- Невменная, буквенная и линейная нотации
- Реформа Гвидо Аретинского
- Система сольмизации
- Многоголосие. Культовые жанры
- Органум
- Сantus prius factus
- Параллельный органум.
- Свободный органум.
- Мелизматический органум
- Школа Нотр-Дам
- Модусная ритмика в органумах
- Система модусов:
- Кондукт и мотет
- Артистические профессии средневековья
- Менестрельный профессионализм
- Инструментарий
- Музыкально-поэтическое искусство трубадуров и труверов
- Куртуазная лирика миннезингеров
- Поэзия и песни вагантов
- Искусство Европы XIV века
- «Осень Средневековья»
- Эпоха “Ars Nova”
- Филипп де Витри
- Система пролаций ф. Де Витри
- Гильом де Машо
- Техника изоритмии
- Баллады, рондо, ле и виреле
- Итальянское искусство 14 века
- Мадригал
- Баллата и качча
- Франческо Ландини
- На рубеже 14 и 15 веков
- Периодизация
- Хронограф
- Общая характеристика художественной культуры Возрождения
- Выдающиеся мастера Возрождения
- Литература
- Нидерландская полифоническая школа
- Предпосылки для формирования композиторской школы европейского значения
- Роль английской школы
- Мастера нидерландской школы
- Гийом Дюфаи
- Йоханнес Окегем
- Якоб Обрехт
- Жоскен Депре
- Нидерландская школа после Жоскена
- Итальянская композиторская школа XVI века
- Венецианская композиторская школа
- Адриан Вилларт
- Андреа и Джованни Габриели
- Римская композиторская школа
- Джованни Пьерлуиджи да Палестрина
- Жанры духовной музыки в творчестве итальянских композиторов
- Жанры светской музыки
- Мадригал
- Лютневая музыка
- Композиторские школы Франции, Германии, Англии и Испании в XVI в. Франция
- Клеман Жанекен
- «Плеяда».
- Германия
- Искусство мейстерзингеров
- Реформация
- Протестантский хорал
- Испания
- Приложения словарь терминов и понятий
- Латинский текст и перевод missae ordinarium