Клеман Жанекен
дним из самых выдающихся композиторов французского Возрождения былКлеман Жанекен (1475-1560). В целом, биографических сведений сохранилось очень мало. Он родился в Шательро (провинции Пуату). Начинал занятия музыкой как певчий в церкви. Предполагают, что он был учеником Жоскена Депре. В юности состоял на службе у Л. Ронсара – отца поэта Пьера Ронсара91, которого сопровождал во время итальянских войн92с 1505 по 1515 год. Одно из событий этого времени – победа французских войск ФранцискаIнад швейцарцами при Мариньяно в 1515 году – послужило основой для чуть ли не самого выдающегося шедевра, созданного Жанекеном – шансон «Битва при Мариньяно»93. В 1529 году был музыкантом в Бордо. В этом же году крупные (и впоследствии наиболее популярные) песни Жанекена были изданы Аттеньяном. Начиная с 1533 года, музыкант руководил капеллой собора в Анже. С конца 40-х годов Жанекен жил в Париже, в 1549 году стал кюре. Ему покровительствовал герцог де Гиз. В 1555 году был певцом в королевской капелле, 1556-57 гг. – королевский композитор. Дата смерти Жанекена точно не установлена. Предполагают, что он умер около 1559-1560 годов в Париже.Наиболее значительная сфера творчества этого одаренного и яркого композитора связана со светской песней - шансон(свыше 260), хотя Жанекен писал и мессы, и мотеты, и псалмы. Можно выделить два типа шансон: небольшие лирические песни, развивающие традиционную форму французской шансон, и крупные программные хоровые композиции. Именно последние явились новаторским достижением французского мастера, заметно выделив его в ряду других композиторовXVIвека. Наибольшую популярность обрели Это своего рода яркие жанровые картины – хоровые театральные сцены, насыщенные звукоизобразительными приемами. Особым успехом пользовалась «Война» (или «Битва при Мариньяно») - четырехголосная песня, представляющая собой крупномасштабную двухчастную композицию. Она передает картину боя между французскими и швейцарскими войсками. Музыка следует за текстом, пытается «изобразить» события: раздаются призывы («Слушайте, слушайте, все любезные галлы, о победе благородного короля Франциска!»), затем напряженная подготовка к битве («Трубите в трубы, бейте в барабаны!», «Смелее, друзья!»), собственно сражение и победа – ьтриумф французов. Композитор, добиваясь образной конкретности, демонстрирует свободу в выборе средств выразительности. Динамичность композиции придает гибкая смена темпо-ритма, аккордового и полифонического слада. Особый интерес представляют звукоподражательные приемы, обогащающие хоровые партии.
Эта песня многократно переиздавалась как во Франции, так и в других странах, перекладывалась для лютни и для органа, вызвала ряд подражаний и еще долго привлекала к себе внимание музыкантов, не говоря о популярности у слушателей. Даже сам Жанекен написал на ее материале мессу. А в 50-х годах написал еще три «Битвы» - «Битва при Мариньяно», «Битва при Меце» (1555), «Битва при Ренти» (1559).
В других своих крупных песнных композициях - «Пение птиц», «Охота», «Соловей» (1537), «Жаворонок», «Крики Парижа» (1537) - композитор создает столь же яркие и живописные хоровые картины, где активно использует звукоизобразительные и звукоподражательные приемы.
Жанр шансон во Франции XVIвека пользовалась необычайной популярностью. Достаточно сказать, что за семь лет после публикации первых песен Жанекена Аттеньян издал 17 сборников полифонических песен, содержащих более 530 произведений, около 100 различных авторов. Среди наиболее значительных имен мастеров французской шансон можно назватьПьера Сертона(ум. в 1572),Гийома Котле(ок.1531-1606),Клода Лежена(ок.1530-1600).
- Часть I
- Музыка в культуре первобытного общества
- Основные черты первобытного искусства
- Магический обряд. Пантомима.
- Мифологические представления
- Музыка в культуре древних цивилизаций
- Хронограф Шумер
- Шумерская культура
- Исследования Шумера
- Вавилонское царство и Ассирия
- Археологические исследования Вавилона
- Письменность
- Литературные памятники
- Эпос о Гильгамеше
- Музыкальная культура
- Египетская культура
- Пирамиды
- Культура в период Среднего и Нового царства
- Мумификация и изобразительный канон в рельефе.
