Система пролаций ф. Де Витри
одлинность всего теоретического наследия, приписываемого Витри, – 4-х трактатов – сегодня подвергается сомнению. Лишь “Arsnova” не вызывает разногласий в авторстве. Тем не менее, нельзя оспаривать тот факт, что именно Ф. де Витри в своих сочинениях и теоретических трудах создает новое – мензуральное33– учение. В последней главе трактата “ArsNova”– “Detemporeimperfecto” («О несовершенном темпусе») Витри излагает учение о пролации (prolatio– буквально означает проговаривание, произношение). Согласно этому, существует два вида темпуса – перфектный и имперфектный, и две пролации – большая и малая. Тем самым можно определить 4 способа деления бревиса и семибревиса. Первый уровень деления бревиса дает два варианта:perfectus(совершенное) – в одном бревисе содержится 3 семибревиса иimperfectus(несовершенное) – в одном бревисе – 2 семибревиса. Второй уровень обозначает деление семибревиса на минимы. Большая пролация –major– определяет соотношение 3-х миним в одном семибревисе; малая пролация –minor– соответствует 2-м минимам в одном семибревисе. В трактате “Arsperfecta”, чья принадлежность Витри оспаривается, введены знаки для видов сочетания темпуса и пролации:
Перфектная большая пролация
Имперфектная большая пролация С
Перфектная малая пролация
Имперфектная малая пролация С
Обоснование двоичного и троичного деления и появление знаков, их определяющих, можно рассматривать в качестве прообраза нашего размера, который проставляется в начале нотной системы. Интересно, что именно с Витри и его трактатом “Arsnova” связывают появление в нотации точки, увеличивающей мензуру (что сохранилось и в современной нотации, где точка рядом с нотой увеличивает ее длительность на половину).
В практике XIVиXVвеков использовались следующие нотные знаки черной и белой нотации:
Г