Часть I
АНТИЧНОСТЬ. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. ВОЗРОЖДЕНИЕ.
Красноярск 2008
ББК 85.313 (4)
Г 12
Гаврилова, Л.В. История западноевропейской музыки. Ч. I: Античность. Средневековье. Возрождение / Л.В. Гаврилова. – Красноярск, КГАМиТ, 2008. – 127с.
Учебник предназначен для студентов исполнительских специальностей консерваторий и вузов искусств, а также для студентов факультета «искусствоведение» университетов.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Красноярской государственной академии музыки и театра.
© Красноярская государственная академия музыки и театра, 2008
© Л.В. Гаврилова, 2008
Содержание
Музыка в культуре первобытного общества…………………… 6
Периодизация. Хронограф………… ………………………………… 7
Основные черты первобытного искусства ………………………….. 8
Магический обряд. Пантомима …………………………………….... 9
Мифологические представления …………………………………….. 10
Музыка в культуре древних цивилизаций .................................... 11
Хронограф ……….. …………………………………………………… 12
Шумеро-вавилонская культура..………………………………………… 14
Исследования Шумера ………………………………………………... 14
Шумер. Вавилонское царство. Ассирия ……………………………... 14
Археологические исследования ……………………………………… 15
Письменность ………………………………………………………….. 15
Литературные памятники …………………………………………….. 16
Эпос о Гильгамеше ……………………………………………………. 16
Музыкальная культура ………………………………………………... 17
Египетская культура ……………………………………………………… 18
Пирамиды………………………………………………………………. 18
Культура в период Среднего и Нового царства …………………….. 18
Мумификация и изобразительный канон в рельефе……………….... 19
Письменность. Литература …………………………………………… 19
«Книга мертвых» ………………………………………………………. 20
Религиозные представления ………………………………………….. 20
Мистерии ………………………………………………………………. 21
Музыка …………………………………………………………………. 21
Индийская культура ……………………………………………………….. 21
Хараппская цивилизация ……………………………………………... 21
Древняя Индия ………………………………………………………… 22
Ведическая литература ……………………………………………….. 23
Музыка ………………………………………………………………… 24
Китайская культура …………………………………………………….... 25
Музыка ………………………………………………………………… 25
Музыкальная теория ………………………………………………….. 25
Инструменты ………………………………………………………….. 26
«Книга песен» …………………………………………………………. 26
Музыкальная культура античности ……………………………… 28
Периодизация. Хронограф …………………………………………… 29
Общая характеристика художественной культуры Античности…. 30
Крито-микенская культура …………………………………………… 30
Гомеровская Греция. «Одиссея» и «Илиада»……………………….. 30
Архаический период …………………………………………………. 32
Греческая классика …………………………………………………… 34
Эллинистическое искусство ………………………………………… 35
Римское искусство ……………………………………………………. 36
Музыка в Древней Греции ………………………………………………… 37
Музыка и музы ………………………………………………………... 38
Аэды и поэты …………………………………………………………. 39
Музыкальные инструменты ………………………………………….. 40
Музыкально-теоретические представления ………………………… 42
Воспитательная роль музыки ………………………………………… 43
Древне-греческий театр ……………………………………………………. 44
Культ Диониса и дифирамб ……………………………………………. 45
Организация состязаний в дни Великих Дионисий …………………. 46
Жанровые и композиционные особенности трагедии ………………. 47
Некоторые вопросы теории драмы ……………………………………. 48
Комедия ………………………………………………………………… 50
Драматурги ……………………………………………………………... 50
Музыкальная культура Средневековья ………………………….. 49
Периодизация. Хронограф ………... ………………………………….. 50
Общая характеристика художественной культуры Средневековья.... 51
Основные периоды …………………………………………………….. 54
Исторические сведения ………………………………………………… 55
Христианство …………………………………………………………… 55
Особенности архитектуры средневекового собора как отражение
художественной картины мира Средневековья ……………………… 57
Истоки литургической музыки ……………………………………………. 59
Пение псалмов Давида …………………………………………………. 59
Гимны …………………………………………………………………… 59
Слово и музыка. Аллилуйя …………………………………………….. 60
Псалмодическое пение …………………………………………………. 60
Типы псалмодирования ………………………………………………… 61
Антифонарий Григория Великого ……………………………………... 61
Каролингское возрождение …………………………………………………. 62