- Письменность. Литература.
- «Книга мертвых»
- Религиозные представления
- Мистерии
- Индийская культура
- Хараппская цивилизация
- Древняя Индия
- Ведическая литература
- Китайская культура
- Музыкальная теория
- Инструменты
- «Книга песен»
- Музыкальная культура античности периодизация
- Хронограф
- Общая характеристика художественной культуры Античности.
- Крито-микенская культура
- Гомеровская Греция «Одиссея» и «Илиада»
- Архаический период
- Греческая классика
- Эллинистическое искусство
- Римское искусство
- Музыка в Древней Греции
- Музыка и музы
- Аэды и поэты
- Музыкальные инструменты
- Музыкально-теоретические представления
- Ah c d e f g a h c d e f g a
- Воспитательная роль музыки
- Древнегреческий театр
- Культ Диониса и дифирамб.
- Организация состязаний в дни Великих Дионисий
- Жанровые и композиционные особенности трагедии
- Некоторые вопросы теории драмы
- Комедия
- Драматурги
- Музыкальная культура средневековья периодизация
- Хронограф
- Общая характеристика художественной культуры Средневековья
- Основные периоды
- Исторические сведения
- Христианство
- Особенности архитектуры средневекового собора как отражение художественной картины мира Средневековья
- 2. Истоки литургической музыки.
- Пение псалмов Давида
- Слово и музыка. Аллилуйя
- Псалмодическое пение
- Типы псалмодирования
- Антифонарий Григория Великого
- Каролингское возрождение
- Каролингская традиция богослужений
- Суточные богослужения
- Оффиций
- ---- Речитация Проприй ← Ординарий →
- Григорианский хорал
- Сборники певческого репертуара
- Ладовая теория Средневековья
- Церковные лады
- Секвенции Тропы
- Современная история изучения григорианского пения
- Нотация
- Реформы нотации
- Невменная, буквенная и линейная нотации
- Реформа Гвидо Аретинского
- Система сольмизации
- Многоголосие. Культовые жанры
- Органум
- Сantus prius factus
- Параллельный органум.
- Свободный органум.
- Мелизматический органум
- Школа Нотр-Дам
- Модусная ритмика в органумах
- Система модусов:
- Кондукт и мотет
- Артистические профессии средневековья
- Менестрельный профессионализм
- Инструментарий
- Музыкально-поэтическое искусство трубадуров и труверов
- Куртуазная лирика миннезингеров
- Поэзия и песни вагантов
- Искусство Европы XIV века
- «Осень Средневековья»
- Эпоха “Ars Nova”
- Филипп де Витри
- Система пролаций ф. Де Витри
- Гильом де Машо
- Техника изоритмии
- Баллады, рондо, ле и виреле
- Итальянское искусство 14 века
- Мадригал
- Баллата и качча
- Франческо Ландини
- На рубеже 14 и 15 веков
- Периодизация
- Хронограф
- Общая характеристика художественной культуры Возрождения
- Выдающиеся мастера Возрождения
- Литература
- Нидерландская полифоническая школа
- Предпосылки для формирования композиторской школы европейского значения
- Роль английской школы
- Мастера нидерландской школы
- Гийом Дюфаи
- Йоханнес Окегем
- Якоб Обрехт
- Жоскен Депре
- Нидерландская школа после Жоскена
- Итальянская композиторская школа XVI века
- Венецианская композиторская школа
- Адриан Вилларт
- Андреа и Джованни Габриели
- Римская композиторская школа
- Джованни Пьерлуиджи да Палестрина
- Жанры духовной музыки в творчестве итальянских композиторов
- Жанры светской музыки
- Мадригал
- Лютневая музыка
- Композиторские школы Франции, Германии, Англии и Испании в XVI в. Франция
- Клеман Жанекен
- «Плеяда».
- Германия
- Искусство мейстерзингеров
- Реформация
- Протестантский хорал
- Испания
- Приложения словарь терминов и понятий
- Латинский текст и перевод missae ordinarium