logo
Гаврилова Л

Мистерии

период Среднего царства большое развитие получилимистерии, выросшие на основе обрядов в честь бога Осириса. Согласно мифу, бог плодородия Осирис был когда-то царем Египта и научил египтян возделывать землю и сажать сады. Он был убит своим ревнивым и завистливым братом Сетом. Сын Осириса Гор вызвал Сета на поединок и победил его. После этого он воскресил Осириса, дав ему проглотить вырванное у Сета око. Он не остался на земле, а стал править миром мертвых. По одной из версий, Осириса оживила Исида.

Постановки мистерий (по сведениям Геродота) осуществлялись в 16-ти городах Египта. Участники действа лепили изваяние Осириса, рядом с которым стояли Исида и его сестра Нефтида в траурной одежде и с распущенными волосами. В своих причитаниях они умоляли Осириса вернуться к жизни. Осирис возрождался в процессе обрядов (поисков, оплакивания, погребения, «великого боя»).

В период Среднего царства в богослужение были допущены инструменты, поощрялось обучение музыке и танцам. В последствии в период Нового царства инструментальная музыка изгоняется из храма; порицается и обучение музыке и танцам. Прогрессирует военная музыка.

Вцелом, музыка в Египте, как и в Шумере, развивалась в храмах, во дворцах и в народном быту. Большую роль она играла в заупокойных обрядах, которые в эпоху Нового царства (строительства храмовых комплексов) приобрели характер длительных торжественных процессий. В рельефах и росписях часто встречаются многочисленныеизображения музыкантов.Это практически единственный фактологический материал, дающий представление о древнеегипетской музыке. Древнейшим ударным инструментом были деревянные колотушки, которыми отбивали такт. В различных музеях мира хранятся древние египетские музыкальные инструменты: арфа (число струн от 6 до 22), деревянные флейты и барабаны (во Флоренции и Лувре), набл (струнный инструмент с длинным грифом – в Берлине). Большинство исследователей склоняются к тому, что древнеегипетская музыка была одноголосной.