Общие сведения об империи франков ………………………………… 62
Каролингская традиция богослужений ……………………………….. 63
Суточные богослужения. Оффиций …………………………………… 63
Месса …………………………………………………………………….. 64
Григорианский хорал …………………………………………………… 66
Сборники певческого репертуара ……………………………………… 66
Ладовая теория Средневековья ………………………………………… 67
Церковные лада …………………………………………………………. 68
Секвенции. Тропы ………………………………………………………. 69
Современная история изучения григорианского пения ……………… 69
Нотация…………………………………………………………………….. 70
Реформы нотации ………………………………………………………. 70
Невменная, буквенная и линейная нотации ………………………….. 71
Реформа Гвидо Аретинского …………………………………………… 72
Нотация Гвидо …………………………………………………………... 72
Система сольмизации ………………………………………………….. 73
Многоголосие. Культовые жанры ………………………………………….. 73
Органум ………………………………………………………………….. 73
Сantuspriusfactus……………………………………………………….. 74
Параллельный органум …………………………………………………. 74
Свободный органум …………………………………………………….. 74
Мелизматический органум …………………………………………….. 75
Школа Нотр-Дам ……………………………………………………….. 75
Модусная ритмика в органумах ……………………………………….. 76
Кондукт и мотет ………………………………………………………… 76
Артистические профессии Средневековья……………………………….. 77
Менестрельный профессионализм …………………………………….. 77
Инструментарий ………………………………………………………… 78
Музыкально-поэтическое искусство трубадуров и труверов ………... 79
Куртуазная лирика миннезингеров ……………………………………….. 81
Поэзия и песни вагантов …………………………………………………… 81
Искусство Европы XIV века ……………………………………………………. 82
«Осень Средневековья» ……………………………………………………. 82
Эпоха “ArsNova” …………………………………………………………… 83
Филипп де Витри …………………………………………………………… 83
Система пролаций Ф. де Витри …………………………………………… 83
Гильом де Машо ……………………………………………………………. 84
Техника изоритмии ………………………………………………………… 85
Баллады, рондо, ле и виреле ………………………………………………. 85
Итальянское искусство 14 века ……………………………………………. 86
Мадригал ……………………………………………………………………. 87
Баллата и качча ……………………………………………………………… 87
Франческо Ландини ………………………………………………………… 88
На рубеже 14-15 веков ……………………………………………………… 88
Музыкальная культура эпохи Возрождения …………………………. 90
Периодизация. Хронограф ………... ………………………………………. 91
Общая характеристика художественной культуры Возрождения ………. 92
Выдающиеся мастера Возрождения ……………………………………….. 94
Литература …………………………………………………………………… 96
Музыка ……………………………………………………………………….. 97
Нидерландская полифоническая школа ……………………………………….. 97
Предпосылки формирования композиторской школы
европейского значения …………………………………………………….. 97
Роль английской школы ……………………………………………………. 98
Мастера нидерландской школы ……………………………………………. 98
Гийом Дюфаи ……………………………………………………………….. 99
Йоханнес Окегем ……………………………………………………………. 100
Якоб Обрехт …………………………………………………………………. 100
Жоскен Депре ……………………………………………………………….. 100
Нидерландская школа после Жоскена …………………………………….. 101
Итальянская композиторская школа XVI века……………………………… 102
Венецианская композиторская школа …………………………………….. 102
Андреа Вилларт …………………………………………………………….. 102
Андреа и Джованни Габриели ………………………………………..…… 102
Римская композиторская школа ……………………………………..……. 103
Джованни Пьерлуиджи да Палестрина ……………………………………. 104
Жанры духовной музыки в творчестве итальянских композиторов …….. 105
Жанры светской музыки ……………………………………………………. 105
Мадригал …………………………………………………………………….. 106
Композиторские школы Франции, Германии и Испании в XVI веке ……… 107
Клеман Женекен …………………………………………………………….. 107
«Плеяда» ……………………………………………………………………... 108
Германия …………………………………………………………………….. 108
Искусство мейстерзингеров ……………………………………………….. 109
Реформация ………………………………………………………………….. 110
Протестантский хорал ……………………………………………………… 110
Испания ……………………………………………………………………… 111
Приложения
Словарь терминов и понятий ……………………………………………… 113
Латинский текст и перевод ординариума мессы …………………………. 115
Список рекомендуемой литературы ………………………………………. 117
- Часть I
- Музыка в культуре первобытного общества
- Основные черты первобытного искусства
- Магический обряд. Пантомима.
