Христианство
а рубеже Античности и Средневековья произошли наиболее кардинальные изменения в художественной культуре. Они были обусловлены сменой социально-экономических формаций (рабовладельческой на феодальную), территориальным переделом античного мира, закатом античной цивилизации и формированием новой - западноевропейской. Но самое главное - в первом веке нашей эры зародиласьхристианская религия, придя на смену язычеству. Именно христианство оказало наиболее важное влияние на процессы формирования средневековой художественной культуры. На начальном этапе христианские секты были разрозненными, разбросанными на территории Палестины, Греции, Галлии, Египта, Сирии, Рима. Растущая популярность христианства приводила к активному преследованию христиан со стороны властей. Имеются свидетельства Тацита (54-68гг.) – историка времен Нерона – о гонениях на христиан. Он писал, что христиан арестовывали, осуждали, отдавали на растерзание собакам или привязывали к крестам.Плиний Младший, римский правитель Вифинии и Понта оставил следующие воспоминания о суде над христианами: «Они, однако, признали, что виноваты лишь в том, что собирались перед рассветом и пели гимны Иисусу как Богу. Причем их обеты не связаны ни с каким преступлением, они лишь клянутся не предаваться лжи, воровству, прелюбодеянию, не нарушать свое слово и не обманывать доверия, если оно им оказано».
Коренные изменения в политическом статусе христиан произвел император Константин(ок.274-337).Миланским эликтом 313 г. он даровал христианам свободу проводить богослужения на всей территории империи, позволил церкви владеть собственностью.В 325 году на Никейском соборебыл утвержден догмат о триединстве Бога: Бог-Отец – как исток и начало всего сущего, Бог-Сын – или Логос – как упорядочивающее начало, Бог-Дух Святой как животворящее начало. На этом же Соборе был утвержден Символ веры. Отцами Восточной церкви66стали Василий Великий и Григорий Богослов, Западной Римской церкви –Блаженный Августин67.
Что же принесло христианство в мир? Прежде всего, изменилась сумма представлений человека о себе самом, истоках и целях своего бытия в мире, об окружающем мире и его отношениях с Богом.
Господь и Бог – различные понятия для язычников. Бог – Первопричина, исток всего бытия. Господь – владыка мира, верховное божество. Для христиан – Бог есть Господь. Нет Бога выше Господа. И нет никого иного Господа, кроме Бога. Христиане получили право прямого обращения к Богу. Христианство увидело в Боге Отца, а в Иисусе – Спасителя. Христианство сочло более значимым то, что происходит в человеческом сердце, нежели то, что совершается вокруг. Евангельская проповедь о покаянии впервые призвала к переменам внутри человека. В «Исповеди» Блаженный Августин пишет о том, что в человеке происходит «метанойя» – перемена ума, покаяние; в покаянии человек с силой отталкивает себя от прошлого, сбрасывает его с себя.
Именно эта идея – осознания греховности своего существования, стремления покаяться и в покаянии очиститься от греха, освободить свою душу - заложена в самом существе христианского богослужения. Богослужение – своего рода диалог человека с Богом.
Центральным богослужением в западном христианстве является месса– обряд, приготавливающий католика к таинству причастия (евхаристии) – моменту наиболее полного приобщения к божественной сущности через вкушение освященного хлеба и вина. Ибо, как пишет Фома Аквинский, «тело и кровь Христова истинно пребывает в этом таинстве, и постигнуть их можно не чувством, ни разумом, но только верою, опирающейся на божественный авторитет». Посещение мессы для христианина – важнейшее условие выражения его религиозности. Не случайно в эту эпоху столь значительную роль уделяли строительству церквей и соборов, где проходили богослужения.
- Часть I
- Музыка в культуре первобытного общества
- Основные черты первобытного искусства
- Магический обряд. Пантомима.
- Мифологические представления
- Музыка в культуре древних цивилизаций
- Хронограф Шумер
- Шумерская культура
- Исследования Шумера
- Вавилонское царство и Ассирия
- Археологические исследования Вавилона
- Письменность
- Литературные памятники
- Эпос о Гильгамеше
- Музыкальная культура
- Египетская культура
- Пирамиды
- Культура в период Среднего и Нового царства
- Мумификация и изобразительный канон в рельефе.
