logo
Гаврилова Л

Ладовая теория Средневековья

ироко известные нам научные представления о ладовой системе хорала с устойчивым описанием восьми октавных рядов принадлежат эпохе послеXIIвека. Однако данная ладовая система сложилась в каролингскую эпоху, хотя и не является плодом теоретического осмысления исключительно западноевропейских теоретиков. Она была заимствована Западом вVIIIстолетии из Византии. В ее основе - византийский Октоих Иоанна Дамаскина.9Этот философ был не только автором целого ряда крупных богословских трактатов. Дамаскин ценился весьма высоко как поэт-гимнолог. Его служба на Пасху (особенно пасхальный канон), каноны на Рождество Христово, на Богоявление, на Вознеceниe, егоосьмигласник(«Октоих» — воскресные службы, разделенные на 8 гласов) — превосходные, истинно поэтические произведения. Всех канонов им написано до 64. Еще при жизни песнопения Дамаскина распространились далеко за пределами Греции. За необычайный поэтический дар ему было дано прозвание «Златоструйный». Введение в богослужение песнопений Дамаскина изменило весь строй Восточной церкви. По повелению Карла Великого, Октоих И. Дамаскина был принят к употреблению и в Западной церкви. Впервые сведения овосьми церковных ладах появляются в трактатеФлакка АлкуинаDe musica. Эти же идеи разрабатывались и в целом ряде других трактатов каролингской эпохи - Musica disciplina” Аврелиана из Реоме, “De musica” Хукбальда, анониме “Alea musica. В них зафиксированы принципыформульного ладас его формообразующими категориями, представлена классификация интервалов – консонанс, диссонанс, установлен октавный характер восходящего звукоряда, разработана нотация.

В

Проблема формульности в средневековом хорале.

эпоху раннего средневековья тип мелодики носил формульный характер. Мелодика хорала с ее постоянным вращением вокруг определенного набора интонаций, словно в зеркале отражала неизменную повторяемость извечных событий Священной истории, обусловленную календарной цикличностью церковного года. Феномен мелодической типизации (формульности) напевов был обусловлен способом бытования хоральных песнопений – устной традицией передачи.

Термин интонационная формула утвердился в медиевистике после публикации книги Т. Бейли (Bailey T. The Intonational Formulas of Western Chant. Toronto, 1974). Выделяются несколько типов формул:

С

Истоки ладовой теории Средневековья

амые ранние свидетельства о церковных ладах исследователи связывают с именем Амвросия Медиоланского (340-397гг.). Греки назвали декламирование слов на определенных тонах ήχος -ихос – «оглашающий» [славянский вариант его перевода – глас].

В одном из Византийских трактатов читаем: «Что такое ихос? Ихос – это то, что возбуждено дыханием, выдуто и воспринято многими отголосками, словно колебание инструмента, отраженное посредством панциря или шкуры».

Образованию византийского осмогласия способствовало освоение богатейшего музыкально-теоретического наследия античности. В результате сформировался звукоряд из 5 ступеней – пентахорд – с III ступенью в качестве центрального основного тона. Состав пентахорда: Т + Т + 1/2Т + Т. Самый первый пентахорд – протопентахорд – послужил моделью для создания восьми ихосов и имел два наклонения: восходящее (активное, целеустремленно направленное вверх) и нисходящее (пассивное, опускающееся грузно вниз). Он перестраивался при помощи полутонового сдвига центрального тона. Интервальный состав сохраняется в обоих направлениях.

Восходящий пентахорд – прямой ихос (ήχος, όρθός):

C D E F G

Нисходящий пентахорд – плагальный ихос (ήχος πλάγιος) – согласно Плусидиану, «лад косвенный, непрямой», «пассивно опускающийся»:

G F ES D C

Выделялись 4 прямых ихоса – c d e f g; d e f g a; e f g a h; f g a h c; и 4 плагальных – c d es f g; d es f g a; es f g a b; f g a b c10.

В дальнейшем византийское осмогласие преобразовалось в ладовую систему древнерусского, григорианского и армянского пения.