Протестантский хорал
ромадное значение в богослужебной практике протестанты придавали музыке. В противовес григорианским хоралам для обихода был создан свод мелодий с духовными текстами на немецком языке (в дальнейшем они получили названиепротестанстких хоралов).Автором текстов первого песенного сборника былМартин Лютер, перекладывающий на стихи для немецкого богослужения латинские гимны, псалмы, литургические песни и библейские фрагменты. Эрфуртский сборник был издан в 1524 году95и содержал 26 песен. При создании мелодий для текстов Лютер использовал принцип переработки известных мотивов, преследуя главную цель – они должны быть напевными и доступными. Лютеровский сборник представлял собойдомашний семейный песенник. Его название переводится следующим образом: “Enchiridion, или Карманная книжечка, необходимая каждому нынешнему христианину, для разучивания и пения духовных песен и псалмов. Правдиво и искусно онемечены”. Внизу под заголовком было написано: «На этих и им подобных песнях надо воспитывать маленьких детей».В записи мелодий для духовных текстов Лютеру помогали два известных музыканта – Конрад Рупф и Иоганн Вальтер. В 1524 году в Виттенберге вышел сборник духовных песен, предназначенных для пения в церкви, – “GeystlicheGesanck-Büchlein” (38 хоралов). Он был издан Лютером и Вальтером и содержал вокальные партии четырех и пятиголосных хоралов (как их называли – хоральных мотетов). Причем, хоральная мелодия помещалась в теноре – как было принято в духовной музыке того времени. Лютер с большим пиететом относился к нидерландской полифонической музыке: его любимыми композиторами были Жоскен Депре96и Людвиг Зенфль. «Нет ничего чудеснее на свете, чем … пение, украшенное множеством голосов», - говорил он.
В течение всего XVIвека в лютеранском богослужении сосуществовали профессиональное хоровое пение в традициях многоголосной практики нидерландцев и общинное одноголосное пение. Причем, последнее было весьма ограничено – в зависимости от возможностей церквей (наличие хора) прихожанами исполнялось от пяти-шести до двадцати хоралов в год! Помимо этого процветало и включение в богослужение органа.
Лишь в 1586 году придворный проповедник в Вюртемберге Лукас Осиандер предпринял попытку объединить профессиональное и общинное пение, опубликовав «Пятьдесят духовных песен и псалмов, на четыре голоса в контрапунктической манере так расположенных, чтобы их могла петь вся христианская община». В предисловии он указывает, что надеется перенесением мелодии из тенора в дискант (верхний голос) окажет действительную помощь простым людям, «ибо, услыхав мелодию, они с радостью станут ей подпевать». ЗатемГанс Гасслер (1564-1612), Мельхиор Вульпиус (1570-1615), Сет Кальвизиус (1556-1615),Михаэль Преториус (1571-1621), Иоганн Эккард (1553-1611) издавали сборники духовных песен «на известные мелодии с четырьмя голосами, несложно гармонизованные,… чтобы в христианском собрании простые люди могли петь их наряду с фигуральной (полифонической) музыкой». К этому времени количество исполняемых во время богослужения хоралов возрастает.
Постепенно складывается практика пения хоралов в сопровождении органа. С середины XVIIвека роль руководителя общинным пением взял на себя именно орган. В 1650 году появляется органный сборникСамюэля Шейдта(1587-1654) “Tabulaturbuch”, содержащий сто хоральных гармонизаций для сопровождения пения общины. С этого времени обработки хоральных мелодий составили одну из главных сфер творчества немецких композиторов, включая великого кантора – Иоганна Себастьяна Баха.
АНГЛИЯ
Как и в ряде других стран Европы, ренессансные тенденции в Англии начинают проявляться лишь с конца XVвека. Первоначально негативное влияние оказывали события Столетней войны (1337-1453), затем начались внутренние распри между придворными партиями – война Алой и Белой розы (1455-1485). Только вслед за ее окончанием в экономике страны стали происходить значительные изменения: складывается мануфактурное производство, интенсивно развиваются фермерские хозяйства, в результате чего формируется новый слой английского дворянства – «джентри» - сельское дворянство. Укрепляется абсолютистская власть, расцвет которой приходится на конецXVI– началоXVIIвв. (династия Тюдоров).