- Письменность. Литература.
- «Книга мертвых»
- Религиозные представления
- Мистерии
- Индийская культура
- Хараппская цивилизация
- Древняя Индия
- Ведическая литература
- Китайская культура
- Музыкальная теория
- Инструменты
- «Книга песен»
- Музыкальная культура античности периодизация
- Хронограф
- Общая характеристика художественной культуры Античности.
- Крито-микенская культура
- Гомеровская Греция «Одиссея» и «Илиада»
- Архаический период
- Греческая классика
- Эллинистическое искусство
- Римское искусство
- Музыка в Древней Греции
- Музыка и музы
- Аэды и поэты
- Музыкальные инструменты
- Музыкально-теоретические представления
- Ah c d e f g a h c d e f g a
- Воспитательная роль музыки
- Древнегреческий театр
- Культ Диониса и дифирамб.
- Организация состязаний в дни Великих Дионисий
- Жанровые и композиционные особенности трагедии
- Некоторые вопросы теории драмы
- Комедия
- Драматурги
- Музыкальная культура средневековья периодизация
- Хронограф
- Общая характеристика художественной культуры Средневековья
- Основные периоды
- Исторические сведения
- Христианство
- Особенности архитектуры средневекового собора как отражение художественной картины мира Средневековья
- 2. Истоки литургической музыки.
- Пение псалмов Давида
- Слово и музыка. Аллилуйя
- Псалмодическое пение
- Типы псалмодирования
- Антифонарий Григория Великого
- Каролингское возрождение
- Каролингская традиция богослужений
- Суточные богослужения
- Оффиций
- ---- Речитация Проприй ← Ординарий →
- Григорианский хорал
- Сборники певческого репертуара
- Ладовая теория Средневековья
- Церковные лады
- Секвенции Тропы
- Современная история изучения григорианского пения
- Нотация
- Реформы нотации
- Невменная, буквенная и линейная нотации
- Реформа Гвидо Аретинского
- Система сольмизации
- Многоголосие. Культовые жанры
- Органум
- Сantus prius factus
- Параллельный органум.
- Свободный органум.
- Мелизматический органум
- Школа Нотр-Дам
- Модусная ритмика в органумах
- Система модусов:
- Кондукт и мотет
- Артистические профессии средневековья
- Менестрельный профессионализм
- Инструментарий
- Музыкально-поэтическое искусство трубадуров и труверов
- Куртуазная лирика миннезингеров
- Поэзия и песни вагантов
- Искусство Европы XIV века
- «Осень Средневековья»
- Эпоха “Ars Nova”
- Филипп де Витри
- Система пролаций ф. Де Витри
- Гильом де Машо
- Техника изоритмии
- Баллады, рондо, ле и виреле
- Итальянское искусство 14 века
- Мадригал
- Баллата и качча
- Франческо Ландини
- На рубеже 14 и 15 веков
- Периодизация
- Хронограф
- Общая характеристика художественной культуры Возрождения
- Выдающиеся мастера Возрождения
- Литература
- Нидерландская полифоническая школа
- Предпосылки для формирования композиторской школы европейского значения
- Роль английской школы
- Мастера нидерландской школы
- Гийом Дюфаи
- Йоханнес Окегем
- Якоб Обрехт
- Жоскен Депре
- Нидерландская школа после Жоскена
- Итальянская композиторская школа XVI века
- Венецианская композиторская школа
- Адриан Вилларт
- Андреа и Джованни Габриели
- Римская композиторская школа
- Джованни Пьерлуиджи да Палестрина
- Жанры духовной музыки в творчестве итальянских композиторов
- Жанры светской музыки
- Мадригал
- Лютневая музыка
- Композиторские школы Франции, Германии, Англии и Испании в XVI в. Франция
- Клеман Жанекен
- «Плеяда».
- Германия
- Искусство мейстерзингеров
- Реформация
- Протестантский хорал
- Испания
- Приложения словарь терминов и понятий
- Латинский текст и перевод missae ordinarium