Техника изоритмии
ермин изоритмия был введен в начале ХХ столетия немецким музыковедом Фр. Людвигом. Это понятие обозначает принцип композиции мотетов (использовался и в мессах)XIV-XVвв., основанный на остинатном повторении в теноре ритмического (talea) и звуковысотного (color) построений,различных по протяженности, и периодическом ритмическом членении верхних голосов. Истоки изоритмии – в дискантных разделах органума с остинатно ритмизованным тенором.В творчестве французских композиторов обнаруживаются два композиционных типа изоритмического мотета:
Одночастный мотет, где taleaиcolorповторяются без изменений несколько раз;
Многочастный (чаще двухчастный) мотет с ритмическим уменьшением color.
Характерной чертой фактуры мотетов является деление на два плана: тенор (плюс контратенор в четырехголосии) излагается длительностями крупной мензуры, верхние голоса – более подвижны, их ритмическая организация подчиняется системе пролаций.
Один из вопросов, наиболее часто обсуждаемых в связи с творчеством Машо, – участие инструментов в исполнении его сочинений. Можно лишь высказывать предположения о возможностях включения инструментов: дублирования голосов вокальных партий, исполнения голосов нижних партий, переложений. Однако достоверных свидетельств нет.
Б