Изменения в общественно-политической и экономической жизни Англии сказались и на развитии искусства. Первыми очагами английского гуманизма стали Кембриджский и Оксфордский университеты. Крупнейшим английским гуманистом Возрождения был Томас Мор (1478-1535)97. Наиболее передовые позиции занимал театр, достигший своего расцвета в концеXVIвека в творчестве Томаса Кида98, Шекспира99и Бена Джонсона100– так называемая, елизаветинская драма. Интересно, что в текстах театральных пьес нашла отражение богатейшая народно-бытовая музыкальная культура Англии. Драмы и комедии Шекспира пронизаны песенными текстами101. Помимо этого упоминаются танцы – павана, гальярда, пассамеццо, мореска, жига. Отметим также наличие авторских ремарок, требующих от актеров умения петь и играть на музыкальных инструментах. Укажем также на традицию введения музыкальных интермедий-антрактов в драматических спектаклях, восходящую к постановкам воспитанников королевской капеллы, и использование музыки в постановках драматических спектаклей в университетах, колледжах и театрах.
Бесспорно, роль музыки в английском театре была значительной. При дворе же подлинный расцвет переживают спектакли, именуемые «Маской». Это - феерический, блестящий комедийный дивертисмент, пышный и зрелищно-декоративный спектакль, включавший в свою композицию танцы, диалоги, комические интермедии, буффонады, сольное, хоровое пение и инструментальные номера. Представления проходили в связи с какими-либо торжественными событиями и использовали мифологические или аллегорические сюжеты. «Маска» была излюбленным музыкально-театральным жанром английской аристократии. Ее расцвет на рубеже XVIиXVIIвеков свидетельствует об определенной зрелости не только театральных форм английского искусства, но и музыки.
В целом, музыкальное искусство Англии в XVI столетии развивается достаточно многообразно. Наряду с традиционными формами католической музыки – мессами и духовными мотетами на латинские тексты, в середине века появляются одноголосные псалмы на английском языке - характерное явление Реформации (первый сборник Джона Мербека вышел в 1549 году). Среди английских полифонистов первой половины XVI столетия, продолживших традиции Дж. Данстейбла и нидерландцев, нужно назвать Джона Тавернера, Джона Редфорда, Николае Людфорда, Томаса Таллиса, Роберта Уайта.
Джон Таллис (1505-1585) был членом Королевской капеллы – музыкального учреждения, существовавшего с конца XIIIвека. Его деятельность обеспечивала все богослужебные нужды королевской семьи. Таллис был принят в члены коллегии в возрасте 38 лет. До этого он был органистом в небольшом бенедиктинском монастыре в Дувре и в Уолтемском аббатстве и писал латинские мотеты и на тексты ординариума мессы. В 1549 году появился рукописный музыкальный сборник Уэнли, представляющий собой собрание песнопений реформаторской англиканской церкви, составленных в соответствии с «Книгой общих молитв». В числе авторов и Т. Таллис. В числе требований к гимнам, псалмам и молитвам на английском языке – ясность, простота, использование только мужских голосов, аккордовый склад фактуры, мелодия псалма помещалась в теноре.
Развитие идей английского гуманизма привело и к первому в стране периоду расцвета светского музыкального искусства. Широчайшее распространение получает итальянский мадригал. В 1588 году выходит сборник Н. Юнга “Musicatransalpina”, предназначенный для использования английскими любителями музыки. Там содержались произведения иностранных, премущественно итальянских композиторов, с переводом текстов на английский язык. В их числе было несколько десятков мадригалов Л. Маренцио, О. Лассо, Ф. де Монте и др. Там же были опубликованы два мадригала У. Берда (1543 или 1544 - 1623) – первого английкого мадригалиста. Он и его последователи - Томас Морли (1557-1603), Джон Уилби (1574-1638), Томас Томкинс (1573-1656), Орландо Гиббонс (1583-1625) и другие сначала опирались на итальянские образцы. В дальнейшем выработали собственные национально-специфические черты, стремясь к большей простоте многоголосной фактуры, взаимодействию с песенно-танцевальными традициями английской культуры.
Особой популярностью стали пользоваться сольные вокальные пьесы с сопровождением. Крупным мастером в этом отношении был Джон Доуленд (1562-1626) – один из образованнейших музыкантов своего времени – бакалавр музыки Оксфордского и Кембриджского университетов, блистательный лютнист-виртуоз и композитор. Много лет он провел на континенте, побывав во Франции, Германии, Италии (где познакомился с Л. Маренцио), Дании. В 1597, 1600, 1603 и 1612 годах Доуленд опубликовал свои собрания 84 «песен и арий» (с лютневой табулатурой для голоса в сопровождении лютни и виолы да гамба). Эти сборники имели огромный успех и многократно переиздавались. Они стали образцами вокальной лирики того времени – тонкой и поэтичной, напевной и выразительной.
В конце XVI и в начале XVIIвека у У. Берда, Дж. Булла, О. Гиббонса появляются пьесы для верджинала (род клавесина), тем самым открывая пути в искусствоXVIIвека, где начинает складываться и развиваться жанровая система инструментальной музыки.