- Мифологические представления
- Музыка в культуре древних цивилизаций
- Хронограф Шумер
- Шумерская культура
- Исследования Шумера
- Вавилонское царство и Ассирия
- Археологические исследования Вавилона
- Письменность
- Литературные памятники
- Эпос о Гильгамеше
- Музыкальная культура
- Египетская культура
- Пирамиды
- Культура в период Среднего и Нового царства
- Мумификация и изобразительный канон в рельефе.
- Письменность. Литература.
- «Книга мертвых»
- Религиозные представления
- Мистерии
- Индийская культура
- Хараппская цивилизация
- Древняя Индия
- Ведическая литература
- Китайская культура
- Музыкальная теория
- Инструменты
- «Книга песен»
- Музыкальная культура античности периодизация
- Хронограф
- Общая характеристика художественной культуры Античности.
- Крито-микенская культура
- Гомеровская Греция «Одиссея» и «Илиада»
- Архаический период
- Греческая классика
- Эллинистическое искусство
- Римское искусство
- Музыка в Древней Греции
- Музыка и музы
- Аэды и поэты
- Музыкальные инструменты
- Музыкально-теоретические представления
- Ah c d e f g a h c d e f g a
- Воспитательная роль музыки
- Древнегреческий театр
- Культ Диониса и дифирамб.
- Организация состязаний в дни Великих Дионисий
- Жанровые и композиционные особенности трагедии
- Некоторые вопросы теории драмы
- Комедия
- Драматурги
- Музыкальная культура средневековья периодизация
- Хронограф
- Общая характеристика художественной культуры Средневековья
- Основные периоды
- Исторические сведения
- Христианство
- Особенности архитектуры средневекового собора как отражение художественной картины мира Средневековья
- 2. Истоки литургической музыки.
- Пение псалмов Давида
- Слово и музыка. Аллилуйя
- Псалмодическое пение
- Типы псалмодирования
- Антифонарий Григория Великого
- Каролингское возрождение
- Каролингская традиция богослужений
- Суточные богослужения
- Оффиций
- ---- Речитация Проприй ← Ординарий →
- Григорианский хорал
- Сборники певческого репертуара
- Ладовая теория Средневековья
- Церковные лады
- Секвенции Тропы
- Современная история изучения григорианского пения
- Нотация
- Реформы нотации
- Невменная, буквенная и линейная нотации
- Реформа Гвидо Аретинского
- Система сольмизации
- Многоголосие. Культовые жанры
- Органум
- Сantus prius factus
- Параллельный органум.
- Свободный органум.
- Мелизматический органум
- Школа Нотр-Дам
- Модусная ритмика в органумах
- Система модусов:
- Кондукт и мотет
- Артистические профессии средневековья
- Менестрельный профессионализм
- Инструментарий
- Музыкально-поэтическое искусство трубадуров и труверов
- Куртуазная лирика миннезингеров
- Поэзия и песни вагантов
- Искусство Европы XIV века
- «Осень Средневековья»
- Эпоха “Ars Nova”
- Филипп де Витри
- Система пролаций ф. Де Витри
- Гильом де Машо
- Техника изоритмии
- Баллады, рондо, ле и виреле
- Итальянское искусство 14 века
- Мадригал
- Баллата и качча
- Франческо Ландини
- На рубеже 14 и 15 веков
- Периодизация
- Хронограф
- Общая характеристика художественной культуры Возрождения
- Выдающиеся мастера Возрождения
- Литература
- Нидерландская полифоническая школа
- Предпосылки для формирования композиторской школы европейского значения
- Роль английской школы
- Мастера нидерландской школы
- Гийом Дюфаи
- Йоханнес Окегем
- Якоб Обрехт
- Жоскен Депре
- Нидерландская школа после Жоскена
- Итальянская композиторская школа XVI века
- Венецианская композиторская школа
- Адриан Вилларт
- Андреа и Джованни Габриели
- Римская композиторская школа
- Джованни Пьерлуиджи да Палестрина
- Жанры духовной музыки в творчестве итальянских композиторов
- Жанры светской музыки
- Мадригал
- Лютневая музыка
- Композиторские школы Франции, Германии, Англии и Испании в XVI в. Франция
- Клеман Жанекен
- «Плеяда».
- Германия
- Искусство мейстерзингеров
- Реформация
- Протестантский хорал
- Испания
- Приложения словарь терминов и понятий
- Латинский текст и перевод missae ordinarium