Музыкальные инструменты
Древней Греции самым популярным и доступным инструментом былалира- струнный щипковый инструмент. Пение под лиру – лиродия – было весьма распространено.
Звуковым ящиком архаической лиры служил панцирь черепахи. Позднее он стал изготавливаться из дерева. Сбоку крепились две ручки (сначала для них использовались рога диких козлов, затем дерево), которые соединялись деревянной перекладиной. Струны крепились с одной стороны на перекладине, с другой – на небольшой дощечке в нижней части звукового ящика. Струны (хорды) делались из бычьих или бараньих кишок, либо из сухожилий козлов. Натяжение струн осуществлялось сначала при помощи небольших ремешков, которые выделывались из бычьей кожи, позднее при помощи колков. Все струны были одинаковой длины, но отличались толщиной. Использование кожаного ремня позволяло играть на лире не только сидя, но и стоя. Звук извлекался либо пальцем, либо плектром. Архаическая лира имела 3 струны, к 7 веку до н.э.у Терпандра лира стала семиструнной. В дальнейшем появляются свидетельства о еще большем количестве струн – Тимофей из Милета (450-350 гг. до н.э.) создал 12-ти струнную лиру. По свидетельству современников, лира обладала негромким, но благородным и спокойным звучанием. Строй лиры был избран в качестве теоретического феномена, олицетворявшего древнюю музыкальную систему. Наименования струн лиры стали наименованиями ступеней звукоряда «полной неизменной системы».
Кифара – инструмент, близкий лире, но более совершенный. Если лиру можно считать инструментом для всех любителей музыки, то кифара – инструмент профессионалов. Звуковой ящик был более крупным, звук – громче и по весу инструмент был тяжелее.
Согласно Гераклиду Понтийскому, создателем кифародии (пения под аккомпанемент кифары) был певец Амфион.Ему приписывают добавление 4-ой струны. Однако наиболее известным кифаредом был Терпандер из Антиссы (о. Лесбос, 1-я пол. 7 в. до н. э.). Ему приписывается усовершенствование этого инструмента. Около 676 года до н.э. он одерживает победу на состязаниях в Спарте и закрепляет право кифаредов участвовать в состязаниях. На Пифийских играх 588 года до н.э. были включены и сольные соревнования кифаристов (чисто инструментальные, без пения).
Н Духовые инструменты
Самым распространенным духовым инструментом в Древней Греции был авлос – ( άύλόξ – греч. трубка). Согласно мифу, авлос изобрела богиня Афина. Но когда она попробовала сыграть на нем и увидела в ручье отражение своего искаженного напряженного лица, то с негодованием отбросила инструмент, который был найден фригийцем Марсием. Овладев им в совершенстве, он вызвал на состязание самого Аполлона и был побежден богом. Исполнитель на авлосе именовалсяавлетом.
Главная часть инструмента – трубка цилиндрической формы. Она могла быть разной длины и диаметра. Изготавливались авлосы из тростника, лотоса, веток лавра, рогов животных, самшита и даже меди. Первоначально было 3-4 отверстия, позднее их количество достигало 15. На верхнем конце крепился мундштук с тростью (либо одинарной, либо двойной). В музыкальной практике применялся одинарный (с одной трубкой) или двойной авлос.
Авлеты участвовали в культовых церемониях, театральных представлениях, сопровождали военные походы, но большая часть музыкантов играла в кабаках, на пирушках, во время застолий. Поэтому в общественном мнении античности сложился весьма нелестный портрет авлета. Пример тому двустишие неизвестного поэта:
«Мужчине-авлету боги разум не вдохнули,
Ибо [все равно] вместе с дыханием и ум изгоняется».
В греческих школах также предпочтение отдавалось обучению на лире, затем наиболее успешные ученики совершенствовались в игре на кифаре; авлос же избегался.
Авлодия(пение с сопровождением авлоса) начинает развиваться одновременно с кифародией. Одним из первых известных авлетов является фригиец Олимп (7 век до н.э.). В 586 году до н.э. глава малоазийской школы авлодии Сакад в Дельфах на Пифийских играх исполнил на авлосе соло, изображавшее битву Аполлона с Пифоном. «Пифийский ном» состоял из нескольких частей:
испытание – вступление, в котором Аполлон проверяет, годится ли местность для сражения;
призыв – вызов дракона на поединок;
ямбикон – имитация сражения;
спондейон – религиозная мелодия, игравшаяся перед алтарем во время жертвоприношений;
финальный хоровод, смысл которого выражен в словах «бог танцует победные песни».
Нередко авлос выступал в ансамбле с лирой или кифарой.
Флейта Пана – сиринкс(сиринга, в пер. с греч., свистеть) упоминается у Гомера как инструмент пастухов: «пастухи, наслаждающиеся сирингой» («Илиада»). Конструкция представляла собой ряд тростниковых трубок различной длины, соединённых вместе (от 5 до 10). Верхние окончания трубок были одной длины, нижние образовывали собой изгиб, напоминающий, как пишет Поллукс, крыло птицы. Звук извлекался при помощи вдувания воздуха в отверстия трубок. Существовала и одинарная сиринга с несколькими отверстиями на трубке для пальцев. Сиринга – один из самых архаичных инструментов. Наиболее популярный миф о ее происхождении связан с Паном – козлорогим богом лесов и рощ, охранителем стад и покровителем пастухов и охотников. Пан влюбился в нимфу Сирингу, однако она не ответила на его чувство. Бог стал преследовать Сирингу, убегавшую от Пана по лесам и полям. И когда он почти настиг ее, нимфа взмолилась богам о помощи. По их воле она превратилась в тростник. Раздосадованный Пан тяжело вздохнул, и его дыхание коснулось тростника, который издал жалобно-свистящий звук. С тех пор Пан никогда не расстается с тростником-сирингой.