- Часть I
- Музыка в культуре первобытного общества
- Основные черты первобытного искусства
- Магический обряд. Пантомима.
- Мифологические представления
- Музыка в культуре древних цивилизаций
- Хронограф Шумер
- Шумерская культура
- Исследования Шумера
- Вавилонское царство и Ассирия
- Археологические исследования Вавилона
- Письменность
- Литературные памятники
- Эпос о Гильгамеше
- Музыкальная культура
- Египетская культура
- Пирамиды
- Культура в период Среднего и Нового царства
- Мумификация и изобразительный канон в рельефе.
- Письменность. Литература.
- «Книга мертвых»
- Религиозные представления
- Мистерии
- Индийская культура
- Хараппская цивилизация
- Древняя Индия
- Ведическая литература
- Китайская культура
- Музыкальная теория
- Инструменты
- «Книга песен»
- Музыкальная культура античности периодизация
- Хронограф
- Общая характеристика художественной культуры Античности.
- Крито-микенская культура
- Гомеровская Греция «Одиссея» и «Илиада»
- Архаический период
- Греческая классика
- Эллинистическое искусство
- Римское искусство
- Музыка в Древней Греции
- Музыка и музы
- Аэды и поэты
- Музыкальные инструменты
- Музыкально-теоретические представления
- Ah c d e f g a h c d e f g a
- Воспитательная роль музыки
- Древнегреческий театр
- Культ Диониса и дифирамб.
- Организация состязаний в дни Великих Дионисий
- Жанровые и композиционные особенности трагедии
- Некоторые вопросы теории драмы
- Комедия
- Драматурги
- Музыкальная культура средневековья периодизация
- Хронограф
- Общая характеристика художественной культуры Средневековья
- Основные периоды
- Исторические сведения
- Христианство
- Особенности архитектуры средневекового собора как отражение художественной картины мира Средневековья
- 2. Истоки литургической музыки.
- Пение псалмов Давида
- Слово и музыка. Аллилуйя
- Псалмодическое пение
- Типы псалмодирования
- Антифонарий Григория Великого
- Каролингское возрождение
- Каролингская традиция богослужений
- Суточные богослужения
- Оффиций
- ---- Речитация Проприй ← Ординарий →
- Григорианский хорал
- Сборники певческого репертуара
- Ладовая теория Средневековья
- Церковные лады
- Секвенции Тропы
- Современная история изучения григорианского пения
- Нотация
- Реформы нотации
- Невменная, буквенная и линейная нотации
- Реформа Гвидо Аретинского
- Система сольмизации
- Многоголосие. Культовые жанры
- Органум
- Сantus prius factus
- Параллельный органум.
- Свободный органум.
- Мелизматический органум
- Школа Нотр-Дам
- Модусная ритмика в органумах
- Система модусов:
- Кондукт и мотет
- Артистические профессии средневековья
- Менестрельный профессионализм
- Инструментарий
- Музыкально-поэтическое искусство трубадуров и труверов
- Куртуазная лирика миннезингеров
- Поэзия и песни вагантов
- Искусство Европы XIV века
- «Осень Средневековья»
- Эпоха “Ars Nova”
- Филипп де Витри
- Система пролаций ф. Де Витри
- Гильом де Машо
- Техника изоритмии
- Баллады, рондо, ле и виреле
- Итальянское искусство 14 века
- Мадригал
- Баллата и качча
- Франческо Ландини
- На рубеже 14 и 15 веков
- Периодизация
- Хронограф
- Общая характеристика художественной культуры Возрождения
- Выдающиеся мастера Возрождения
- Литература
- Нидерландская полифоническая школа
- Предпосылки для формирования композиторской школы европейского значения
- Роль английской школы
- Мастера нидерландской школы
- Гийом Дюфаи
- Йоханнес Окегем
- Якоб Обрехт
- Жоскен Депре
- Нидерландская школа после Жоскена
- Итальянская композиторская школа XVI века
- Венецианская композиторская школа
- Адриан Вилларт
- Андреа и Джованни Габриели
- Римская композиторская школа
- Джованни Пьерлуиджи да Палестрина
- Жанры духовной музыки в творчестве итальянских композиторов
- Жанры светской музыки
- Мадригал
- Лютневая музыка
- Композиторские школы Франции, Германии, Англии и Испании в XVI в. Франция
- Клеман Жанекен
- «Плеяда».
- Германия
- Искусство мейстерзингеров
- Реформация
- Протестантский хорал
- Испания
- Приложения словарь терминов и понятий
- Латинский текст и перевод missae ordinarium