Сальпинга – древнегреческая труба, которая первоначально изготавливалась из рогов животных и имела несколько загнутую форму. Есть свидетельства об изготовлении сальпинг из слоновой кости. Однако чаще всего их делали из меди и железа. Сальпинга имела костяной мундштук. На ней извлекались звуки обертонового ряда. Она активно применялась в общественной, религиозной и особенно в воинской жизни в качестве сигнального инструмента.
К Ударные инструменты
Тимпан (в пер. с греч., бить, ударять) представляет собой круглый обруч, обтянутый с обеих сторон мембраной, выделанной из шкуры животного.
Систр ( в пер. с греч., дрожу, трясу) изготавливался в форме металлической подковы с рукояткой и свободно прикрепленными к подкове металлическими колокольчиками. Звучание систра, когда его трясли, не было резким, так как, по словам Поллукса, систр служил игрушкой, с помощью которой убаюкивали детей.
С Гидравлос
- Часть I
- Музыка в культуре первобытного общества
- Основные черты первобытного искусства
- Магический обряд. Пантомима.
- Мифологические представления
- Музыка в культуре древних цивилизаций
- Хронограф Шумер
- Шумерская культура
- Исследования Шумера
- Вавилонское царство и Ассирия
- Археологические исследования Вавилона
- Письменность
- Литературные памятники
- Эпос о Гильгамеше
- Музыкальная культура
- Египетская культура
- Пирамиды
- Культура в период Среднего и Нового царства
- Мумификация и изобразительный канон в рельефе.
- Письменность. Литература.
- «Книга мертвых»
- Религиозные представления
- Мистерии
- Индийская культура
- Хараппская цивилизация
- Древняя Индия
- Ведическая литература
- Китайская культура
- Музыкальная теория
- Инструменты
- «Книга песен»
- Музыкальная культура античности периодизация
- Хронограф
- Общая характеристика художественной культуры Античности.
- Крито-микенская культура
- Гомеровская Греция «Одиссея» и «Илиада»
- Архаический период
- Греческая классика
- Эллинистическое искусство
- Римское искусство
- Музыка в Древней Греции
- Музыка и музы
- Аэды и поэты
- Музыкальные инструменты
- Музыкально-теоретические представления
- Ah c d e f g a h c d e f g a
- Воспитательная роль музыки
- Древнегреческий театр
- Культ Диониса и дифирамб.
- Организация состязаний в дни Великих Дионисий
- Жанровые и композиционные особенности трагедии
- Некоторые вопросы теории драмы
- Комедия
- Драматурги
- Музыкальная культура средневековья периодизация
- Хронограф
- Общая характеристика художественной культуры Средневековья
- Основные периоды
- Исторические сведения
- Христианство
- Особенности архитектуры средневекового собора как отражение художественной картины мира Средневековья
- 2. Истоки литургической музыки.
- Пение псалмов Давида
- Слово и музыка. Аллилуйя
- Псалмодическое пение
- Типы псалмодирования
- Антифонарий Григория Великого
- Каролингское возрождение
- Каролингская традиция богослужений
- Суточные богослужения
- Оффиций
- ---- Речитация Проприй ← Ординарий →
- Григорианский хорал
- Сборники певческого репертуара
- Ладовая теория Средневековья
- Церковные лады
- Секвенции Тропы
- Современная история изучения григорианского пения
- Нотация
- Реформы нотации
- Невменная, буквенная и линейная нотации
- Реформа Гвидо Аретинского
- Система сольмизации
- Многоголосие. Культовые жанры
- Органум
- Сantus prius factus
- Параллельный органум.
- Свободный органум.
- Мелизматический органум
- Школа Нотр-Дам
- Модусная ритмика в органумах
- Система модусов:
- Кондукт и мотет
- Артистические профессии средневековья
- Менестрельный профессионализм
- Инструментарий
- Музыкально-поэтическое искусство трубадуров и труверов
- Куртуазная лирика миннезингеров
- Поэзия и песни вагантов
- Искусство Европы XIV века
- «Осень Средневековья»
- Эпоха “Ars Nova”
- Филипп де Витри
- Система пролаций ф. Де Витри
- Гильом де Машо
- Техника изоритмии
- Баллады, рондо, ле и виреле
- Итальянское искусство 14 века
- Мадригал
- Баллата и качча
- Франческо Ландини
- На рубеже 14 и 15 веков
- Периодизация
- Хронограф
- Общая характеристика художественной культуры Возрождения
- Выдающиеся мастера Возрождения
- Литература
- Нидерландская полифоническая школа
- Предпосылки для формирования композиторской школы европейского значения
- Роль английской школы
- Мастера нидерландской школы
- Гийом Дюфаи
- Йоханнес Окегем
- Якоб Обрехт
- Жоскен Депре
- Нидерландская школа после Жоскена
- Итальянская композиторская школа XVI века
- Венецианская композиторская школа
- Адриан Вилларт
- Андреа и Джованни Габриели
- Римская композиторская школа
- Джованни Пьерлуиджи да Палестрина
- Жанры духовной музыки в творчестве итальянских композиторов
- Жанры светской музыки
- Мадригал
- Лютневая музыка
- Композиторские школы Франции, Германии, Англии и Испании в XVI в. Франция
- Клеман Жанекен
- «Плеяда».
- Германия
- Искусство мейстерзингеров
- Реформация
- Протестантский хорал
- Испания
- Приложения словарь терминов и понятий
- Латинский текст и перевод missae ordinarium